Непосредственная цензура
В некоторых странах принята система предварительной цензуры: чтобы получить разрешение на выход в эфир, материал новостей заранее обязательно представляют правительственным или военным цензорам. Другой вариант цензуры — когда правительство само владеет всеми средствами массовой информации и, соответственно, контролирует распространение новостей. В такой ситуации зрители и читатели получают представление не обо всей действительности и о событии в целом, а лишь о какой-то части, так что история предстает перед зрителями или читателями в совершенно ином свете. Так, советские репортажи о преступлениях, расизме, бездомных и империализме во времена холодной войны долгое время искажали взгляды русских граждан на Запад и обусловливали превратные представления о западной действительности. Даже если в этих репортажах факты передавались точно, восприятие в целом сильно искажалось, если, например, внушалось представление о том, что на Западе преступление — скорее правило, а не исключение.
Есть и другие виды непосредственной цензуры в СМИ. Так, правительство Азербайджана владеет типографией, которую должны использовать все газеты; в типографии не будут печатать то, что может не понравиться правительству. В Малайзии и Сингапуре существуют законы, запрещающие обсуждать темы, которые могут вызвать раскол в обществе (религию, межэтнические распри или что-то, что может выставить правительство в неприглядном виде). Белорусское правительство выселило оппозиционную газету «Пахонья» из ее офиса и предложило здание без воды и канализации. Позже налоговые службы наложили на издание большой штраф (Martz, 1998).
Модуль 7.3. ИНФОРМАЦИЯ О ЯДЕРНОЙ ВОЙНЕ В МАСС-МЕДИА
Несмотря на то что эта тема очень важна, но постоянная ядерная угроза не обладает характеристиками, которые бы делали ее заслуживающей внимания СМИ, во всяком случае ежедневных новостей.
Д. М. Рабин и Каммингс (Rubin &Cummings, 1989) провели контент-анализ трех сюжетов, показанных в теленовостях в 1983 году, которые затрагивали тему ядерной угрозы. Первый представлял новую научную концепцию «ядерной зимы», которая предполагала, что после начала ядерной войны воюющие стороны обменяются ударами бомб, а пыль, дым и пепел от них на 95% блокирует солнечный свет в средних широтах северного полушария. За этим может последовать глобальная катастрофа экосистемы и неизбежная гибель всего человечества. Второе событие — это показ 20 ноября 1983 года по Эй-би-си фильма «На следующий день». Этот фильм посмотрели в 38,5 миллиона домов, он рассказывал о советском ядерном нападении на Канзас. Фильм получил самый высокий рейтинг среди телефильмов того времени. Его приветствовали сторонники антиядерного движения и атаковали консерваторы, однако его влияние было слабее, чем предсказывали и те и другие (Scholfield & Pavelchack, 1985). Третий сюжет — продолжительная дискуссия членов администрации Рейгана о возможности ведения локальной ядерной войны и завоевания победы в ней.
По сравнению со значительностью событий, которую можно было бы предположить, Рабин и Каммингс обнаружили, что все эти события пользовались минимальным вниманием СМИ. Ученые предложили четыре гипотезы, объясняющие реакцию прессы и телевидения на тему ядерной войны. Может быть, тележурналисты считали, что жизнь на земле просто исчезнет после обмена ядерными ударами между США и Россией, поэтому эта тема была воспринята ими некритически и проигнорирована. Тема ядерной зимы и фильма «На следующий день» «была не столько смещена... сколько подавлена некритическим восприятием» (р. 49). Вторая, более понятная американцам интерпретация заключалась в том, что тележурналисты решили, будто зрителей слишком пугала эта тема, и они были эмоционально неспособны поддерживать любую дискуссию. В-третьих, возможно, тележурналисты решили, что стране все-таки нужно ядерное оружие и эту тему не стоит излишне политизировать. Это подтверждалось двумя фактами: телекомпания вырезала фразу из фильма «На следующий день», в которой говорилось, что Советы оправдывали свое нападение передвижением в США ракет-«першингов», а отношение администрации Рейгана к возможной войне в фильме вообще не оспаривалось. Наконец, четвертая гипотеза состоит в том, что фильм «На следующий день» был не очень зрелищным и именно поэтому не получил подробного освещения в прессе. Телевидение располагало достаточно ограниченным набором средств для изображения ужасов ядерной войны: компьютерной графикой, зимними ландшафтами, кадрами с Хиросимой и Нагасаки, фильмом Пентагона об испытаниях ракет и сценами из повседневной жизни, а голос за кадром рассказывал о последствиях ядерной войны.
Можно сделать вывод о том, что «освещению этих событий в 1983 был свойствен фатализм, открытая почтительность к правительству, визуальная бедность материала и политическая нейтральность. Самый сильный образ ядерной войны в теленовостях в правление Рейгана был лишен какой бы то ни было выразительности» (Rubin & Cummings, 1989, p. 56).
Модуль 7.4. ГАЗЕТНЫЙ РЕПОРТЕР ИЛИ СОЗДАТЕЛЬ НОВОСТЕЙ?
Желая сделать «невидимую правду видимой, драматической и развлекательной» (Bogart, 1980, р. 235), масс-медиа время от времени заходят слишком далеко. В1966 году Си-би-эс помогала финансировать высадку американского десанта на Гаити в обмен на право эксклюзивного показа этого события по телевидению; десант потерпел неудачу из-за запрета американской таможни. В следующем году солдат американских войск отрезал ухо мертвого вьетконговского солдата; позднее на суде военного трибунала обнаружилось, что он сделал это после того, как телеоператор новостей предложил ему в награду нож (Lewy,1978). В 1960-е годы было много случаев, когда телерепортеры организовывали демонстрации или вечеринки с наркотиками, для того чтобы заснять их на камеру, если не было подходящего «настоящего» события. Дженет Куки не получила премию Пулитцера в 1981 году после того, как призналась, что ее статья «Мир Джимми» не основывалась на реальном Джимми, а изображала собирательный образ нескольких людей. В1993 году Эн-би-си подделала результаты тестов, чтобы доказать, что машина, о которой утверждали, что она взрывоопасна, действительно взрывается.
В других случаях репортеры и ведущие могут создавать более позитивные новости. Например, историческая поездка египетского президента Анвара Садата в Израиль в 1977 году была организована не ООН или американскими государственными дипломатами, а ведущим новостей Си-би-эс Уолтером Кронки. Именно Кронки настойчиво предлагал Садату и премьер-министру Израиля Менахему Бегину организовать встречу, которая в конце концов действительно состоялась (Weymouth, 1981).
- 2003. — 448 С. (Проект «Психология-best»).
- Ричард Харрис психология массовых коммуникаций
- Содержание
- Глава 1. Средства массовой информации в обществе: учебное
- Глава 2. Практика и теория массовой коммуникации:
- Глава 3. Изображение групп: кривые социальные зеркала
- Глава 4. Реклама: пища (и все остальное) для размышлений
- Глава 5. Мораль и нравственность. Сми в роли родителей и пастырей
- Глава 6. Спорт на экране: брак по расчету или завоевание спорта телевидением?
- Глава 7. Новости: устанавливая повестку дня для всего мира
- Глава 8. Политика: роль новостей и рекламы в победе на выборах
- Глава 9. Насилие: так л и уж безобидны эти драки на экране?
- Глава 10. Секс: возбуждение, отвращение
- Глава 11. Благотворительность в сми: сми приносят пользу и помогают людям
- Глава 12. Конструктивное использование сми в нашей жизни: возможности нового тысячелетия
- Предисловие
- Предисловие к третьему американскому изданию
- Посвящается женщинам четырех поколений
- Выражение благодарности
- Глава 1. Средства массовой информации в обществе: учебное пособие для нашей жизни
- Что такое массовая коммуникация?
- Использование сми телевидение
- Другие сми
- Общий обзор книги
- Глава 2. Практика и теория массовой коммуникации: научный подход к изучению сми
- Общие основы исследования сми
- Оценка содержания
- Оценка продолжительности воздействия
- Оценка последствий
- Теории массовой коммуникации
- Теория социального научения (social learning theory)
- Теория культивирования (cultivation theory)
- Теории социализации
- Теория использования и удовлетворения
- Навязывание повестки дня
- Когнитивная (конструктивистская) теория
- Эмоциональная сторона восприятия сми что такое эмоция?
- Сми и чужой эмоциональный опыт
- Проявление эмоций и сми
- Готовность поверить
- Идентификация
- Эмпатия
- Напряженное ожидание
- Миф отражения
- Исследование воспринимаемой реальности
- Заключение
- Глава 3. Изображение групп: кривые социальные зеркала
- Изображение полов
- Образ женщин
- Образ мужчин
- Последствия принятия гендерных стереотипов
- Четыре стадии изображения меньшинств
- Афро-американцы как их изображают?
- Чернокожие в качестве зрителей
- Последствия изображения афро-американцев
- Латинос
- Коренные американцы
- Азиато-американцы
- Арабы и арабо-американцы
- Пожилые люди
- Гомосексуалисты и лесбиянки
- Люди с физическими недостатками и психическими нарушениями физические недостатки
- Психические нарушения
- Профессии
- Полицейские
- Юристы и судебные разбирательства
- Фермеры и сельская жизнь
- Студенты колледжей
- Заключение
- Глава 4. Реклама: пища (и все остальное) для размышлений
- Исторический экскурс
- Виды рекламы
- Психологические способы «достать» зрителя
- Информационный метод
- Эмоциональный метод
- Патриотические методы
- Метод пробуждения страха
- Ощущение достижений, успеха и силы
- Юмористический метод
- Реклама в форме рекомендации
- Усвоение информации из рекламы
- Фазы обработки информации
- Реклама с точки зрения когнитивной структурной теории
- Бесчестная реклама
- Непонимание или обман?
- Правдивая, но обманчивая реклама (введение потребителя в заблуждение)
- Научные исследования обманчивости рекламы
- Детская реклама
- Разграничение рекламы и других программ
- Дополнения
- Реклама длиной в целую программу и сочетание игрушек с темой программы
- Реклама табака
- Насилие
- Секс в рекламе
- Классическое формирование условных рефлексов
- Подсознательная реклама
- Заключение
- Глава 5. Мораль и нравственность. Сми в роли родителей и пастырей
- Семейные нравы
- Модели семьи
- Семейная солидарность
- Сексуальность
- Сколько информации вам необходимо?
- Секс до вступления в брак
- Секс вне брака
- Контроль за рождаемостью и информация о спиДе
- Влияние телевидения на семейную жизнь
- Религия
- Религия в телесериалах
- Изображение проповедников и священнослужителей
- Религия в новостях
- Что пишут о религии
- Скандалы вокруг телеевангелистов
- Роль религии в светских новостях
- Религиозное телевидение
- Влияние телевидения на религию
- Заключение
- Глава 6. Спорт на экране: брак по расчету или завоевание спорта телевидением?
- История спорта в сми
- Спортивные события в печати
- Спорт по радио и телевидению Радио
- Первое телевидение
- Телевидение и спорт сегодня
- Существует ли предел?
- Социальные изменения влияют на рост числа спортивных соревнований и сми Переезд в пригороды
- Классовые различия
- Какие изменения внесло телевидение в спорт
- Изменение внешнего вида и правил в спортивных играх
- Перемены в технологии
- Фактор телелеличности
- Реорганизация лиг
- Футбол Футбол в колледжах
- Профессиональный футбол
- Олимпийские игры
- Популяризация некоторых видов спорта
- Экономические прессы
- Олимпиады как «мыльные оперы»
- Национальная гордость
- Психологические аспекты спорта и спортивных репортажей
- Спортивные программы как социальное событие Совместный просмотр спортивных передач
- Еда и питье
- Соперничество и сыгранность команд
- Национализм
- Празднование победы
- Статистика
- Звезда против команды
- Насилие в спорте
- Эмоциональная польза
- Гендерные роли и пристрастия
- Социализация тендерных ролей
- Расовые предрассудки
- Почитание героев
- Заключение
- Глава 7. Новости: устанавливая повестку дня для всего мира
- Что такое новости?
- Характерные черты значимого события Главные признаки
- Второстепенные характеристики
- Средства массовой информации как создатель особой реальности
- Манипуляции с новостями
- Непосредственная цензура
- Запугивание
- Блокирование доступа
- Косвенная цензура
- Манипуляция эфирным временем
- Самоцензура сми
- Объединение организаций, занимающихся сбором новостей
- Репортажи о войне в персидском заливе: конкретный пример
- Как американские военные руководили изложением событий в новостях
- Поддержка войны в сми
- Репортажи независимых журналистов
- Последствия освещения новостей в прессе
- Влияние различных точек зрения
- Память о новостях
- Эффекты воздействия новостей на атрибуции и принятие решений
- Самоубийства: провоцируют ли на них новости?
- Как масс-медиа воздействуют на внешнюю политику
- Дипломатические переговоры
- Яркие образы
- Сми и правительство
- Вьетнамская война
- Терроризм
- Заключение: вымысел становится реальностью
- Документальная драма: факт или вымысел?
- Границы влияния сми
- Глава 8. Политика: роль новостей и рекламы в победе на выборах
- Сокращение дистанции между кандидатом и обществом
- Освещение политических кампаний в сми
- О чем много говорят и пишут в сми
- О чем мало пишут и говорят
- Американские президентские дебаты
- Освещение дебатов в сми
- Воздействие на зрителя
- Использование кандидатами новостей программы
- Создание псевдособытий
- Отражение атак противника
- Потребность быть принятым всерьез
- Политическая реклама
- Цели Узнавание имени
- Ключевые вопросы программы
- Создание имиджа
- Позиция кандидата
- Сбор денег
- Методы политической рекламы
- Негативная реклама
- Эффекты политической рекламы
- Телевидение как культиватор политической умеренности
- Заключение
- Глава 9. Насилие: так ли уж безобидны эти драки на экране?
- Страшные образы
- Реакция на чувство страха
- Моделирование
- Моделирование насилия в жизни
- Базовое социальное научение и полевые исследования
- Факторы взаимодействия с моделями в сми
- Подкрепление
- Сенсибилизация
- Десенсибилизация
- Процесс десенсибилизации
- Последствия десенсибилизации
- Культивация
- Катарсис
- Кто любит смотреть насилие по телевизору и почему?
- Социальные факторы
- Личностные факторы
- Длительные исследования
- Как помочь детям преодолеть страх и другие негативные эффекты насилия в сми видеоограничитель насилия
- Дискуссии и другие интервенции
- Систематическая десенсибилизация
- Личностные переменные
- Заключение
- Глава 10. Секс: возбуждение, отвращение
- Характер секса, изображаемого в сми проблемы дефиниции
- История секса в средствах массовой информации
- Секс в средствах массовой информации сегодня
- Эффекты восприятия секса через масс-медиа
- Возбуждение
- Установки и ценности
- Экспериментальные доказательства
- Поведенческие эффекты
- Растормаживание
- Сексуальные преступления
- Катарсис
- Преобладающий тон
- Сексуальное насилие
- Эротика как стимулятор агрессии
- Индивидуальные различия мужчин-зрителей
- Боевики
- Эффекты от просмотра фильмов с большим количеством насилия и жестокости
- Смягчение негативных эффектов сексуального насилия
- Освещение в прессе преступлений, связанных с сексуальным насилием
- Заключение
- Глава 11. Благотворительность в сми: сми приносят пользу и помогают людям
- Детские социальные телепередачи
- Улица сезам
- Что представляет собой это шоу
- Эффекты просмотра улицы Сезам
- Другие проекты студии телепрограмм для детей
- Изменение установок, связанных с гендерными ролями
- Вклад коммерческих телекомпаний
- Первый канал
- Общественно-полезные телепередачи для взрослых
- Использование сми в социальном маркетинге
- Препятствия на пути продвижения социального маркетинга
- Аудитория
- Характеристики эффективности кампаний
- Позитивные эффекты социального маркетинга
- Кампании по охране здоровья в сми
- Программа Стэнфордского университета но снижению многофакторного риска
- Заключение
- Глава 12. Конструктивное использование сми в нашей жизни: возможности нового тысячелетия
- Сравнение различных масс-медиа ментальные усилия и социальное взаимодействие
- Извлечение информации и память
- Масс-медиа и воображение
- Грамотность усвоения материалов сми
- Образовательные программы в школе
- Что можно сделать дома
- Влияние на масс-медиа
- Усилия отдельного человека
- Усилия группы людей
- Изложение исследований о сми для широкой публики
- Будущее и новые технологии радиус действия сми
- Новые технологии Изменения в самом телевидении
- Компьютерные коммуникации
- Что такое массовые коммуникации? (возвращаясь к.Вопросу)
- Заключение