Вьетнамская война
СМИ все же могут изменить представления общества о событиях за рубежом, в особенности когда передается новая визуальная информация или когда информация постоянно повторяется на протяжении длительного периода времени. Самый драматичный пример, пожалуй, изменение американского общественного мнения о войне во Вьетнаме в 1965 – 1969 годах. Война во Вьетнаме была не только первой войной, проигранной США, этот конфликт был еще и войной телевизионной. Невиданное прежде отсутствие популярности войны среди американцев иногда обосновывают именно этой причиной: каждый вечер за ужином люди видели по телевизору подлинные ужасы и жестокости этой войны. В сердцах телезрителей не оставалось места традиционным романтическим идеалам, вдохновляясь которыми солдаты отправлялись бы на войну. Эта война (как и все другие) была адом, но на этот раз каждый видел ее непосредственно. Тема подробного освещения войны и привнесения ее в наши гостиные – предмет горячих споров. У Камингса (Cumings, 1992) и Стробела (Strobel, 1997) есть рассуждения на эту тему. Некоторые (мнение Стробела излагается в этой же главе ниже) считают, что роль масс-медиа в изменении общественного мнения о Вьетнаме была вовсе не столь значительной, как многие обычно полагают.
Модуль 7.6. ОСВЕЩЕНИЕ В ПРЕССЕ КРИЗИСА С ЗАЛОЖНИКАМИ В ИРАНЕ (J. F. LARSON, 1986)
Исламская революция в Иране в 1979 году для многих американцев стала совершенной неожиданностью, отчасти из-за сообщений, предшествовавших ей. С января 1972 по октябрь 1977 года репортажи о событиях в Иране занимали всего 1% всех международных новостей. 10% передававшихся репортажей велись из самого Ирана, остальные представляли информацию, полученную по телеграфной службе новостей, или репортажи об Иране, сделанный в другой стране. Две темы доминировали в этих репортажах – нефть и торговля оружием, то есть темы, затрагивающие взаимоотношения правительств США и Ирана в тот период. Несмотря на то, что были признаки недовольства, например демонстрации против шаха, автократического иранского лидера, союзника США, возрастающему беспокойству в стране не уделялось никакого внимания ни в прессе, ни на ТВ. Статьи экспертов-профессионалов по внешней политике того периода также свидетельствовали о непонимании причин недовольства в Иране (Mowlana, 1984).
С ноября 1977 по январь 1979 года характер репортажей США об Иране значительно изменился. Визит шаха в Вашингтон и его встреча с президентом Картером в 1977 году вызвала демонстрацию протеста, которая была подавлена при помощи слезоточивого газа, пущенного в ход перед Белым домом. После этого «заслуживающего внимания новостей» события в СМИ стали говорить о недостатках шаха и его режима. В 1978 году все три ведущие телекомпании США послали своих корреспондентов в Тегеран, так что репортажи велись непосредственно из Ирана, много внимания уделялось демонстрациям, забастовкам и маршам протеста. После ухода шаха в 1979 году телевидение служило важнейшим средством коммуникации между находившимся в ссылке в Париже исламским лидером Аятоллой Хомейни и слабым временным правительством в Тегеране. После возвращения Хомейни в Иран в феврале внимание журналистов было приковано к Ирану, часто говорилось о значении этой страны для США. Однако с февраля по октябрь количество репортажей из Ирана в США резко снизилось.
После того как 4 ноября 1979 года в американском посольстве в Тегеране были захвачены заложники, количество сообщений, освещающих события в Иране, резко возросло, и в 1980-м году они заняли почти треть всех международных новостей. Телевидение и в меньшей степени газеты стали главными средствами коммуникации между двумя правительствами, поскольку всякие дипломатические и коммерческие связи прервались. Иран разрешил телекомпании Эн-би-си взять интервью у заложника Уильяма Галлегоса и даже поместил в качестве рекламы в «Нью-Йорк таймс» обращение Хомейни к американскому народу. Американские СМИ также показывали семьи заложников и брали у них интервью, показывали и писали о жизни бывшего шаха в Египте и его смерти в июле 1980 года, освещалось в прессе и влияние кризиса с заложниками в Иране на президентские выборы в США в 1980 году. СМИ подробно рассказывали о благополучном освобождении заложников в день инаугурации президента Рональда Рейгана в январе 1981 года, однако все последующие репортажи, посвященные Ирану, поступали на американское телевидение от корреспондентов других стран, находившихся в Иране, или по телеграфным службам новостей. У Бимана (Beeman, 1964) приводится анализ информации в СМИ и действий СМИ в Иране до, во время и после революции.
- 2003. — 448 С. (Проект «Психология-best»).
- Ричард Харрис психология массовых коммуникаций
- Содержание
- Глава 1. Средства массовой информации в обществе: учебное
- Глава 2. Практика и теория массовой коммуникации:
- Глава 3. Изображение групп: кривые социальные зеркала
- Глава 4. Реклама: пища (и все остальное) для размышлений
- Глава 5. Мораль и нравственность. Сми в роли родителей и пастырей
- Глава 6. Спорт на экране: брак по расчету или завоевание спорта телевидением?
- Глава 7. Новости: устанавливая повестку дня для всего мира
- Глава 8. Политика: роль новостей и рекламы в победе на выборах
- Глава 9. Насилие: так л и уж безобидны эти драки на экране?
- Глава 10. Секс: возбуждение, отвращение
- Глава 11. Благотворительность в сми: сми приносят пользу и помогают людям
- Глава 12. Конструктивное использование сми в нашей жизни: возможности нового тысячелетия
- Предисловие
- Предисловие к третьему американскому изданию
- Посвящается женщинам четырех поколений
- Выражение благодарности
- Глава 1. Средства массовой информации в обществе: учебное пособие для нашей жизни
- Что такое массовая коммуникация?
- Использование сми телевидение
- Другие сми
- Общий обзор книги
- Глава 2. Практика и теория массовой коммуникации: научный подход к изучению сми
- Общие основы исследования сми
- Оценка содержания
- Оценка продолжительности воздействия
- Оценка последствий
- Теории массовой коммуникации
- Теория социального научения (social learning theory)
- Теория культивирования (cultivation theory)
- Теории социализации
- Теория использования и удовлетворения
- Навязывание повестки дня
- Когнитивная (конструктивистская) теория
- Эмоциональная сторона восприятия сми что такое эмоция?
- Сми и чужой эмоциональный опыт
- Проявление эмоций и сми
- Готовность поверить
- Идентификация
- Эмпатия
- Напряженное ожидание
- Миф отражения
- Исследование воспринимаемой реальности
- Заключение
- Глава 3. Изображение групп: кривые социальные зеркала
- Изображение полов
- Образ женщин
- Образ мужчин
- Последствия принятия гендерных стереотипов
- Четыре стадии изображения меньшинств
- Афро-американцы как их изображают?
- Чернокожие в качестве зрителей
- Последствия изображения афро-американцев
- Латинос
- Коренные американцы
- Азиато-американцы
- Арабы и арабо-американцы
- Пожилые люди
- Гомосексуалисты и лесбиянки
- Люди с физическими недостатками и психическими нарушениями физические недостатки
- Психические нарушения
- Профессии
- Полицейские
- Юристы и судебные разбирательства
- Фермеры и сельская жизнь
- Студенты колледжей
- Заключение
- Глава 4. Реклама: пища (и все остальное) для размышлений
- Исторический экскурс
- Виды рекламы
- Психологические способы «достать» зрителя
- Информационный метод
- Эмоциональный метод
- Патриотические методы
- Метод пробуждения страха
- Ощущение достижений, успеха и силы
- Юмористический метод
- Реклама в форме рекомендации
- Усвоение информации из рекламы
- Фазы обработки информации
- Реклама с точки зрения когнитивной структурной теории
- Бесчестная реклама
- Непонимание или обман?
- Правдивая, но обманчивая реклама (введение потребителя в заблуждение)
- Научные исследования обманчивости рекламы
- Детская реклама
- Разграничение рекламы и других программ
- Дополнения
- Реклама длиной в целую программу и сочетание игрушек с темой программы
- Реклама табака
- Насилие
- Секс в рекламе
- Классическое формирование условных рефлексов
- Подсознательная реклама
- Заключение
- Глава 5. Мораль и нравственность. Сми в роли родителей и пастырей
- Семейные нравы
- Модели семьи
- Семейная солидарность
- Сексуальность
- Сколько информации вам необходимо?
- Секс до вступления в брак
- Секс вне брака
- Контроль за рождаемостью и информация о спиДе
- Влияние телевидения на семейную жизнь
- Религия
- Религия в телесериалах
- Изображение проповедников и священнослужителей
- Религия в новостях
- Что пишут о религии
- Скандалы вокруг телеевангелистов
- Роль религии в светских новостях
- Религиозное телевидение
- Влияние телевидения на религию
- Заключение
- Глава 6. Спорт на экране: брак по расчету или завоевание спорта телевидением?
- История спорта в сми
- Спортивные события в печати
- Спорт по радио и телевидению Радио
- Первое телевидение
- Телевидение и спорт сегодня
- Существует ли предел?
- Социальные изменения влияют на рост числа спортивных соревнований и сми Переезд в пригороды
- Классовые различия
- Какие изменения внесло телевидение в спорт
- Изменение внешнего вида и правил в спортивных играх
- Перемены в технологии
- Фактор телелеличности
- Реорганизация лиг
- Футбол Футбол в колледжах
- Профессиональный футбол
- Олимпийские игры
- Популяризация некоторых видов спорта
- Экономические прессы
- Олимпиады как «мыльные оперы»
- Национальная гордость
- Психологические аспекты спорта и спортивных репортажей
- Спортивные программы как социальное событие Совместный просмотр спортивных передач
- Еда и питье
- Соперничество и сыгранность команд
- Национализм
- Празднование победы
- Статистика
- Звезда против команды
- Насилие в спорте
- Эмоциональная польза
- Гендерные роли и пристрастия
- Социализация тендерных ролей
- Расовые предрассудки
- Почитание героев
- Заключение
- Глава 7. Новости: устанавливая повестку дня для всего мира
- Что такое новости?
- Характерные черты значимого события Главные признаки
- Второстепенные характеристики
- Средства массовой информации как создатель особой реальности
- Манипуляции с новостями
- Непосредственная цензура
- Запугивание
- Блокирование доступа
- Косвенная цензура
- Манипуляция эфирным временем
- Самоцензура сми
- Объединение организаций, занимающихся сбором новостей
- Репортажи о войне в персидском заливе: конкретный пример
- Как американские военные руководили изложением событий в новостях
- Поддержка войны в сми
- Репортажи независимых журналистов
- Последствия освещения новостей в прессе
- Влияние различных точек зрения
- Память о новостях
- Эффекты воздействия новостей на атрибуции и принятие решений
- Самоубийства: провоцируют ли на них новости?
- Как масс-медиа воздействуют на внешнюю политику
- Дипломатические переговоры
- Яркие образы
- Сми и правительство
- Вьетнамская война
- Терроризм
- Заключение: вымысел становится реальностью
- Документальная драма: факт или вымысел?
- Границы влияния сми
- Глава 8. Политика: роль новостей и рекламы в победе на выборах
- Сокращение дистанции между кандидатом и обществом
- Освещение политических кампаний в сми
- О чем много говорят и пишут в сми
- О чем мало пишут и говорят
- Американские президентские дебаты
- Освещение дебатов в сми
- Воздействие на зрителя
- Использование кандидатами новостей программы
- Создание псевдособытий
- Отражение атак противника
- Потребность быть принятым всерьез
- Политическая реклама
- Цели Узнавание имени
- Ключевые вопросы программы
- Создание имиджа
- Позиция кандидата
- Сбор денег
- Методы политической рекламы
- Негативная реклама
- Эффекты политической рекламы
- Телевидение как культиватор политической умеренности
- Заключение
- Глава 9. Насилие: так ли уж безобидны эти драки на экране?
- Страшные образы
- Реакция на чувство страха
- Моделирование
- Моделирование насилия в жизни
- Базовое социальное научение и полевые исследования
- Факторы взаимодействия с моделями в сми
- Подкрепление
- Сенсибилизация
- Десенсибилизация
- Процесс десенсибилизации
- Последствия десенсибилизации
- Культивация
- Катарсис
- Кто любит смотреть насилие по телевизору и почему?
- Социальные факторы
- Личностные факторы
- Длительные исследования
- Как помочь детям преодолеть страх и другие негативные эффекты насилия в сми видеоограничитель насилия
- Дискуссии и другие интервенции
- Систематическая десенсибилизация
- Личностные переменные
- Заключение
- Глава 10. Секс: возбуждение, отвращение
- Характер секса, изображаемого в сми проблемы дефиниции
- История секса в средствах массовой информации
- Секс в средствах массовой информации сегодня
- Эффекты восприятия секса через масс-медиа
- Возбуждение
- Установки и ценности
- Экспериментальные доказательства
- Поведенческие эффекты
- Растормаживание
- Сексуальные преступления
- Катарсис
- Преобладающий тон
- Сексуальное насилие
- Эротика как стимулятор агрессии
- Индивидуальные различия мужчин-зрителей
- Боевики
- Эффекты от просмотра фильмов с большим количеством насилия и жестокости
- Смягчение негативных эффектов сексуального насилия
- Освещение в прессе преступлений, связанных с сексуальным насилием
- Заключение
- Глава 11. Благотворительность в сми: сми приносят пользу и помогают людям
- Детские социальные телепередачи
- Улица сезам
- Что представляет собой это шоу
- Эффекты просмотра улицы Сезам
- Другие проекты студии телепрограмм для детей
- Изменение установок, связанных с гендерными ролями
- Вклад коммерческих телекомпаний
- Первый канал
- Общественно-полезные телепередачи для взрослых
- Использование сми в социальном маркетинге
- Препятствия на пути продвижения социального маркетинга
- Аудитория
- Характеристики эффективности кампаний
- Позитивные эффекты социального маркетинга
- Кампании по охране здоровья в сми
- Программа Стэнфордского университета но снижению многофакторного риска
- Заключение
- Глава 12. Конструктивное использование сми в нашей жизни: возможности нового тысячелетия
- Сравнение различных масс-медиа ментальные усилия и социальное взаимодействие
- Извлечение информации и память
- Масс-медиа и воображение
- Грамотность усвоения материалов сми
- Образовательные программы в школе
- Что можно сделать дома
- Влияние на масс-медиа
- Усилия отдельного человека
- Усилия группы людей
- Изложение исследований о сми для широкой публики
- Будущее и новые технологии радиус действия сми
- Новые технологии Изменения в самом телевидении
- Компьютерные коммуникации
- Что такое массовые коммуникации? (возвращаясь к.Вопросу)
- Заключение