logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Самоубийства: провоцируют ли на них новости?

Совершенно иной подход к изучению эффектов новостей приме­нили социолог Дэвид Филлипс и его коллеги (Boilen & Phillips, 1982; D. P. Phillips, 1977, 1984; D. P. Phillips & Carstensen, 1986). Социологи изучали роль СМИ в доведении человека до самоубийства. В их ис­следованиях проверялась гипотеза о том, что репортажи о самоубий­ствах способны подтолкнуть людей к тому, чтобы покончить с собой.

В основе метода Филдипса лежит исследование корреляций репортажей о самоубийствах в СМИ и изменения уровня реальных самоубийств. Например, Филлипс и Карстенсен (1986) рассмотрели возможное существование такой взаимосвязи на протяжении 7 лет (1973—1979), взяв данные о 12585 самоубийствах тинэйджеров и проследив их связь с телерепортажами о самоубийстве в новостях и статьями первых полос газет. Они обнаружили, что число само­убийств значительно возрастало по прошествии 0 — 7 дней после та­кой истории в новостях. Это увеличение коррелировало (r=0,52) с количеством программ, передававших репортаж. Такая корреляция имела значение только для подростков, а не для самоубийств взрос­лых людей и была гораздо сильнее для девочек, чем для мальчиков. Исследователи сделали вывод о том, что репортажи в новостях (сен­сационные газетные статьи или телевизионные репортажи о совер­шении самоубийства) действительно способствуют самоубийствам подростков. В своей статье Филлипс и Карстенсен обсуждали и оп­ровергли несколько возможных альтернативных объяснений своих результатов, несмотря на то, что сами данные неизбежно носят корреляционный характер.