logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Характер секса, изображаемого в сми проблемы дефиниции

Когда мы говорим о сексе в масс-медиа, то должны четко пред­ставлять, что мы под этим подразумеваем. Есть целый тип масс-медиа (по крайней мере, в США), явно называемый «эротическим», «порнографическим» или «сексуально откровенным», куда входят журналы, видеофильмы и некоторые сайты сети Интернет. Эта ин­формация, как правило, распространяется по другим каналам, не­жели обычные СМИ, по крайней мере она недоступна детям. И все же существуют противоречивые мнения на счет того, следует ли ограничивать распространение такого рода информации. Считает­ся, что этот тип СМИ предназначен исключительно для сексуаль­ных целей, не обладает литературными достоинствами и его мате­риалы не являются произведениями искусства. Среди немногочисленых исключений — относительно «ручной» Playboy, практически единственный из сексуальных журналов, кто имеет высокую лите­ратурную репутацию. Существует и серьезная образовательная ин­формация и информация, предназначенная для повышения сексу­альной культуры взрослого здорового населения.

Некоторые ученые считают целесообразным строго разграничить материалы, которые изображают изнасилование и другие примеры причинения физического вреда, и материалы ненасильственного со­держания, вне зависимости от того, изображается ли в них деграда­ция, доминирование, подчинение и унижение. Материалы, не изобра­жающие деградацию и насилие, как правило, показывают гетеро­сексуальную пару, которая без принуждения одного из партнеров занимается вагинальным или оральным совокуплением. Экспери­менты свидетельствуют о более значительных негативных эффектах от наблюдения за сексуальным насилием, чем от просмотра филь­мов и видео, не содержащих насилия и деградации. Достаточно ши­роко распространена и так называемая «детская порнография», изо­бражающая маленьких детей. Ее производство запрещено в США и большинстве других стран, однако подобные журналы и видеомате­риалы ввозятся контрабандой и передаются из рук в руки. По оче­видным этическим соображениям, научные исследования эффектов воздействия «детского порно» никогда не проводились.

Надо сказать, что секс присутствует не только в откровенной пор­нографии, но и во множестве других материалов, публикуемых СМИ. Например, тема секса широко используется в рекламе, особенно та­кой продукции, как духи, одеколон, средства для ухода за кожей по­сле бритья, а также в рекламе покрышек, автомобилей и кухонных раковин. Секс в масс-медиа не ограничивается явными изображения­ми совокупления или наготы, а может включать любую модель, под­разумевающую сексуальное поведение, интерес или мотивацию. Тем не менее основное внимание в этой главе уделяется более откровен­ным материалам, хотя и не обязательно являющимся «порнографией» в обыденном смысле этого слова. Некоторые из них уже обсуждались в предыдущих главах, особенно четвертой и пятой. Слово «порногра­фия» имеет достаточно широкий спектр значений, в научном смыс­ле оно не точно, поэтому в дальнейшем мы будем использовать вме­сто него термин сексуально откровенные материалы.