logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Глава 2. Практика и теория массовой коммуникации: научный подход к изучению сми

Вопрос. Что побудило Джона Хинкли совершить в 1981 году по­кушение на президента США Рональда Рейгана?

Ответ. Хинкли полагал, что этот поступок упрочит его отно­шения с актрисой Джуди Фостер, которой он был безумно увле­чен, хотя они никогда не встречались. (Примечание. Суд признал Хинкли невменяемым и направил его на принудительное лечение в психиатрическую больницу.)

Вопрос. Много ли адвокатов, защищая людей, обвиняемых в со­вершении тяжкого преступления, ссылаются, по мнению амери­канцев, на невменяемость своих подзащитных, и часто ли такое происходит на самом деле?

Ответ. Американцы полагают, что на невменяемость своих под­защитных ссылаются 37% адвокатов, в то время как в действи­тельности так поступают только 0,9%, причем большинство этих попыток оказываются безуспешными (Numbers, 1998 а).

Вопрос. Сколько писем получил актер Роберт Янг за те 5 лет, в течение которых по телевидению демонстрировался фильм Marcus Welby M. D, («Доктор Маркус Уэлби»), в котором он играл главную роль?

Ответ. Свыше 200 тысяч писем, в большей части которых его просили дать медицинский совет.

В каком-то смысле критиком СМИ является каждый из нас. Од­нако сравнительно немного людей знают реальные ответы на вопро­сы и проблемы, которые бывает столь легко поставить. Ответы на многие вопросы, касающиеся СМИ, могут дать только серьезные на­учные исследования. Результаты таких работ приводятся на протя­жении всей этой книги, но в данной главе нас будут интересовать тео­ретические основы подобных исследований. Легко привлечь внима­ние к проблеме насилия в СМИ, труднее точно оценить последствия восприятия этого насилия. Легко сетовать на отсутствие семейных ценностей в телевизионных программах, труднее определить, какие же все-таки ценности телевидение проповедует. Наши взаимоотно­шения со СМИ столь сложны именно потому, что масс-медиа удов­летворяют некоторые из глубочайших психологичееких потребностей любого человека.

С точки зрения уровня общественного интереса и количества научных исследований, посвященных масс-медиа, телевидение яв­ляется намного более исследованной областью, чем радио или печатные СМИ. Многие из психологических проблем, обсуждаемых в этой книге, относятся в равной степени ко всем СМИ, но боль­шинство из них исследовались главным образом применительно к телевидению. Мы начнем с рассмотрения общих подходов к науч­ному изучению СМИ, а затем перейдем к оценке частных теорий, опирающихся на психологию, теорию массовых коммуникаций и ряд других дисциплин. И, наконец, мы сосредоточим свое внимание на конструкции той реальности, которую воспринимает аудитория СМИ.