Последствия десенсибилизации
К чему приводит десенсибилизация к насилию, которая возникает в результате наблюдения за насилием в масс-медиа? Насмотревшись и наслушавшись репортажей о войне и насилии, мы перестаем обращать на них внимание. Они нас больше не волнуют. Даже если мы никогда сами не станем сочувственно относиться к актам насилия или совершать их, то все же не будем испытывать к нему сильного отвращения. Мы перестаем принимать его всерьез. Этот факт имеет важное значение для поведения человека. Так, Драбман и Томас (Drabman & Thomas, 1974, 1976) провели следующий эксперимент: они давали просмотреть фильмы с насилием и без детям восьми и десяти лет, а потом наблюдали за их играми. Когда дети помладше начали хулиганить и грубить, то дети постарше, которые до того смотрели фильм без жестокостей и насилия, скорее прибегали к помощи взрослых, чем дети, предварительно видевшие эпизоды драк и насилия.
С десенсибилизацией связан еще один интересный вопрос — это равнодушие к насилию над женщинами. Студенты колледжа, просмотревшие ряд «первоклассных ужастиков», позже проявляли меньше эмпатии и сочувствия к жертвам насилия (Linz, Donnerstein & Penrod, 1984). Сексуальное, насилие — одна из главных тем современных работ, касающихся темы насилия в масс-медиа. Подробно мы опишем этот аспект насилия в главе 10.
МОДЕЛЬ 9.3. ГОЛЛИВУД О ВЬЕТНАМЕ
В 1996 году вышел провезенный фильм «Зеленые береты» с Джоном Уэйном в главной роли, эпическая мелодрама с хорошими и плохими парнями. Через два-три года такой подход к теме вьетнамской войны уже казался поверхностным и фальшивым. Всего через несколько лет сентиментальность «Зеленых беретов» стала совершенно непонятной и весь блеск и слава войны во Вьетнаме Сошли на нет. В 1974 году документальный фильм «Сердца и души» Питера Девиса получил Оскар, он был очень зрелищным и содержал такой страстный антивоенный посыл, что некоторые газеты даже не публиковали обзоры о нем. Хотя военные части покинули Вьетнам
уже в 1973 году, а Сайгон пал в 1975-м, никаких фильмов о войне во Вьетнаме до 1978 года на экран не выходило, во всяком случае таких, которые бы имели коммерческий успех. В 1978 году картины «Охотник на оленей» и «Возращение домой» получили семь Оскаров. Основным мотивом этих двух фильмов (а также фильма «Апокалипсис наших дней», выпущенного в 1979 году) было антивоенное настроение и отвращение к войне. Война во Вьетнаме была раной, которая только начала заживать.
Лечение все же завершилось в 1986 году, когда вышли на экран зрелищный и реалистичный фильм Оливера Стоуна «Отряд» и фильм Сильвестра Сталлоне «Первая кровь, часть II». Оба эти фильма имели невероятный успех, однако в фильм «Отряд» было вложено намного больше средств, сбор денег на его съемку занял несколько лет. Пентагон отказался помогать продюсерам, хотя с энтузиазмом помог создателям героической картины «Секретное оружие» (Top Gun), так как этот фильм должен был создать «реалистический портрет» армии! «Отряд», хорошо принятый критикой (фильм также получил Оскар как лучшая картина), потряс всех еще и своим коммерческим успехом. Затем последовала череда «реалистических» фильмов о Вьетнаме, таких, как «Сады камней», «Превратности войны», «Ханой Хилтон» и «Тяжелое вооружение» (Full Metal Jacket). Ни один из этих фильмов не был настолько коммерчески успешным, как «Отряд».
К 1988 году раны вьетнамской войны зажили достаточно для того, чтобы коммерческий успех получили сериал о войне во Вьетнаме «Миссия» и широкоэкранная комедия «С добрым утром, Вьетнам». Комедия о Вьетнаме до этого времени казалась немыслимой. Вскоре вышел на экран еще один антивоенный фильм Оливера
а) Первичная сенсибилизация
безусловный стимул: те, на кого нападали непосредственно условный стимул: насилие в СМИ Первичные пары
о твращение
у словное реагирование: боль, страх, отвращение
б) Последующая десенсибилизация
безусловный стимул: приятная комфортабельная комната условный стимул: насилие в СМИ Повторяющиеся пары
р асслабленности, развлечения, уюта
у словное реагирование: ощущение
р асслабленности, развлечения, уюта
Схема 9.1 Десенсибилизация - классическое формирование условных рефлексов
Стоуна «Рожденный четвертого июля». Это фильм о честном Роне Ковике, солдате, превратившемся в пацифиста и борца с войной. После короткого и победоносного разгрома Ирака в период войны в Персидском заливе в начале 1991 года проигранная война во Вьетнаме вновь исчезла с экранов. У нас теперь есть менее болезненная и двусмысленная война, которую можно, вспомнить и поразвлечься.
- 2003. — 448 С. (Проект «Психология-best»).
- Ричард Харрис психология массовых коммуникаций
- Содержание
- Глава 1. Средства массовой информации в обществе: учебное
- Глава 2. Практика и теория массовой коммуникации:
- Глава 3. Изображение групп: кривые социальные зеркала
- Глава 4. Реклама: пища (и все остальное) для размышлений
- Глава 5. Мораль и нравственность. Сми в роли родителей и пастырей
- Глава 6. Спорт на экране: брак по расчету или завоевание спорта телевидением?
- Глава 7. Новости: устанавливая повестку дня для всего мира
- Глава 8. Политика: роль новостей и рекламы в победе на выборах
- Глава 9. Насилие: так л и уж безобидны эти драки на экране?
- Глава 10. Секс: возбуждение, отвращение
- Глава 11. Благотворительность в сми: сми приносят пользу и помогают людям
- Глава 12. Конструктивное использование сми в нашей жизни: возможности нового тысячелетия
- Предисловие
- Предисловие к третьему американскому изданию
- Посвящается женщинам четырех поколений
- Выражение благодарности
- Глава 1. Средства массовой информации в обществе: учебное пособие для нашей жизни
- Что такое массовая коммуникация?
- Использование сми телевидение
- Другие сми
- Общий обзор книги
- Глава 2. Практика и теория массовой коммуникации: научный подход к изучению сми
- Общие основы исследования сми
- Оценка содержания
- Оценка продолжительности воздействия
- Оценка последствий
- Теории массовой коммуникации
- Теория социального научения (social learning theory)
- Теория культивирования (cultivation theory)
- Теории социализации
- Теория использования и удовлетворения
- Навязывание повестки дня
- Когнитивная (конструктивистская) теория
- Эмоциональная сторона восприятия сми что такое эмоция?
- Сми и чужой эмоциональный опыт
- Проявление эмоций и сми
- Готовность поверить
- Идентификация
- Эмпатия
- Напряженное ожидание
- Миф отражения
- Исследование воспринимаемой реальности
- Заключение
- Глава 3. Изображение групп: кривые социальные зеркала
- Изображение полов
- Образ женщин
- Образ мужчин
- Последствия принятия гендерных стереотипов
- Четыре стадии изображения меньшинств
- Афро-американцы как их изображают?
- Чернокожие в качестве зрителей
- Последствия изображения афро-американцев
- Латинос
- Коренные американцы
- Азиато-американцы
- Арабы и арабо-американцы
- Пожилые люди
- Гомосексуалисты и лесбиянки
- Люди с физическими недостатками и психическими нарушениями физические недостатки
- Психические нарушения
- Профессии
- Полицейские
- Юристы и судебные разбирательства
- Фермеры и сельская жизнь
- Студенты колледжей
- Заключение
- Глава 4. Реклама: пища (и все остальное) для размышлений
- Исторический экскурс
- Виды рекламы
- Психологические способы «достать» зрителя
- Информационный метод
- Эмоциональный метод
- Патриотические методы
- Метод пробуждения страха
- Ощущение достижений, успеха и силы
- Юмористический метод
- Реклама в форме рекомендации
- Усвоение информации из рекламы
- Фазы обработки информации
- Реклама с точки зрения когнитивной структурной теории
- Бесчестная реклама
- Непонимание или обман?
- Правдивая, но обманчивая реклама (введение потребителя в заблуждение)
- Научные исследования обманчивости рекламы
- Детская реклама
- Разграничение рекламы и других программ
- Дополнения
- Реклама длиной в целую программу и сочетание игрушек с темой программы
- Реклама табака
- Насилие
- Секс в рекламе
- Классическое формирование условных рефлексов
- Подсознательная реклама
- Заключение
- Глава 5. Мораль и нравственность. Сми в роли родителей и пастырей
- Семейные нравы
- Модели семьи
- Семейная солидарность
- Сексуальность
- Сколько информации вам необходимо?
- Секс до вступления в брак
- Секс вне брака
- Контроль за рождаемостью и информация о спиДе
- Влияние телевидения на семейную жизнь
- Религия
- Религия в телесериалах
- Изображение проповедников и священнослужителей
- Религия в новостях
- Что пишут о религии
- Скандалы вокруг телеевангелистов
- Роль религии в светских новостях
- Религиозное телевидение
- Влияние телевидения на религию
- Заключение
- Глава 6. Спорт на экране: брак по расчету или завоевание спорта телевидением?
- История спорта в сми
- Спортивные события в печати
- Спорт по радио и телевидению Радио
- Первое телевидение
- Телевидение и спорт сегодня
- Существует ли предел?
- Социальные изменения влияют на рост числа спортивных соревнований и сми Переезд в пригороды
- Классовые различия
- Какие изменения внесло телевидение в спорт
- Изменение внешнего вида и правил в спортивных играх
- Перемены в технологии
- Фактор телелеличности
- Реорганизация лиг
- Футбол Футбол в колледжах
- Профессиональный футбол
- Олимпийские игры
- Популяризация некоторых видов спорта
- Экономические прессы
- Олимпиады как «мыльные оперы»
- Национальная гордость
- Психологические аспекты спорта и спортивных репортажей
- Спортивные программы как социальное событие Совместный просмотр спортивных передач
- Еда и питье
- Соперничество и сыгранность команд
- Национализм
- Празднование победы
- Статистика
- Звезда против команды
- Насилие в спорте
- Эмоциональная польза
- Гендерные роли и пристрастия
- Социализация тендерных ролей
- Расовые предрассудки
- Почитание героев
- Заключение
- Глава 7. Новости: устанавливая повестку дня для всего мира
- Что такое новости?
- Характерные черты значимого события Главные признаки
- Второстепенные характеристики
- Средства массовой информации как создатель особой реальности
- Манипуляции с новостями
- Непосредственная цензура
- Запугивание
- Блокирование доступа
- Косвенная цензура
- Манипуляция эфирным временем
- Самоцензура сми
- Объединение организаций, занимающихся сбором новостей
- Репортажи о войне в персидском заливе: конкретный пример
- Как американские военные руководили изложением событий в новостях
- Поддержка войны в сми
- Репортажи независимых журналистов
- Последствия освещения новостей в прессе
- Влияние различных точек зрения
- Память о новостях
- Эффекты воздействия новостей на атрибуции и принятие решений
- Самоубийства: провоцируют ли на них новости?
- Как масс-медиа воздействуют на внешнюю политику
- Дипломатические переговоры
- Яркие образы
- Сми и правительство
- Вьетнамская война
- Терроризм
- Заключение: вымысел становится реальностью
- Документальная драма: факт или вымысел?
- Границы влияния сми
- Глава 8. Политика: роль новостей и рекламы в победе на выборах
- Сокращение дистанции между кандидатом и обществом
- Освещение политических кампаний в сми
- О чем много говорят и пишут в сми
- О чем мало пишут и говорят
- Американские президентские дебаты
- Освещение дебатов в сми
- Воздействие на зрителя
- Использование кандидатами новостей программы
- Создание псевдособытий
- Отражение атак противника
- Потребность быть принятым всерьез
- Политическая реклама
- Цели Узнавание имени
- Ключевые вопросы программы
- Создание имиджа
- Позиция кандидата
- Сбор денег
- Методы политической рекламы
- Негативная реклама
- Эффекты политической рекламы
- Телевидение как культиватор политической умеренности
- Заключение
- Глава 9. Насилие: так ли уж безобидны эти драки на экране?
- Страшные образы
- Реакция на чувство страха
- Моделирование
- Моделирование насилия в жизни
- Базовое социальное научение и полевые исследования
- Факторы взаимодействия с моделями в сми
- Подкрепление
- Сенсибилизация
- Десенсибилизация
- Процесс десенсибилизации
- Последствия десенсибилизации
- Культивация
- Катарсис
- Кто любит смотреть насилие по телевизору и почему?
- Социальные факторы
- Личностные факторы
- Длительные исследования
- Как помочь детям преодолеть страх и другие негативные эффекты насилия в сми видеоограничитель насилия
- Дискуссии и другие интервенции
- Систематическая десенсибилизация
- Личностные переменные
- Заключение
- Глава 10. Секс: возбуждение, отвращение
- Характер секса, изображаемого в сми проблемы дефиниции
- История секса в средствах массовой информации
- Секс в средствах массовой информации сегодня
- Эффекты восприятия секса через масс-медиа
- Возбуждение
- Установки и ценности
- Экспериментальные доказательства
- Поведенческие эффекты
- Растормаживание
- Сексуальные преступления
- Катарсис
- Преобладающий тон
- Сексуальное насилие
- Эротика как стимулятор агрессии
- Индивидуальные различия мужчин-зрителей
- Боевики
- Эффекты от просмотра фильмов с большим количеством насилия и жестокости
- Смягчение негативных эффектов сексуального насилия
- Освещение в прессе преступлений, связанных с сексуальным насилием
- Заключение
- Глава 11. Благотворительность в сми: сми приносят пользу и помогают людям
- Детские социальные телепередачи
- Улица сезам
- Что представляет собой это шоу
- Эффекты просмотра улицы Сезам
- Другие проекты студии телепрограмм для детей
- Изменение установок, связанных с гендерными ролями
- Вклад коммерческих телекомпаний
- Первый канал
- Общественно-полезные телепередачи для взрослых
- Использование сми в социальном маркетинге
- Препятствия на пути продвижения социального маркетинга
- Аудитория
- Характеристики эффективности кампаний
- Позитивные эффекты социального маркетинга
- Кампании по охране здоровья в сми
- Программа Стэнфордского университета но снижению многофакторного риска
- Заключение
- Глава 12. Конструктивное использование сми в нашей жизни: возможности нового тысячелетия
- Сравнение различных масс-медиа ментальные усилия и социальное взаимодействие
- Извлечение информации и память
- Масс-медиа и воображение
- Грамотность усвоения материалов сми
- Образовательные программы в школе
- Что можно сделать дома
- Влияние на масс-медиа
- Усилия отдельного человека
- Усилия группы людей
- Изложение исследований о сми для широкой публики
- Будущее и новые технологии радиус действия сми
- Новые технологии Изменения в самом телевидении
- Компьютерные коммуникации
- Что такое массовые коммуникации? (возвращаясь к.Вопросу)
- Заключение