logo search
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Последствия десенсибилизации

К чему приводит десенсибилизация к насилию, которая возни­кает в результате наблюдения за насилием в масс-медиа? Насмот­ревшись и наслушавшись репортажей о войне и насилии, мы пере­стаем обращать на них внимание. Они нас больше не волнуют. Да­же если мы никогда сами не станем сочувственно относиться к актам насилия или совершать их, то все же не будем испытывать к нему сильного отвращения. Мы перестаем принимать его всерьез. Этот факт имеет важное значение для поведения человека. Так, Драбман и Томас (Drabman & Thomas, 1974, 1976) провели следующий экс­перимент: они давали просмотреть фильмы с насилием и без детям восьми и десяти лет, а потом наблюдали за их играми. Когда дети помладше начали хулиганить и грубить, то дети постарше, которые до того смотрели фильм без жестокостей и насилия, скорее прибе­гали к помощи взрослых, чем дети, предварительно видевшие эпи­зоды драк и насилия.

С десенсибилизацией связан еще один интересный вопрос — это равнодушие к насилию над женщинами. Студенты колледжа, про­смотревшие ряд «первоклассных ужастиков», позже проявляли мень­ше эмпатии и сочувствия к жертвам насилия (Linz, Donnerstein & Penrod, 1984). Сексуальное, насилие — одна из главных тем современ­ных работ, касающихся темы насилия в масс-медиа. Подробно мы опишем этот аспект насилия в главе 10.

МОДЕЛЬ 9.3. ГОЛЛИВУД О ВЬЕТНАМЕ

В 1996 году вышел провезенный фильм «Зеленые береты» с Джо­ном Уэйном в главной роли, эпическая мелодрама с хорошими и плохими парнями. Через два-три года такой подход к теме вьетнам­ской войны уже казался поверхностным и фальшивым. Всего через несколько лет сентиментальность «Зеленых беретов» стала совер­шенно непонятной и весь блеск и слава войны во Вьетнаме Сошли на нет. В 1974 году документальный фильм «Сердца и души» Пите­ра Девиса получил Оскар, он был очень зрелищным и содержал та­кой страстный антивоенный посыл, что некоторые газеты даже не публиковали обзоры о нем. Хотя военные части покинули Вьетнам

уже в 1973 году, а Сайгон пал в 1975-м, никаких фильмов о войне во Вьетнаме до 1978 года на экран не выходило, во всяком случае таких, которые бы имели коммерческий успех. В 1978 году картины «Охотник на оленей» и «Возращение домой» получили семь Оскаров. Основным мотивом этих двух фильмов (а также фильма «Апокалип­сис наших дней», выпущенного в 1979 году) было антивоенное на­строение и отвращение к войне. Война во Вьетнаме была раной, ко­торая только начала заживать.

Лечение все же завершилось в 1986 году, когда вышли на эк­ран зрелищный и реалистичный фильм Оливера Стоуна «Отряд» и фильм Сильвестра Сталлоне «Первая кровь, часть II». Оба эти фильма имели невероятный успех, однако в фильм «Отряд» было вложено намного больше средств, сбор денег на его съемку занял несколько лет. Пентагон отказался помогать продюсерам, хотя с энтузиазмом помог создателям героической картины «Секретное оружие» (Top Gun), так как этот фильм должен был создать «реали­стический портрет» армии! «Отряд», хорошо принятый критикой (фильм также получил Оскар как лучшая картина), потряс всех еще и своим коммерческим успехом. Затем последовала череда «реали­стических» фильмов о Вьетнаме, таких, как «Сады камней», «Пре­вратности войны», «Ханой Хилтон» и «Тяжелое вооружение» (Full Metal Jacket). Ни один из этих фильмов не был настолько ком­мерчески успешным, как «Отряд».

К 1988 году раны вьетнамской войны зажили достаточно для того, чтобы коммерческий успех получили сериал о войне во Вьет­наме «Миссия» и широкоэкранная комедия «С добрым утром, Вьет­нам». Комедия о Вьетнаме до этого времени казалась немыслимой. Вскоре вышел на экран еще один антивоенный фильм Оливера

а) Первичная сенсибилизация

безусловный стимул: те, на кого нападали непосредственно

условный стимул:

насилие в СМИ

Первичные пары

безусловное реагирование: боль, страх,

о твращение

у словное реагирование: боль, страх, отвращение

б) Последующая десенсибилизация

безусловный стимул: приятная

комфортабельная комната

условный стимул:

насилие в СМИ

Повторяющиеся

пары

безусловное реагирование: ощущение

р асслабленности, развлечения, уюта

у словное реагирование: ощущение

р асслабленности, развлечения, уюта

Схема 9.1 Десенсибилизация - классическое формирование условных рефлексов

Стоуна «Рожденный четвертого июля». Это фильм о честном Роне Ковике, солдате, превратившемся в пацифиста и борца с войной. После короткого и победоносного разгрома Ирака в период войны в Персидском заливе в начале 1991 года проигранная война во Вьетнаме вновь исчезла с экранов. У нас теперь есть менее болез­ненная и двусмысленная война, которую можно, вспомнить и по­развлечься.