logo search
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Семейная солидарность

Вероятно, наиболее общее во всех семейных ценностях на теле­видении — это солидарность (например, поддержка, верность и лю­бовь к семье). Это наиболее ясно видно в семейных комедиях. Их главная тема — семья важнее денег, власти, жадности, статуса или карьеры. Она отчетливо видна в «Дома лучше», «Без ума от тебя» кон­ца 90-х годов, и тем же пафосом пронизаны «Пусть это сделает бо­бер» и «Отец всегда прав» конца 40-х годов. Даже самая разобщен­ная семья показывает семейную сплоченность, подтверждающую в конечном итоге традиционную мораль; например, когда в «Симпсонах» Гомер потерял работу, вся семья объединилась, чтобы помочь со­хранить деньги.

Можно задать вопрос, является ли такая семья реалистическим отражением нашего общества. Это ясно для многих семей и сомни­тельно для многих других, чья нездоровая динамика семейной жиз­ни характеризуется ударами в спину, предательством и тем, что один член семьи ставит себя выше остальных. Однако даже эти семьи при­знают, что комедия положений — достойный идеал, чтобы мы могли представить его в качестве образцовой модели, даже если он и не­достаточно реалистичен. Может быть, это социальноотолезная модель и она создает некоторые новые когнитивные сценарии для зрителей с несчастливыми семьями.

Семейная солидарность проявляется и в других группах, не только в семьях. Телевизионные шоу, изображающие группу друзей, например «Друзья» («Зайнфельд» (Seinfeld), «За ваше здоровье!» (Cheers), «Мелроуз-плейз» (Melrose Place) и «Беверли-Хиллс 90210 (Beverly Hills 90210), в основном поддерживают группу друзей как семью de facto. Как правило, верность этой «социальной семье» даже сильнее верности се­мье биологической, которую заменяет персонажам данная группа. Еще один суррогат семьи, распространенный как для комедий положений, так и для драматических шоу, — это работа в сериалах «Скорая помощь» (ER), «Вращающийся город» (Spin City), «Звездное путешествие» (Star Trek), «Следующее поколение» (The Next Generation), «Полицейские» (NYPDBlue), «Мэрфи Браун» (Murphy Brown), «Шоу МэриТайлер Мур» (The Mary Tyler Moore Show), «Надежда Чикаго» (Chicago Норе). В этих сериалах очень сильно звучит мотив «Всегда люби своего коллегу по ра­боте» (даже если в действительности ты его ненавидишь), «Ставь его или ее нужды выше своих». Эти девизы сильнее простой семейной со­лидарности и имеют весьма сомнительную связь с реальностью.

Одна сторона рабочей солидарности — вероятно, прямое следст­вие самого художественного стиля сериалов. Его суть в том, что пер­сонажи так участливо относятся к личной жизни своего коллеги, ра­ботодателя и наемных рабочих, что это показалось бы совершенно ненормальным и невероятным в действительности. В реальности кол­леги редко бывают близкими друзьями. Однако для телевизионной страны это типично. Так, когда одна героиня рожает ребенка, все со­трудники офиса приходят ее навещать. В реальной жизни этот по­ступок был бы не только невероятным, но если бы и произошел, то показался бы бесцеремонным и неуместным.

Изображение «реальной» жизни еще сильнее искажается в теле­сериалах, когда взаимная поддержка на работе касается также отно­шений клиентов и сотрудников. Например, один из врачей в «Ско­рой помощи» может потратить массу личного времени на то, чтобы найти члена семьи пациента (бабушку, потерявшую рассудок, кото­рая в беспамятстве бродит по городу), или врач может помогать ула­живать семейные ссоры пациента, потому что он думает, что тем са­мым помогает пациенту выздороветь. В реальности врачи редко ве­дут себя таким образом, а если бы они так поступали, в больнице их поведение расценили бы как пренебрежение к своим прямым обя­занностям. И все же такой образ профессионального врача нравится публике, потому что именно таким мы бы хотели видеть доктора. Да­же если бы я никогда не попадал в больницу, мне бы нравилось ду­мать, что у меня может быть такой заботливый доктор.

Взаимовыручка и поддержка на работе в телесериалах серьезно ис­кажает реальность еще и тогда, когда дело касается реакции коллег по работе на уход сотрудника или на предложение ему новой работы. Ес­ли только актер не умирает или не расторгает контракт, его герой в ве­черних сериалах не может покинуть свой пост. И все же, как и в жизни, работникам на телеэкране предлагают другую работу. Коллеги по рабо­те, услышав о решении сослуживца уйти, проявляют совершенно непо­хожую на обычное поведение людей в жизни реакцию: они всячески мешают ему, идут на ухищрения и обман, которые бы вызвали у нас ярость, если бы происходили в жизни. В жизни уход некомпетентного или надоевшего всем сотрудника приветствуется со сдержанным облег­чением, и не требуется прибегать к хитростям самопожертвования, что­бы предотвратить уход. Когда человек в реальности принимает решение сменить работу, его решения основываются на собственных личных пристрастиях, решениях семьи и перспективах профессионального роста, а не на реакции сослуживцев.

это становится понятным, если учесть, что такие сериалы в действительности изображают группу сотрудников как одну семью. Персонажи «Скорой помощи» (ER) или «Полицейских» (NYPD Blue) во многом напоминают членов одной семьи, а не коллег по работе. Не случайно', что сравнительно большая часть героев в таких шоу — одинокие, бездетные люди или семейные пары, находящиеся на гра­ни развода, то есть люди в такой ситуации, когда они склонны ис­кать поддержку на работе.

И последнее, что мы должны отметить в теме семейной под­держки и солидарности, — существенные исключения, которыми яв­ляются «мыльные оперы», телефильмы и мини-сериалы. В них злые поступки, эгоистичные «удары в спину» между членами одной семьи совершенно непохожи на поддержку и взаимовыручку. Интересно, что в 80-х годах вечерние «мыльные оперы», такие, как «Даллас» (Dallas) и «Династия» (Dynasty), пользовались большой популярно­стью. Тем не менее через 10 лет жанр «мыльных опер» с кознями, которые строили друг другу члены семьи, совершенно перестал нра­виться публике США, хотя семейные драмы и комедии положений по-прежнему пользуются успехом. Все больше мужчин смотрят в пе­рерывах между фильмами или спортивными программами дневные «мыльные оперы». Во всем мире «мыльные оперы» не утрачивают популярность (например, публика всегда с интересом смотрит ла­тиноамериканские теленовеллы), хотя в латиноамериканских сериа­лах и шоу семейные узы изображаются более стойкими и прочны­ми, чем в «мыльных операх» США. В работах Пингри и Томпсона (Pingree & Thompson, I990) дается описание характера семьи в днев­ных «мыльных операх», а в исследовании Либса и Ливингстона (Liebes & Livingston, 1992) приводится сравнительная характеристи­ка британских и американских «мыльных опер».