logo search
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Американские президентские дебаты

Телевидение лишь в одном случае уделяет пристальное внима­ние сложной позиции кандидата — когда в прямом эфире проходят открытые прения кандидатов в президенты. Впервые это произошло в 1960 году (Кеннеди против Никсона) и затей регулярно в 1976 (Форд-Картер), 1980 (Картер-Рейган), 1984 (Рейган-Мондейл), 1988 (Буш—Дукакис), 1992 (Буш-Клинтон-Перо) и в 1996 году (Клинтон-Доул). У Хинка (Hinck, 1992) и Крауса (Kraus, 1962, 1977, 1988,1996) приводятся анализы этих дебатов. В дебатах у претен­дентов есть возможность изложить свою позицию детальнее, чем в простой телевизионной передаче, а самое важное, это единствен­ный форум, на котором сторонники другого кандидата тоже слу­шают их.

Дебаты, как правило, оцениваются как публикой, так и журна­листами, причем обращается внимание и на содержание выступле­ния, и на внешность кандидата. Как показали опросы и данные уче­ных, Кеннеди «покорил» в 1960 году тех, кто смотрел телевизор, а Никсон — тех, кто слушал радио (Kraus, 1996). Джералд Форд «про­играл» в 1976 году дебаты из-за своего высказывания о Польше. Рей­ган «выиграл» дебаты 1980 и 1984 года, потому что он показался публике дружелюбным, заслуживающим доверия и придерживался распространенных мнений; впрочем, в дебатах 1984 года часть аудитории была им недовольна, потому что президент увяз в фак­тах, которыми не умел оперировать, ему не хватило красноречия и точности. Билл Клинтон выиграл третьи дебаты 1992 года, в кото­рых он говорил с публикой напрямую, а в этой форме общения ему не было равных. Кандидат от третьей партии Росс Перо* произвел впечатление на зрителей в начале 1992 года своими лаконичными, практичными и остроумными ответами; однако на третьем раунде дебатов эти афоризмы показались многим плоскими, тривиальны­ми и несущественными.229