logo search
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Воздействие на зрителя

Каковы воздействия дебатов на публику? Прежде всего, пре­зидентские дебаты привлекают большую аудиторию. Вслед за ними появляются итоги опросов общественного мнения о выступлении кандидата. Претенденты знают об этом и планируют произвести впечатление на зрителей. Очень важно, хотя и не всегда доступ­но — активизировать электорат: «Президентские дебаты на телеви­дении не имеют аналогов в современных политических кампаниях, эта инновация, которая вовлекает граждан в политический процесс, привлекает большие аудитории, вызывает интерес и дискуссии из­бирателей и влияет на их решения» (Kraus, 1988, р. 123). Результаты исследований довольно непоследовательно оценивают воздействие дебатов на реальное голосование. Дебаты, конечно, усиливают и кристаллизуют уже существующие установки и могут в действи­тельности влиять на избирателей. Одно исследование 1983 года, процитированное Краусом, показало: 58% людей сказали, что де­баты более полезны при выборе кандидата, чем теленовости или политическая реклама.

Есть еще одна острая проблема в теледебатах — как поступать с те­ми кандидатами, которые не занимают лидирующих позиций. Пожа­луй, никто из телестанций не захочет включать в свою программу ка­ких-то радикальных кандидатов, большинство из которых не пользуют­ся успехом у публики. Когда дело касается достаточно популярного третьего кандидата, то порой возникает у неловкость. Так, в 1980 году не­зависимый центрист Джон Андерсон по результатам предварительных опросов занял прочную позицию. Тем не менее, для того, чтобы вклю­чить его в телевизионные дебаты, требуется согласие двух других лиде­ров. Поскольку согласия дано не было, трехсторонние дебаты не со­стоялись. После этого события количество голосов в поддержку Андер­сона стремительно падало. Совершенно иное решение было найдено в 1992 году, когда популист-миллиардер, третий кандидат в президенты Г. Росс Перо имел прочную поддержку небольшого числа избирателей. Демократ Билл Клинтон и республиканец Джордж Буш, по-видимому, оба подумали, что присутствие Перо причинит им меньше вреда, чем негативная реакция прессы, если они исключат его, поэтому Перо уча­ствовал в ряде трехсторонних дебатов. Тем не менее, когда Перо снова участвовал в предвыборной кампании 1996 года, действующий прези­дент Клинтон и республиканец Роберт Доул оба были достаточно силь­ны и исключили Перо из дебатов.

Вслед за прецедентом с президентскими дебатами все большее число кандидатов на местных выборах также стали организовывать дебаты на телевидении. Теперь давайте взглянем на то, как кандида­ты могут использовать новости, чтобы показать свои преимущества.