logo search
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Образовательные программы в школе

Делались и продолжают делаться многочисленные попытки раз­работать специальные программы для школ, чтобы дети относились к телепередачам более критично. В работах Дж. А. Брауна (Brown, 1991) и Поттер (Potter, 1998) дан подробный обзор и тщательная оцен­ка таких программ в США и в других странах. Такие программы бы­ли разработаны в отдельных школьных округах (например в Айдахо-Фолз, Нью-Йорк-Сити, в Юджине), в университетах (Йельском, Бос­тонском), в разработках принимали участие многие религиозные организации (например, Американская католическая конференция, центр исследований воздействия СМИ), а также частные компании (The Learning Seed Co., Television Learning, Ltd.), ООН и Юнеско и другие правительственные и общественные комиссии (например, Со­вет шотландского кино, Министерство образования Западной Авст­ралии, Национальный конгресс родителей и учителей). В работах Букингема (Buckingham, 1993, 1996, 1998) приводится описание про­грамм, которые применяются в Великобритании.

Несмотря на то что даже поверхностный обзор различных про­грамм по развитию грамотного обращения со СМИ не входит в за­дачу нашей книги, в качестве примера мы все же коротко коснемся программы, разработанной Дороти и Джеромом Сингером и их кол­легами из Йельского университета и введенной в действие в конце 70-х годов. Психологи предложили провести среди школьников третьих, четвертых и пятых классов восемь уроков, по два урока в неделю, вся программа была рассчитана на 4 недели. В программу входили тема фантазии и реальности на телевидении, эффекты съе­мок, реклама, стереотипы, идентификация с телевизионными пер­сонажами, насилие и агрессия. Аналитические исследования пока­зали значительное увеличение в знаниях у экспериментальной груп­пы, в особенности во время тестирования, проведенного сразу после окончания программы. Затем программа была расширена: ее стали проводить и среди детей, посещающих дошкольные учреждения, а также учеников первого и второго класса; обширное плотное тес­тирование показало, что в ходе таких программ детей можно много­му научить (D. G. Singer & J. L. Singer, 1983; D. G. Singer, J. L. Singer& Zuckerman, 1981; D. G. Singer, Zuckerman & J. L. Singer, 1980; J. L. Singer& D. G. Singer, 1981).

Второй образец — это программа Дорра, Грейвз и Фелпс (Dorr et al., 1980). В их программу входит просмотр отрывков из телепе­редач и обсуждения в группе, ролевые игры, просто игры и ком­ментарий учителя. Психологи во время обучения детей рассказыва­ли об экономической базе телевизионной индустрии, например они, говорили о том, что конечная цель телекомпаний — продать рек­ламное время и получить прибыль. Другой аспект — отличие теле­визионной реальности от настоящей. Программа Дорра поощряла детей критически оценивать реальность каждого шоу. В аналитиче­ском исследовании отмечалось, что подобные программы способст­вуют изменению отношения к телевидению и развивают более скеп­тическое отношение к изображаемой в нем реальности.