logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Сравнение различных масс-медиа ментальные усилия и социальное взаимодействие

Хотя мы знаем, что вымысел и художественная форма регулярно встречается и в печатной форме и на телевидении, ребенок с ранних лет воспринимает написанное в книгах как вымысел (Kelly, 1981). Те­левидение же с детства воспринимается человеком почти как реаль­ная жизнь. Поэтому представления, основанные на восприятии телепередач и фильмов, гораздо легче перепутать с нашими представ­лениями о реальности, чем идеи и представления, получаемые из книг. СМИ сами по себе воздействуют на процесс, в ходе которого ребенок получает информацию из СМИ и запечатлевает ее в памяти (Salomon, 1979, 1983, 1987). В целом восприятие телевидения требу­ет меньших умственных усилий, чем печатные СМИ, хотя это зави­сит от возраста зрителей и вида программ (Bordeaux & Large, 1991; Salomon, 1984). Дети из семей с низким социально-экономическим статусом, а также относящиеся к расовым и культурным меньшин­ствам, больше склонны верить в то, что по телевидению показывают всю правду, чем дети из семей белых среднего класса (Dorr, 1982).

У Гринфилда (Greenfield, 1984) есть тонкое рассуждение об историческом развитии масс-медиа и их взаимосвязи с психологиче­скими процессами, задействованными в восприятии каждого СМИ. Изобретение печати несколько столетий назад позволило сохранять большие объемы информации. Люди, овладевшие грамотой, смогли познакомиться с новой и обширной информацией, прежде недос­тупной или передававшейся устно. Грамотность имела и большое социальное значение, так как печатные тексты были первым СМИ, которое требовало уединения для того, чтобы им можно было эф­фективно воспользоваться (Olson, 1994). Опасения критиков, свя­занные с тем, что с приходом телевидения дети будут изолированы друг от друга и станут избегать общения, напоминали опасения людей того времени, когда появились первые печатные книги; теле­видение лишь внесло дополнительное требование физической изо­ляции человека. Но не оно было его инициатором. Фактически, как показывают исследования, не наблюдается никакой связи между количеством телепередач, которые смотрит человек, и временем, которое он тратит на общение.

Совсем недавно в обществе возникли новые беспокойства и тре­воги, связанные с использованием Интернета и Мировой Web-сети. Страхи, что те, кто занимается «Web-серфингом», будут социально изолированы или даже социально беспомощны, удивительно на­поминают тревоги и страхи времен изобретения книгопечатания и телевидения. В своей довольно провокационной книге Ривз и Насс (Reeves & Nass, 1996) заметили, что мы взаимодействуем с компью­терами, телевидением и другими СМИ почти так же, как мы об­щаемся с людьми, просто мы этого не осознаем. Например, мы обра­щаемся с телевизором вежливо и эмоционально, порой воспринимая его как личность.