logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Второстепенные характеристики

Помимо этих пяти базовых характеристик заслуживающих внимания событий, существуют некоторые другие, более специфичные прагматичные характеристики, необходимые, чтобы о событии рас­сказали подробно. Во-первых, событие не должно никого оскорблять или ранить чьи-то чувства, по крайней мере напрямую. Порой такая озабоченность хорошим вкусом приводит к тому, что о событии не говорят вообще или сообщают совсем мало. Например, пресса очень медленно отреагировала на эпидемию СПИДа в начале 1980-х годов, отчасти потому, что в прессе обходили упоминание самого распро­страненного способа приобретения болезни, а именно — анального полового акта (Меуег, 1990).

Во-вторых, серьезное событие и репортаж о нем должны быть правдоподобны. Маловероятно, что в газетах или на ТВ будут делать такой репортаж, который будет вызывать недоверие, по крайней мере в ведущих газетах и на телевидении (Меуег, 1990). Хотя порой та­кое требование может иметь оздоровительный эффект «прополки» не­вероятных слухов и сенсаций вроде слухов о появлении Элвиса Пре­сли, однако иногда происходит и наоборот, например, масс-медиа под влиянием самоцензуры не говорят о тех вещах, которые представ­ляются невероятными, но которые публика, возможно, приняла бы и захотела бы услышать, например сведения о том, что популярный и уважаемый политический лидер увяз » коррупции.

В-третьих, событие должно быть таким, чтобы о нем можно было рассказать вкратце (в 45-секундном показе в новостях или в корот­кой заметке в газете). Это требование «остроты» часто недооценивают те, кто желает, чтобы об их работе было рассказана подробнее, в ча­стности исследователи и другие, кто не может внятно рассказать жур­налистам о своей работе, коротко и так, чтобы было понятно ши­рокой публике. Несмотря на то что «остроту» информации часто считают порождением телевидения, некоторые считают, что вырази­тельность и острота уже давно мелькала в разных высказываниях зна­менитых людей (Wernick, 1996). Например, слова Людовика XIV «Го­сударство — это я», «Veni, vidi, viei» («Пришел, увидел, победил») Юлия Цезаря или слова Гарри Трумэна «Последняя инстанция» име­ют много общего со словами Рональда Рейгана «Просто скажи нар­котикам нет» или выражением Саддама Хуссейна «Мать всех битв»*. Хотя телевизионные новости излагаются в коротких репортажах, не­которые СМИ предлагают альтернативы. В газетах, например, в по­следнем столетии наблюдалась тенденция делать изложение более длинным и давать интерпретацию события, касающуюся чистого из­ложения фактов (Barnhurst & Mutz, 1997).

Что касается печатных изданий, то на протяжении последнего столетия прослеживается тенденция к увеличению размера публика­ций, в которых «голые» факты снабжаются обширными коммента­риями (Barnhurst & Mutz, 1997).222

Последним второстепенным признаком значимого события яв­ляется степень влияния его последствий на конкретное сообщество людей (т. е. читателей, телезрителей и радиослушателей). Местная теле- или радиостанция передаст сообщение, имеющее общенацио­нальное или мировое значение, вероятнее всего тогда, когда можно установить связь между этим событием и интересами местных теле­зрителей и радиослушателей. Например, сообщение о местном жи­теле, взятом в заложники повстанцами где-нибудь в Африке, или закрытие местного завода по переработке фруктов из-за экономи­ческой политики, проводимой правительством Мексики. Если при­нимать во внимание интересы страны в целом, то! примером могут служить дебаты в Вашингтоне по вопросам внутренней политики или отправка армейских подразделений в зону международного вооруженного конфликта.

Самый надежный способ привлечь внимание прессы и телевиде­ния к каким-либо фактам или событиям — это показать, что у них есть основные и второстепенные признаки важной новости.

Чем большим набором подобных признаков обладает событие, тем более вероятен интерес к нему со стороны средств массовой информа­ции. Наличие или отсутствие основных признаков не является безус­ловным доказательством важности или не важности конкретного собы­тия, зато их наличие позволяет журналистам преподнести своей ауди­тории такое событие как важную новость. Как пример, можно привести судебный процесс 1995 года над обвиненным в убийстве чернокожим спортсменом О. Дж. Симпсоном. Данное событие имело все основные признаки важной новости. В центре внимания оказался человек, ранее вызывавший всеобщее восхищение, а теперь обвиняемый в соверше­нии тяжкого преступления. В качестве комментария к этому делу жур­налисты могли использовать «вечные» темы (добро против зла; личи­на и подлинная сущность и др.). Тот факт, что весь процесс транслиро­вался по телевидению, также способствовал неугасающему интересу к нему со стороны общественности на протяжении нескольких месяцев. В модуле 7.2 показывается, как, используя аргументацию Аристотеля, можно объяснить всеобщий интерес к суду над Симпсоном. С другой стороны, в модуле 7.3 исследуется способ, которым средства массовой информации рассказывали о событиях, не имевших почти никаких ос­новных характеристик важной новости.

Теперь, когда мы изучили все признаки значимого события, нам остается понять, как средства массовой информации создают из не­го то, что называется новостью.