logo search
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Теория социального научения (social learning theory)

Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии, ста­вящей во главу угла связь между стимулом и реакцией (S-R), и раз­рабатывался в основном в 60-е годы социальным психологом Албертом Бандурой и его коллегами (Bandura, 1977; Bandura, ross& Ross, 1961, 1963; Bandura & Walters, 1963; Tan, 1986). Мы усваиваем модели поведения, глядя, как окружающие ведут себя определен­ным образом, а затем имитируя их действия. Роль СМИ приобрета­ет здесь значимость, когда примеры, демонстрируемые в них, ста­новятся источником научения.

Чтобы социальное научение имело место, внимание человека должно быть сначала привлечено каким-то примером в СМИ. Далее человек должен запомнить модель поведения и начать о ней думать («когнитивное проигрывание»). Наконец, он должен обладать ког­нитивными способностями, моторными навыками и мотивацией необходимыми для совершения определенных действий. Мотивация опирается на внутреннее или внешнее подкрепление (вознаграж­дение) того или иного рода, подталкивающее человека к соверше­нию этих действий. К примеру, невыдержанное поведение какого-то человека может быть подкреплено, если оно производит впечат­ление на других людей, а также, если оно доставляет удовольствие этому человеку или приносит ему определенную финансовую выгоду.

Теория социального научения первоначально разрабатывалась в контексте исследований влияния на поведение демонстрируемых в СМИ примеров проявления насилия (см. главу 9). Хотя это приме­нение данной теории изучено в наибольшей степени, ее можно ис­пользовать и в других случаях, таких, как моделирование сексуаль­ного, просоциального или покупательского поведения.