logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Религиозное телевидение

В США, как нигде, откровенно религиозные программы — это многомиллионный бизнес (Brace, 1990; Hoover, 1988; Peck, 1992). Религиозные передачи создаются и распространяются совершенно иначе, чем другие телевизионные программы. Эта тенденция впол­не согласуется с отделением религии от других сфер американской жизни. Религиозные книги продаются в специальных несветских книжных магазинах, религиозную музыку записывают несветские певцы, и эта музыка продается отдельно от другой, религиозные те­лекомпании создают телепередачи специально для верующих. Хотя религия на телеэкране — явление чисто американское, наблюдается распространение телеевангелизма и в других странах, особенно в Латинской Америке и Гватемале, первой протестантской стране Ла­тинской Америки (ASsman, 1987 а, 1987 Ь).

Уже с первых дней радио и телевидения появилось и христиан­ское вещание, но настоящая «Современная электронная церковь» была основана, когда в 1957 году по телевещанию начались высту­пления Билли Грехэма. Его примеру последовали Рекс Хумбард, Орэл Роберте, Джерри Фолвелл, Роберт Шуллер, Джимми Сваггарт, «Клуб 700» Пэта Робертсона и PTL Club Джима и Тэмми Баккер. Религи­озные программы имеют разную форму и направленность, Это мо­гут быть ток-шоу Робертсона и Баккера, политические проповеди Фолвелла, духовное исцеление Робертса. Все эти проповедники, кроме Шуллера, — сторонники евангелистского или фундаменталистского направления, с преобладанием евангелизма (Hoover, 1988), На пике популярности религиозные программы собирали аудиторию от 250 000 до 1 250 000 зрителей, по рейтингам Нильсена (Fore, 1987). Несмотря на евангелистскую направленность, христианское ТВ почти не привлекает неверующих и служит главным образом ук­реплению веры религиозных зрителей (Fore, 1987).

Скандалы 1987 и 1988 года вокруг телеевангелизма были решаю­щими в истории религиозного вешания. Они, кажется, подтвердили то, что утверждали критики телеевангелизма, но теперь критики мог­ли говорить об этом открыто. Телевизионным проповедникам, даже тем, кого обошли скандальные слухи, стало намного труднее соби­рать деньги. Образ проповедника с грязной репутацией, на которую давно указывали скептики, стал для многих стереотипом. Хотя со вре­менем негативное впечатление поблекло, былое уважение к телеви­зионным пасторам уже так и не восстановилось.