logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

О чем много говорят и пишут в сми

Некоторые аспекты политических кампаний освещаются очень подробно, а другие описываются поверхностно. Это зависит в большой степени оттого, насколько значительны и информативны те или иные события (мы обсуждали этот вопрос в главе 7). Во-первых, внимание прессы приковано к важным заявлениям, например, всегда говорят о том, какой кандидат решил участвовать в борьбе за тот или иной пост, а кто — выбывает из гонки. Другие информативные заявления, напри­мер резкое нападение на противника, также отмечаются в СМИ.

Во-вторых, любая грубая ошибка, совершенная кандидатом, даже, быть может, не очень существенная в длинной предвыборной гонке, привлекает пристальное .внимание. Так, весной 1987 года во время предвыборной кампании среди демократов кандидат Гарри Харт весь вечер флиртовал с фотомоделью Донной Раис и поддразнивал репорте­ров, призывая «следовать за ним» — этого было достаточно, чтобы он выбыл из президентской гонки. Когда позже он снова вступил в пред­выборную кампанию, то уже не смог приобрести прежней популяр­ности. Одной из самых серьезных ошибок президента Джералда Форда было его утверждение в 1976 году, что «Польша — свободная страна». Несмотря на то, что это очевидно было ошибкой и ее признал сам Форд, пресса не позволила американцам забыть о ней. Вице-президент Джорджа Буша Дэн Кейл (1989—1993) стал настоящей легендой благо­даря своим ошибкам в речи и неправильным выражениям. Порой пуб­лика воспринимает эти ошибки не так серьезно, как СМИ; откровение Билла Клинтона о его связи с Моникой Левински приняло характер бульварных репортажей в 1998 году, однако сначала оно, казалось, не вредило его популярности. В данном случае, наоборот, постоянное влияние масс-медиа усилило симпатию к президенту. В модуле 8.1 при­водятся примеры оскорбительных и грубых выражений, резко снижаю­щих популярность претендентов на государственные посты.

В-третьих, СМИ привлекает любой вид живой реакции на полити­ческую речь или событие. Камеры изображают и ободряющие группы поддержки кандидатов, и разъяренных демонстрантов. Во многих стра­нах проводят сомнительное с точки зрения закона мероприятие: людям платят за то, чтобы они присутствовали на предвыборной речи канди­дата и «спонтанно» приветствовали его. Точно так же протесты против лидера организуются в расчете на телекамеры, а не для того, кто произ­носит речь на митинге. Революции 1986 года на Филиппинах помогло телевидение: репортажи подробно показывали протесты и митинги против фальсификации президентских выборов в пользу президента Фердинандо Маркоса. Эта революция транслировалась по всему миру, и урок был вполне усвоен. Летом 1987 года протесты и митинги в Юж­ной Корее транслировались по всему миру, и они вскоре вынудили пре­зидента Чон Ду Хвана согласиться на проведение выборов и вернуться к демократическому режиму. Антисоветские протесты в странах Балтии и других регионах в 1990— 1991 годах ускорили получение независимо­сти этих стран от распадающегося Советского Союза. По крайней ме­ре с 1979 года — с исламистской революции в Иране — участники мар­шей протеста и демонстраций пишут свои требования на транспаран­тах на нескольких языках, в зависимости от того, тележурналисты из какой страны их снимают. Для демонстрантов главную роль имеют те зрители, которые видят их по телевизору.

В-четвертых, в прессе освещают встречи кандидата со значитель­ными людьми. Это особенно важно для кандидатов, у которых нет опыта в той или иной области. Например, кандидаты в президенты, не имеющие опыта международной политики, часто наносят визиты лидерам иностранных государств, чтобы в вечерних новостях пока­зали, как они пожимают руки и совещаются.

Наконец, и это, пожалуй, самое важное, любой аспект кампании, который привлекает внимание к этим «лошадиным бегам», получает детальное освещение в прессе. Результаты опросов широко публикуют­ся и обсуждаются и, также как и предсказания экспертов и другое лю­бое событие, могут нанести поражение игроку. Относительно неиз­вестные кандидаты внезапно оказываются серьезными соперниками, а лидеры гонки получают существенную поддержку в ходе освещения их кампании в СМИ. Лидерам необязательно одерживать настоящие победы: для победы в СМИ достаточно создать впечатление «лучше, чем ожидалось». Протестующий против вьетнамской войны кандидат Джин Маккарти считался темной лошадкой, пока неожиданно хорошо не проявил себя в предварительных выборах от демократической пар­тии в Нью-Гемпшире в 1968 году, и это событие стало причиной отказа президента Линдона Джонсона* баллотироваться на следующий срок. Кандидат от правого крыла Патрик Бьюкенен** произвел в 1992 году очень хорошее впечатление (хотя он и не был близок к победе) во вре­мя предварительных республиканских выборов, и это позволило ему превратиться из кандидата экстремистского крыла в политика, кото­рого СМИ считали серьезным конкурентом действующему президен­ту Джорджу Бушу.226

Детальное освещение предвыборных «гонок», вероятно, способ­ствовало тому, что о выборах стали писать и говорить на все более ранних стадиях. По закону установлено, что первичные выборы в Нью-Гемпшире проходят на 2 недели раньше всех предварительных выборов в других штатах, этот штат гарантирует освещение выборов в СМИ и получает экономические преимущества от информационных сооб­щений и репортажей. Другие штаты пытаются «закончить пробежку раньше», когда устраивают предвыборные митинги сторонников той или иной партии, не участвующих в выборах, или устраивают пред­варительный подсчет голосов. Эти соревнования в итоге привлека­ют к себе внимание СМИ, часто они начинаются приблизительно за год перед первичными выборами. Большинство штатов, участвующих в первичных выборах, в последние годы сделали их еще раньше, что­бы задолго до окончания гонки сказать, кто победит. Система пред­варительных выборов стала настолько предварительной, что главные кандидатуры определяются уже к марту или апрелю, за 7—8 месяцев до общих выборов! Такой чрезвычайно растянутый период — основ­ная причина как эскалации стоимости кампаний, так и усталости публики. Они просто длятся слишком долго, этот факт признает почти каждый, но никто не знает, как с этим бороться. В штате Кали­форния предварительные выборы перенесли с июня на март 2000 го­да, и это вызвало новую критику всей системы.

Аспект гонки, который освещается детальнее всего, — это, конеч­но, результат действительных выборов. Многих беспокоит, что зна­ние результатов или предсказание результатов по ТВ может в дейст­вительности повлиять на исход, так как избиратели, увидев, что ре­зультат выборов известен, с неохотой пойдут голосовать. Эта тема обсуждается детальнее в модуле 8.3.

Модуль 8.2. НАПАДКИ НА ЖЕНЩИН В ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕБАТАХ: ВОЗМУТИТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ

Несмотря на то что в политических системах большинства стран преобладают мужчины, женщин-политиков уже довольно много. В» таких странах, как Великобританияt Норвегия, Турция, Пакистан, Ин­дия, Шри-Ланка, Израиль, Исландия, Аргентина, Боливия, Никара­гуа, Новая Зеландия, Филиппины и других, женщины в последние годы занимают самые высокие государственные посты. Однако во многих местах женский пол еще является помехой для кандидата. В 1990 году кандидат в губернаторы Техаса, новичок в политике Клейтон Вильяме повел себя довольно грубо по отношению к кандидату от демократической партии казначею штата Энн Ричарде. Сначала он пообещал жителям штата вернуться к временам, когда «мужчина был мужчиной», а «женщина знала свое место, а не полу­чала мандат у демократов». Позднее на одной из ферм он заметил, что плохая погода напоминает изнасилование: «Если это неизбеж­но, просто расслабься и получай удовольствие». Это его замеча­ние вызвало шок в обществе и презрение у людей, встревоженных насилием в отношении к женщинам. Не поняв урока, Вильяме продолжил тем, что оскорбил мексиканцев и американцев мекси­канского происхождения, когда сказал, что во времена его юности отправиться в Мексику и воспользоваться услугами проститутки значило для здорового мужчины снова почувствовать себя мо­лодым. Помощники Вильямса называли Ричарде «почетной лесби­янкой» за то, что она поддерживала права геев (Carlson, 1990). Срабатывает ли подобная тактика? Несмотря на то что Вильяме на­чал, опережая Ричарде на 10 пунктов, он стал тяжелой обузой для техасских республиканцев и в конце концов проиграл выборы.