logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Идентификация

Эмоциональное участие, которое вызывает у нас какая-то теле­передача, частично зависит от того, в какой степени мы идентифи­цируем себя с персонажем (т. е. мысленно сравниваем себя с ним и представляем себя на его месте). Легче идентифицировать себя с персонажами, с которыми у нас много общего, хотя это условие и не является обязательным. Большинство хороших мелодрам отли­чает определенная универсальность. Например, огромное число аме­риканцев, в большинстве своем белых, никто из которых не был рабом, оказались растроганы историческим минисериалом Roots («Корни»), повествующем о нескольких поколениях афро-американ­ской семьи, начавшей свою жизнь в рабстве. Очевидно, человеческие качества действующих лиц были переданы столь умело, что зрители смогли эмоционально идентифицировать себя с персона­жами, хотя сами никогда не попадали в подобные ситуации.

Изображаемая в СМИ реальность воспринимается нами в боль­шей степени, если наше отождествление себя с персонажами та­ково, что последние становятся значимыми фигурами в нашей собственной жизни (Potter, 1988). Мы чаще подражаем поведению и следуем установкам тех персонажей, с которыми себя идентифи­цируем. Вот почему антисоциальные последствия принимают более серьезный характер в том случае, когда зрители становятся свиде­телем насилия, совершаемого положительными, а не отрицатель­ными героями.