logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Характерные черты значимого события Главные признаки

Джемисон и Кэмпбелл (Jamieson & Campbell, 1992) выделяют пять основных признаков любого значимого события. Не каждое событие, ставшее впоследствии важной новостью, обладает всеми пятью при­знаками одновременно, но два или три основных признака обязатель­но образуют «костяк» любого сюжета теленовостей или статьи в пе­чатном издании. Чем большим числом основных признаков харак­теризуется событие, тем более вероятен интерес к нему со стороны средств массовой информации. Именно наличие или отсутствие та­ких признаков позволяет объяснить пристальное внимание телеви­дения и прессы к одним событиям и почти полное отсутствие инте­реса к другим.

Во-первых, у каждой важной новости должен быть свой глав­ный герой. Наличие такого персонажа позволяет зрительской ауди­тории идентифицироваться с ним, тем самым создавая возможность для более полного восприятия зачастую сложной и противоречивой информации. Этот прием, хорошо зарекомендовавший себя при создании фоторепортажей и интервью, широко используется на те­левидении и в прессе (см.: Heritage, 1985). Негативная сторона по­добного подхода — упрощение и даже искажение многоплановых со­бытий, внимание аудитории сосредоточивается исключительно на «звездах», таких, как президент, Папа Римский, серийный убийца или даже террорист, который стремится использовать средства мас­совой информации в своих интересах.

Во-вторых, значимое событие должно быть наполнено драматиз­мом, борьбой интересов и даже насилием. Нас приучили восприни­мать телевидение как нечто предназначенное для развлечения, вне за­висимости от характера содержания передачи, которую мы смотрим в данный момент (Zillmann, 1980, 1991 с). Соответственно кадры, на которых полиция разгоняет демонстрантов, станут более подходящим материалом для теленовостей, чем репортаж о дебатах в парламенте. Если заострить внимание на борьбе конфликтующих сторон, то это даст возможность показать разные точки зрения, но, с другой сторо­ны, может быть преувеличен и сам конфликт и порождаемое им на­силие. Таким образом, у телезрителя порой формируется ошибочное представление, что сцены насилия, которые он видит на экране те­левизора, являются нормой. На события, не содержащие элементов насилия, средства массовой информации могут вовсе не обратить внимания, а о важных проблемах, которые нельзя преподнести эф­фектно, где нет конфликтующих сторон и отсутствует яркая личность, будут упоминать лишь вскользь. Такие важные экономические про­блемы, как долги государств третьего мира западным странам или увеличение процентных ставок кредитования, попадают в фокус вни­мания журналистов только если создаются конфликтные ситуации, по своим характеристикам подходящие для их дальнейшего исполь­зования средствами массовой информации.

В-третьих, значимое событие должно содержать какое-либо ак­тивное действие, нечто приковывающее внимание зрителя. Эту харак­терную черту очень часто используют как своего рода «крючок», на который подвешивают информацию более абстрактного содержания. Например, увеличение инфляции можно представить в виде серии репортажей из магазинов, где конкретные покупатели выражают свое отношение к росту цен на товары. Важные события, которые невоз­можно подвесить на подходящий «крючок», как правило, привлека­ют гораздо меньше внимания журналистов. К примеру, за последние 50 лет в странах третьего мира резко сократилось производство сель­хозпродуктов. Для этих стран все большее значение приобретает импорт продуктов питания из стран Запада. Такая важная для мирово­го сообщества тема очень редко затрагивается журналистами из-за то­го, что трудно найти конкретные события, где бы данная проблема выступала достаточно отчетливо.

Если событие характеризуется тремя указанными основными при­знаками, то оно становится для теленовостей самым благодатным ма­териалом, так как может быть представлено на экране в виде неболь­ших сцен (sound bites). Сюжеты программ новостей, как правило, за­нимают небольшой временной промежуток. История, которую можно изложить кратко, имеет большую вероятность попасть на экраны те­левизоров, чем событие, рассказ о котором потребует значительного количества времени. Время показа отдельных сюжетов в теленовостях постепенно сокращается; так, средняя продолжительность показа ма­териала о президентских выборах в США сократилось с 43 секунд в 1968 году до 9 секунд в 1988-м (Hallin, 1992).

Четвертым признаком важного события является его новизна и сте­пень отклонения от общепринятых норм. В противоположность «экс­тренным сообщениям», большинство новостей не являются особенно неожиданными. Например, большинство политических и экономиче­ских новостей комментируется определенной устоявшейся группой журналистов, заранее приблизительно знающих характер речей, кото­рые будут произнесены, то, какие решения будут приняты и где состо­ятся важные собрания. События, не укладывающиеся в рамки предска­зуемых новостей, имеют больший шанс привлечь внимание журнали­стов. Эти шансы будут расти по мере того, как событие приобретает все более необычные и даже зловещие черты. Известие об убийстве мелко­го наркоторговца в Нью-Йорке не составит большой новости, но сооб­щение об учителе воскресной школы, принесенном в жертву при совер­шении сатанинского ритуала в захолустном городке, наверняка попа­дет во все выпуски теленовостей (Shoemaker, Chang & Bredlinger, 1987; Shoemaker, Danielian& Bredlinger, 1987).

Определение «отклоняющийся от нормы» может характеризовать какое-либо событие в различных смыслах. Статистический подход, имеет дело лишь с частотой возникновения того или иного события, и при этом считается, что наиболее редко встречающиеся события и есть наиболее отклоняющиеся от нормы. Нормативный подход рас­сматривает события с точки зрения степени нарушения общеприня­тых общественных и юридических норм со стороны участников ка­кого-либо события. Наконец, события, главные действующие лица которых имеют своей целью подрыв существующего социального строя, тоже попадают в разряд отклоняющихся от нормы. В качестве при­мера такого рода событий можно привести взрыв террористами ад­министративного здания в городе Оклахома в 1995 году. Притчард и Хьюг, проанализировав большое количество сообщений об убийст­вах, пришли к выводу, что нормативный подход позволяет более вер­но оценивать степень отклонения от нормы того или иного события, чем чисто статистический подсчет частоты возникновения событий (Pritchard & Hughes, 1997).

И последним основным признаком значимого события является возможность его привязки к темам, которые в данный момент уже активно разрабатываются средствами массовой информации.

Некоторые из этих тем относятся к категории «вечных», по край­ней мере для данного конкретного общества. Например, исконное противоречие между личиной и подлинной сущностью человека по­служило отправной точкой для создания многих великих произведе­ний литературы и драматургии. Сюжеты новостей, рассказывающие о скандальных аферах и лицемерии власть имущих, являются хоро­шим образчиком того, как эта тема разрабатывается средствами мас­совой информации. В качестве наиболее яркого примера На эту тему можно привести Уотергейтский скандал 1972—1974 годов, результа­том которого стала отставка президента США Ричарда Никсона. К этой же категории относятся и разоблачения, касающиеся телепро­поведников в 1987—1988 годах. Широкий общественный резонанс, вызванный этими разоблачениями, был вызван именно вопиющим несоответствием религиозной личины и подлинной сущности этих людей, изобличенных в сексуальной распущенности.

Еще одна вечная тема — противоборство власть имущих и простых людей — является постоянным источником сюжетов в самых популяр­ных программах. С этой темой тесно связана тема борьбы добра и зла, часто используемая как своего рода моральная рамка, обрамляющая многие сюжеты новостей, например, хороший борец за чистоту окру­жающей среды и плохая корпорация, эту среду загрязняющая. Еще од­ной ходовой темой является сравнение эффективности и неэффектив­ности, обычно используемое в сюжетах, критикующих правительство за неспособность решить острые проблемы или рассказывающих, как просчеты менеджеров привели крупную корпорацию на грань банкрот­ства. И наконец, к числу весьма популярных тем относится вторжение в рутину повседневной жизни чего-то сверхъестественного. Кроме вы­шеперечисленных «вечных» тем существуют темы, на которые пресса и телевидение обращают внимание через строго определенные промежутки времени. Это так называемые цикличные темы. Например, мы знаем, что увидим, как Папа Римский служит мессу в рождественскую полночь, увидим сурка, который смотрит на свою тень 2 февраля*, услышим, как репортеры в местных программах новостей каждую весну напоминают способы защиты от торнадо. Такие события, по-видимо­му, находят отражение в новостях, потому что они соответствуют цик­лическим темам, хотя и не обладают никакими другими качествами событий, заслуживающих внимания прессы и телевидения.221