logo search
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Олимпиады как «мыльные оперы»

Как и вообще в спорте, в передачах о спортсменах чересчур мно­го внимания уделяется их переживаниям, поэтому телевизионные спортивные передачи часто критикуют за то, что они превращаются в своего рода мелодраму (Carlson, 1996). Скорее всего, эта тенденция отражает попытки телевидения привлечь женскую аудиторию. Пожа­луй, самый скандальный случай, напоминающий вражду из мело­драм, произошел во время зимней Олимпиады 1994 года. Это дело Ненси Керриган и Тони Хардинг («Поединок фигуристок»). Хардинг и ее приятель обвинялись в том, что ударили Керриган по колену и лишили ее возможности выступать на соревнованиях. Этот отврати­тельный эпизод практически затмил сами соревнования, хотя стадио­ны собрали в эту Олимпиаду рекордное число зрителей.

Еще одна распространенная мелодраматическая тема — «триумф человеческого духа над превратностями судьбы». Так, во время игр 1996 года в Атланте Эн-би-си раскопала, по некоторым данным, около 140 душещипательных семейных историй и рассказывала о них (Carlson, 19%). Часто это были очень короткие сообщения, например история о том, как больной раком отец спортсменки по прыжкам в воду Мэри Эллен Кларк пришел посмотреть на ее выступление в бас­сейн. Иногда это более длинные истории. Белорусский гимнаст Ви­талий Щербо, завоевавший в 1992 году шесть золотых медалей, дол­гие месяцы не тренировался, а ухаживал за своей женой Ириной, после того как она попала в автомобильную аварию и оказалась в реа­нимации. Начав медленно выздоравливать, она настояла, чтобы Ви­талий в 1996 году вернулся к тренировкам. Он вернулся в спорт, но на Олимпиаде выиграл лишь бронзовую медаль в командных соревно­ваниях. Эн-би-си все же сделала акцент на важности семьи и расска­зала о катастрофе, пробудив в зрителях участие и сентиментальность. Можно ли считать это спортивным обзором?