logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Коренные американцы

Коренные американцы, или индейцы, — без сомнений, наиболее оклеветанная и преследуемая группа в истории Соединенных Штатов и Канады, — были основным объектом кампаний геноцида, проводив­шихся в XVIII и XIX веках. Сегодня они составляют менее 1 % населения США, причем одна треть живет за официальной чертой бедности. На протяжении всей американской истории в информационных и раз­влекательных СМИ преобладали негативные стереотипы индейцев (Bird, 1996; Weston, 1996). Возможно, наиболее известный образ — это кровожадный и свирепый индеец из старых кинофильмов и первых телешоу. В начале 60-х годов одним из самых популярных жанров на. телевидении и в кино были вестерны. Индейцев обычно изображали в виде злодеев-убийц или, в лучшем случае, в виде вызывающих симпа­тию, но недалеких, туповатых помощников белых американцев (на­пример, Одинокий ковбой и его приятель индеец Тонто) (Morris, 1982).

Хотя сегодня существует 555 официально признанных племен индейцев, в СМИ (обычно в вестернах) почти всегда фигурируют ин­дейцы равнин, и обычаи, подобные проживанию в типе (перенос­ное жилище) и охоте на буйволов, стали идентифицировать с образом жизни всех коренных американцев, несмотря на то, что эти обычаи характеризуют северо-восточных ирокезов или северо-западных тлин-китов в не большей степени, чем англичан или африканцев. Повы­шенное внимание к индейцам равнин по-прежнему просматривается в ряде последних и в остальном отношении нетрадиционных филь­мов, таких, как Dances With Wolves («Танцы с волками») (1990) и Thunderheart (1992). Индейские женщины появлялись редко, а когда подобное все-таки происходило, это были пассивные и довольно не­выразительные второстепенные персонажи. Властных женщин из матриархальных племен, таких, как навахо и мохавки, телевидение вообще обошло стороной. Большинство индейцев в СМИ появляются в исторической обстановке вестернов; немногие современные персо­нажи обычно предстают в образе воинствующих борцов за справед­ливость или алкоголиков. В тех редких случаях, когда о коренных американцах вспоминают в программах новостей, речь обычно идет о земельных исках или о принадлежащих индейцам казино. В силу малого представительства индейцев в американском обществе источ­ником существенных изменений может быть лишь собственная ки­нематографическая и телевизионная продукция коренных американ­цев (Geiogamah & Pavel, 1993).

В сложившихся условиях в процессе социализации детей корен­ных американцев царит большая неразбериха. Практически полно­стью отсутствуют ролевые модели, не относящиеся к индейцам рав­нин. Когда дети коренных американцев играют в «ковбоев и индей­цев», они, подобно белым, хотят быть ковбоями (т. е. «хорошими парнями»). Еще больший сумбур вносит то, что одной из немногих областей в главенствующей культуре, где проявляется этническая идентичность индейцев, стали названия школьных и профессиональ­ных спортивных команд, которые не имеют ничего общего с индей­ским наследием (см. модуль 3.4).

Угнетение коренных народов имело место не в одной Северной Америке. Их оттесняли на жизненную обочину в Австралии, Новой Зеландии, европейски ориентированных латиноамериканских стра­нах, в том числе в Аргентине, Чили, Бразилии, Уругвае или Коста-Рике. Любопытным исключением из этого правила является Мекси­ка, которая, в отличие от остальной части Северной Америки, все­гда имела очень большое городское туземное население. В 1521 году, на момент захвата ее испанцами, столица ацтеков Теночтитлан была одним из самых населенных городов мира. Несмотря на страшные уг­нетения, которым подвергли местных жителей испанские конквистадоры, индейская самобытность слилась с испанскими традициями, образовав уникальную культуру, являющуюся сущностью современ­ного Мехико. Национальным героем Мексики является последний правитель ацтеков Куаутемок, а не завоеватель Кортес.

Модуль 3.4. ИНДЕЙСКИЕ ОБРАЗЫ В НАЗВАНИЯХ СПОРТИВНЫХ КОМАНД

В настоящее время очень спорным во многих отношениях вопро­сом является использование индейских названий и тем примени­тельно к спортивным американским командам: Atlanta Braves («Ин­дейские воины»), Kansas City Chiefs («Вожди»), Washington Redskins («Краснокожие»), Cleveland Indians («Индейцы»). Хотя наиболее зри­мыми примерами здесь являются названия профессиональных ко­манд, то же самое происходит и на местном уровне, где во многих школах и колледжах используются индейские термины и талисма­ны. Появившиеся в основном много лет назад, до того как люди ста­ли обращать серьезное внимание на существование этнических сте­реотипов, подобные символы, вероятно, должны были напоминать о сильном, бойцовском, даже свирепом характере их носителей, связанном с образом индейцев из вестернов.

Теперь пришло время, как считают многие, заменить эти на­звания другими, которые не унижают какую-либо этническую или расовую группу и не обесценивают её культурные символы. Этот вопрос впервые возник в 1991 году в ходе чемпионата США по бейсболу. Среди болельщиков клуба Atlanta Braves приобрела попу­лярность кукла, названная «томагавком». Критики доказывали, что использование сравнительных символов или названий, заимство­ванных у какой-либо группы меньшинств, нетерпимо; можно ли представить себе, чтобы команды назывались, к примеру, «Чикагски­ми евреями», «Вашингтонскими мокрыми спинами» (кличка неле­гальных иммигрантов из Мексики. — Прим, перев.) или «Далласскими уроженцами Востока», пусть даже команда университета Нотр-Дам и называется «Сражающимися ирландцами», а клуб из Минне­соты—«Викингами»?

На данный момент (1998 г.) практически ни одна из команд не сменила свое название: со старыми традициями расставаться очень трудно. Однако другие ужесточают свою позицию. В феврале 1992 года газета Oregon/an из Портленда, крупнейшее ежедневное печат­ное издание штата Орегон, объявила, что она более не станет по­мещать на своих страницах названия спортивных команд, в которых используются расовые или этнические стереотипы. Команды будут называться лишь по своему городу. Некоторые радиостанции из раз­ных регионов выразили аналогичное намерение перестать исполь­зовать оскорбительные названия. Как и можно было ожидать, мно­гие высказались по поводу этой кампании следующими словами: «Много шума из ничего», но почти все коренные американцы испы­тали чувство удовлетворения: Не тот ли это случай, когда настало время менять некоторые традиции в ответ на возросшее понимание тревог, испытываемых меньшинствами в многонациональном обще­стве? Каково ваше мнение?