logo search
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Эффекты просмотра улицы Сезам

Sesame Street смотрели не только все маленькие дети США, ее также чаще всего брали в качестве примера для исследований. Мы здесь рассмотрим лишь некоторые эффекты от просмотра этой пе­редачи (Anderson, 1998; Ball & Bogatz, 1970; Bogatz & Ball, 1972; Т. D. Cook et a!., 1975; Huston, Wright, Rice, Kerkman & St. Peters, 1990; Huston & Wright, 1998).

По мнению большинства родителей, их дети проявляют неослабе­вающий интерес к этой передаче, внимательно ее смотрят; дошкольни­кам шоу действительно нравится. Если говорить о более значительных эффектах и влиянии Sesame Street на уровень знаний ребенка, то есть данные, свидетельствующие кратковременных эффектах: увеличива­ется словарь ребенка, ребенок обучается предварительным навыкам, необходимым для чтения, дети также учатся позитивным социальным умениям и установкам: так, например, после просмотра телепередачи у детей исчезают расистские установки и меняется поведение по отно­шению к детям другого цвета кожи (Anderson, 1998; Ball & Bogatz, 1970; Huston & Wright, 1998; Rice, Huston, Truglio & Wright, 1990). Более дли­тельные эффекты не так очевидны, а некоторые исследования показа­ли, что преимущества, которые по сравнению с контрольной группой имеют дети, смотревшие Sesame Street, исчезают через несколько меся­цев или лет (Bogatz & Ball, 1972). Другие более современные долгосроч­ные исследования показывают, что постоянный просмотр Sesame Street в дошкольном возрасте позитивно коррелируете оценками в школе по английскому, математике и естественным наукам, даже когда в ходе эксперимента проверяются ранние способности к языкам и уровень образования родителей (Huston & Wright, 1998).

Относительно просмотра детьми Sesame Street обнаружились неко­торые интересные закономерности. Позитивные эффекты кажутся сильнее, если программа обсуждается с родителями или сопровождает­ся обучением (Cook et al.,1975). Это предполагает, что среди прочего программа служит катализатором неформального образования в семье (к этой теме мы еще вернемся в главе 12). Еще один интересный факт: Sesame Street эффективнее помогала детям с более высоким социаль­ным статусом (Ball & Bogatz, 1970). Печальная ирония состоит в том, что шоу в действительности увеличило разрыв в подготовке к чтению детей низкого и высокого социального статуса, хотя оно создавалось специально для того, чтобы этот разрыв сократить. Тем не менее резуль­тат этот не был неожиданным, поскольку любое вмешательство, как правило, помогает тем, кто быстрее может к нему адаптироваться и бо­лее способен полностью воспользоваться тем, что оно предлагает.

Есть еще и другие позитивные эффекты. Дети — представители культурных меньшинств после просмотра Sesame Street сильнее гор­дились своей культурой, были увереннее в себе и выражали гото­вность к межличностной кооперации (Greenberg, 1982). Также по­сле двух лет просмотра Sesame Street белые дети проявляли более позитивное отношение к детям других рас (Bogatz & Ball, 1972; Christensen & Roberts, 1983).

Сериал Sesame Street, как правило, хвалят, хотя изредка встреча­ется и критика (например, Bowman, 1996; Healy, 1990; Winn, 1977, 1987). Сериал ругают за то, что он поощряет пассивность и рассеян­ность, из-за визуальной природы телепередачи упускаются из виду языковые навыки. Однако такие критические замечания можно от­нести к телевидению в целом, а не к отдельным передачам и их ка­честву. Д. Р. Андерсон (Anderson, 1998) подробно рассуждает на эту тему и опровергает отдельные замечания.

Со времени выхода Sesame Street в эфир прошло 30 лет, а эта телепередача не теряет своей популярности. Постоянно создаются новые серии, активно используются старые, все они появляются вместе как части единого шоу. Дошкольникам не надоедают повто­ры; в действительности их привлекает уже знакомое. Несмотря на то что социальная тематика наиболее важна для Sesame Street, есть области, о которых в этой программе умалчивается. Например, почти не рассказывается о религии и религиозных праздниках и нет пер­сонажей — геев и лесбиянок.