logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Глава 6. Спорт на экране: брак по расчету или завоевание спорта телевидением?

Вопрос. Какое спортивное соревнование смотрела самая большая зрительская аудитория?

Ответ. Открытие летней Олимпиады 1996 года посмотрели око­ло 3 миллиардов телезрителей со всего мира (Wulf, 1996)! Около 2 миллиардов зрителей смотрят Мировой кубок по футболу (Real, 1989). Больше всего зрителей собрал в США в 1993 году Супер­кубок по футболу, который увидели 133,4 миллиона зрителей, по­ловина населения страны.

Вопрос. Сколько спортсменов принимало участие в зимней Олим­пиаде в Нагано, в Японии, и сколько журналистов освещали это событие?

Ответ. В Олимпийских играх участвовало 2450 спортсменов и около 8000 журналистов (Numbers, 1998 с).

Вопрос. Почему Эй-би-си (ABC)*,212Си-би-эс**, Фокс и И-эс-пи-эн*** заплатили в общей сложности 21 миллиард долларов за трансляцию игр Национальной футбольной лиги в период с 1998 по 2005 год, хотя они знали, что это не окупится никакой рекламой?

Ответ. Они хотели, чтобы их каналы пользовались успехом у об­ширной и престижной аудитории. Они также опасались негативных последствий в случае, если они не станут транслировать футбол. Так, когда Си-би-эс потеряла права на трансляцию игр Нацирнальной футбольной лиги, многие ее деловые партнеры и рекламодате­ли переметнулись к другим телекомпаниям (Perman, 1998).

Спортивные масс-медиа — неотъемлемая часть сознания любого современного человека, даже если он и не интересуется спортом. Такие события, как суперкубок и Олимпийские игры, становятся явлениями массовой культуры и затрагивают жизнь множества людей —- и не толь­ко спортивных фанатов. Около 3 миллиардов людей (половина населе­ния планеты) посмотрели церемонию открытия летней олимпиады в Атланте в 1996 году (Wulf, 1996). Мы узнаем новости спорта через СМИ, в частности телевидение. Средства массовой информации в основном и создают наши представления о спорте. Когда спортивное событие происходит где-то далеко, в другой стране, то СМИ становятся единст­венным источником информации. Объединение спортивных событий и телевидения стало настолько повсеместным и принятым, что мы не за­мечаем того большого влияния, которое телевидение и другие СМИ оказывают на сами игры.

Эта глава начинается с исторического экскурса, посвященного СМИ и спорту. Затем мы расскажем о влиянии СМИ, в особенности те­левидения, на сами игры. Наконец мы коснемся нескольких психоло­гических тем, связанных со спортом (например, соревнование, наси­лие, тендер, почитание героев), и посмотрим, каким образом СМИ формируют наши представления о спорте и спортивных играх.