logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Глава 12. Конструктивное использование сми в нашей жизни: возможности нового тысячелетия

Вопрос. Каков объем мировой Web-сети?

Ответ. Газета «Нью-Йорк тайме» в апреле 1998 года опубликова­ла данные о том, что в сети Интернет и мировой Web-сети по крайней мере 320 миллионов страниц. Их количество растет на­столько стремительно, что это значительно замедляет поиск не­обходимой информации. По некоторым оценкам, при поиске ин­формации на любую тему можно найти всего не более трети всей имеющейся информации (Marginalia, 1998).

Вопрос. Зачем в сентябре 1992 года звезда мексиканских сериалов Вероника Кастро приезжала в Москву?

Ответ. Чтобы нанести визит президенту Борису Ельцину и по­знакомиться с членами российского парламента. Актриса прие­хала в Москву, потому что мексиканский сериал «Богатые тоже плачут» пользовался в России огромным успехом. Каждый день он собирал у экранов 200-миллионную аудиторию, 70% населе­ния страны, так что получил самый высокий зрительский рейтинг за всю мировую историю (Kopkind, 1993).

Вопрос. Когда в доме работает телевизор, это значит, его включи­ли, чтобы посмотреть определенную программу?

Ответ. Половину времени, которое мы в среднем проводим пе­ред телевизором, мы смотрим определенную программу, а поло­вину времени — просто включаем и ищем что-нибудь интересное. Наилучший и самый легкий способ контролировать просмотр те­левизора в вашем доме — это следовать правилу: «Никогда не включай телевизор, если не собираешься посмотреть именно ту программу, которую собирался посмотреть».

В нашей книге мы исследовали искажения представлений о ре­альности, которое вносит в нашу жизнь телевидение. Хотя СМИ не единственный источник наших знаний об окружающем мире, но на наши представления о мире масс-медиа влияют намного больше, чем мы можем себе предположить. Телевидение очень серьезно воздей­ствует на наши установки и поведение в том случае, если мы искренне верим в то, что масс-медиа отображают реальность такой, какая она есть на самом деле. В этой последней главе мы рассмотрим возмож­ности нашей активной реакции на СМИ и взаимодействия с ними.

В этой книге мы по большей части говорили о СМИ вообще и уделяли сравнительно мало внимания различиям между телевидени­ем, радио и прессой. Теперь мы опишем основные отличительные черты этих СМИ и определим их соотношение в создании тех или иных представлений у аудитории. Затем мы рассмотрим реакции на масс-медиа, проявляющиеся в поведении, и расскажем об образова­тельных программах по грамотному использованию СМИ в школе и дома. Затем мы обратимся к вопросу о том, как новости о СМИ в прессе могут повлиять на уже сложившиеся в обществе представле­ния и стереотипы. Наконец мы завершим книгу, обратившись к но­вым видам СМИ, и посмотрим, как технология стирает различия ме­жду тем, что мы традиционно считали масс-медиа, и персональными средствами информации.