Эффекты просмотра улицы Сезам
Sesame Street смотрели не только все маленькие дети США, ее также чаще всего брали в качестве примера для исследований. Мы здесь рассмотрим лишь некоторые эффекты от просмотра этой передачи (Anderson, 1998; Ball & Bogatz, 1970; Bogatz & Ball, 1972; Т. D. Cook et a!., 1975; Huston, Wright, Rice, Kerkman & St. Peters, 1990; Huston & Wright, 1998).
По мнению большинства родителей, их дети проявляют неослабевающий интерес к этой передаче, внимательно ее смотрят; дошкольникам шоу действительно нравится. Если говорить о более значительных эффектах и влиянии Sesame Street на уровень знаний ребенка, то есть данные, свидетельствующие кратковременных эффектах: увеличивается словарь ребенка, ребенок обучается предварительным навыкам, необходимым для чтения, дети также учатся позитивным социальным умениям и установкам: так, например, после просмотра телепередачи у детей исчезают расистские установки и меняется поведение по отношению к детям другого цвета кожи (Anderson, 1998; Ball & Bogatz, 1970; Huston & Wright, 1998; Rice, Huston, Truglio & Wright, 1990). Более длительные эффекты не так очевидны, а некоторые исследования показали, что преимущества, которые по сравнению с контрольной группой имеют дети, смотревшие Sesame Street, исчезают через несколько месяцев или лет (Bogatz & Ball, 1972). Другие более современные долгосрочные исследования показывают, что постоянный просмотр Sesame Street в дошкольном возрасте позитивно коррелируете оценками в школе по английскому, математике и естественным наукам, даже когда в ходе эксперимента проверяются ранние способности к языкам и уровень образования родителей (Huston & Wright, 1998).
Относительно просмотра детьми Sesame Street обнаружились некоторые интересные закономерности. Позитивные эффекты кажутся сильнее, если программа обсуждается с родителями или сопровождается обучением (Cook et al.,1975). Это предполагает, что среди прочего программа служит катализатором неформального образования в семье (к этой теме мы еще вернемся в главе 12). Еще один интересный факт: Sesame Street эффективнее помогала детям с более высоким социальным статусом (Ball & Bogatz, 1970). Печальная ирония состоит в том, что шоу в действительности увеличило разрыв в подготовке к чтению детей низкого и высокого социального статуса, хотя оно создавалось специально для того, чтобы этот разрыв сократить. Тем не менее результат этот не был неожиданным, поскольку любое вмешательство, как правило, помогает тем, кто быстрее может к нему адаптироваться и более способен полностью воспользоваться тем, что оно предлагает.
Есть еще и другие позитивные эффекты. Дети — представители культурных меньшинств после просмотра Sesame Street сильнее гордились своей культурой, были увереннее в себе и выражали готовность к межличностной кооперации (Greenberg, 1982). Также после двух лет просмотра Sesame Street белые дети проявляли более позитивное отношение к детям других рас (Bogatz & Ball, 1972; Christensen & Roberts, 1983).
Сериал Sesame Street, как правило, хвалят, хотя изредка встречается и критика (например, Bowman, 1996; Healy, 1990; Winn, 1977, 1987). Сериал ругают за то, что он поощряет пассивность и рассеянность, из-за визуальной природы телепередачи упускаются из виду языковые навыки. Однако такие критические замечания можно отнести к телевидению в целом, а не к отдельным передачам и их качеству. Д. Р. Андерсон (Anderson, 1998) подробно рассуждает на эту тему и опровергает отдельные замечания.
Со времени выхода Sesame Street в эфир прошло 30 лет, а эта телепередача не теряет своей популярности. Постоянно создаются новые серии, активно используются старые, все они появляются вместе как части единого шоу. Дошкольникам не надоедают повторы; в действительности их привлекает уже знакомое. Несмотря на то что социальная тематика наиболее важна для Sesame Street, есть области, о которых в этой программе умалчивается. Например, почти не рассказывается о религии и религиозных праздниках и нет персонажей — геев и лесбиянок.
- 2003. — 448 С. (Проект «Психология-best»).
- Ричард Харрис психология массовых коммуникаций
- Содержание
- Глава 1. Средства массовой информации в обществе: учебное
- Глава 2. Практика и теория массовой коммуникации:
- Глава 3. Изображение групп: кривые социальные зеркала
- Глава 4. Реклама: пища (и все остальное) для размышлений
- Глава 5. Мораль и нравственность. Сми в роли родителей и пастырей
- Глава 6. Спорт на экране: брак по расчету или завоевание спорта телевидением?
- Глава 7. Новости: устанавливая повестку дня для всего мира
- Глава 8. Политика: роль новостей и рекламы в победе на выборах
- Глава 9. Насилие: так л и уж безобидны эти драки на экране?
- Глава 10. Секс: возбуждение, отвращение
- Глава 11. Благотворительность в сми: сми приносят пользу и помогают людям
- Глава 12. Конструктивное использование сми в нашей жизни: возможности нового тысячелетия
- Предисловие
- Предисловие к третьему американскому изданию
- Посвящается женщинам четырех поколений
- Выражение благодарности
- Глава 1. Средства массовой информации в обществе: учебное пособие для нашей жизни
- Что такое массовая коммуникация?
- Использование сми телевидение
- Другие сми
- Общий обзор книги
- Глава 2. Практика и теория массовой коммуникации: научный подход к изучению сми
- Общие основы исследования сми
- Оценка содержания
- Оценка продолжительности воздействия
- Оценка последствий
- Теории массовой коммуникации
- Теория социального научения (social learning theory)
- Теория культивирования (cultivation theory)
- Теории социализации
- Теория использования и удовлетворения
- Навязывание повестки дня
- Когнитивная (конструктивистская) теория
- Эмоциональная сторона восприятия сми что такое эмоция?
- Сми и чужой эмоциональный опыт
- Проявление эмоций и сми
- Готовность поверить
- Идентификация
- Эмпатия
- Напряженное ожидание
- Миф отражения
- Исследование воспринимаемой реальности
- Заключение
- Глава 3. Изображение групп: кривые социальные зеркала
- Изображение полов
- Образ женщин
- Образ мужчин
- Последствия принятия гендерных стереотипов
- Четыре стадии изображения меньшинств
- Афро-американцы как их изображают?
- Чернокожие в качестве зрителей
- Последствия изображения афро-американцев
- Латинос
- Коренные американцы
- Азиато-американцы
- Арабы и арабо-американцы
- Пожилые люди
- Гомосексуалисты и лесбиянки
- Люди с физическими недостатками и психическими нарушениями физические недостатки
- Психические нарушения
- Профессии
- Полицейские
- Юристы и судебные разбирательства
- Фермеры и сельская жизнь
- Студенты колледжей
- Заключение
- Глава 4. Реклама: пища (и все остальное) для размышлений
- Исторический экскурс
- Виды рекламы
- Психологические способы «достать» зрителя
- Информационный метод
- Эмоциональный метод
- Патриотические методы
- Метод пробуждения страха
- Ощущение достижений, успеха и силы
- Юмористический метод
- Реклама в форме рекомендации
- Усвоение информации из рекламы
- Фазы обработки информации
- Реклама с точки зрения когнитивной структурной теории
- Бесчестная реклама
- Непонимание или обман?
- Правдивая, но обманчивая реклама (введение потребителя в заблуждение)
- Научные исследования обманчивости рекламы
- Детская реклама
- Разграничение рекламы и других программ
- Дополнения
- Реклама длиной в целую программу и сочетание игрушек с темой программы
- Реклама табака
- Насилие
- Секс в рекламе
- Классическое формирование условных рефлексов
- Подсознательная реклама
- Заключение
- Глава 5. Мораль и нравственность. Сми в роли родителей и пастырей
- Семейные нравы
- Модели семьи
- Семейная солидарность
- Сексуальность
- Сколько информации вам необходимо?
- Секс до вступления в брак
- Секс вне брака
- Контроль за рождаемостью и информация о спиДе
- Влияние телевидения на семейную жизнь
- Религия
- Религия в телесериалах
- Изображение проповедников и священнослужителей
- Религия в новостях
- Что пишут о религии
- Скандалы вокруг телеевангелистов
- Роль религии в светских новостях
- Религиозное телевидение
- Влияние телевидения на религию
- Заключение
- Глава 6. Спорт на экране: брак по расчету или завоевание спорта телевидением?
- История спорта в сми
- Спортивные события в печати
- Спорт по радио и телевидению Радио
- Первое телевидение
- Телевидение и спорт сегодня
- Существует ли предел?
- Социальные изменения влияют на рост числа спортивных соревнований и сми Переезд в пригороды
- Классовые различия
- Какие изменения внесло телевидение в спорт
- Изменение внешнего вида и правил в спортивных играх
- Перемены в технологии
- Фактор телелеличности
- Реорганизация лиг
- Футбол Футбол в колледжах
- Профессиональный футбол
- Олимпийские игры
- Популяризация некоторых видов спорта
- Экономические прессы
- Олимпиады как «мыльные оперы»
- Национальная гордость
- Психологические аспекты спорта и спортивных репортажей
- Спортивные программы как социальное событие Совместный просмотр спортивных передач
- Еда и питье
- Соперничество и сыгранность команд
- Национализм
- Празднование победы
- Статистика
- Звезда против команды
- Насилие в спорте
- Эмоциональная польза
- Гендерные роли и пристрастия
- Социализация тендерных ролей
- Расовые предрассудки
- Почитание героев
- Заключение
- Глава 7. Новости: устанавливая повестку дня для всего мира
- Что такое новости?
- Характерные черты значимого события Главные признаки
- Второстепенные характеристики
- Средства массовой информации как создатель особой реальности
- Манипуляции с новостями
- Непосредственная цензура
- Запугивание
- Блокирование доступа
- Косвенная цензура
- Манипуляция эфирным временем
- Самоцензура сми
- Объединение организаций, занимающихся сбором новостей
- Репортажи о войне в персидском заливе: конкретный пример
- Как американские военные руководили изложением событий в новостях
- Поддержка войны в сми
- Репортажи независимых журналистов
- Последствия освещения новостей в прессе
- Влияние различных точек зрения
- Память о новостях
- Эффекты воздействия новостей на атрибуции и принятие решений
- Самоубийства: провоцируют ли на них новости?
- Как масс-медиа воздействуют на внешнюю политику
- Дипломатические переговоры
- Яркие образы
- Сми и правительство
- Вьетнамская война
- Терроризм
- Заключение: вымысел становится реальностью
- Документальная драма: факт или вымысел?
- Границы влияния сми
- Глава 8. Политика: роль новостей и рекламы в победе на выборах
- Сокращение дистанции между кандидатом и обществом
- Освещение политических кампаний в сми
- О чем много говорят и пишут в сми
- О чем мало пишут и говорят
- Американские президентские дебаты
- Освещение дебатов в сми
- Воздействие на зрителя
- Использование кандидатами новостей программы
- Создание псевдособытий
- Отражение атак противника
- Потребность быть принятым всерьез
- Политическая реклама
- Цели Узнавание имени
- Ключевые вопросы программы
- Создание имиджа
- Позиция кандидата
- Сбор денег
- Методы политической рекламы
- Негативная реклама
- Эффекты политической рекламы
- Телевидение как культиватор политической умеренности
- Заключение
- Глава 9. Насилие: так ли уж безобидны эти драки на экране?
- Страшные образы
- Реакция на чувство страха
- Моделирование
- Моделирование насилия в жизни
- Базовое социальное научение и полевые исследования
- Факторы взаимодействия с моделями в сми
- Подкрепление
- Сенсибилизация
- Десенсибилизация
- Процесс десенсибилизации
- Последствия десенсибилизации
- Культивация
- Катарсис
- Кто любит смотреть насилие по телевизору и почему?
- Социальные факторы
- Личностные факторы
- Длительные исследования
- Как помочь детям преодолеть страх и другие негативные эффекты насилия в сми видеоограничитель насилия
- Дискуссии и другие интервенции
- Систематическая десенсибилизация
- Личностные переменные
- Заключение
- Глава 10. Секс: возбуждение, отвращение
- Характер секса, изображаемого в сми проблемы дефиниции
- История секса в средствах массовой информации
- Секс в средствах массовой информации сегодня
- Эффекты восприятия секса через масс-медиа
- Возбуждение
- Установки и ценности
- Экспериментальные доказательства
- Поведенческие эффекты
- Растормаживание
- Сексуальные преступления
- Катарсис
- Преобладающий тон
- Сексуальное насилие
- Эротика как стимулятор агрессии
- Индивидуальные различия мужчин-зрителей
- Боевики
- Эффекты от просмотра фильмов с большим количеством насилия и жестокости
- Смягчение негативных эффектов сексуального насилия
- Освещение в прессе преступлений, связанных с сексуальным насилием
- Заключение
- Глава 11. Благотворительность в сми: сми приносят пользу и помогают людям
- Детские социальные телепередачи
- Улица сезам
- Что представляет собой это шоу
- Эффекты просмотра улицы Сезам
- Другие проекты студии телепрограмм для детей
- Изменение установок, связанных с гендерными ролями
- Вклад коммерческих телекомпаний
- Первый канал
- Общественно-полезные телепередачи для взрослых
- Использование сми в социальном маркетинге
- Препятствия на пути продвижения социального маркетинга
- Аудитория
- Характеристики эффективности кампаний
- Позитивные эффекты социального маркетинга
- Кампании по охране здоровья в сми
- Программа Стэнфордского университета но снижению многофакторного риска
- Заключение
- Глава 12. Конструктивное использование сми в нашей жизни: возможности нового тысячелетия
- Сравнение различных масс-медиа ментальные усилия и социальное взаимодействие
- Извлечение информации и память
- Масс-медиа и воображение
- Грамотность усвоения материалов сми
- Образовательные программы в школе
- Что можно сделать дома
- Влияние на масс-медиа
- Усилия отдельного человека
- Усилия группы людей
- Изложение исследований о сми для широкой публики
- Будущее и новые технологии радиус действия сми
- Новые технологии Изменения в самом телевидении
- Компьютерные коммуникации
- Что такое массовые коммуникации? (возвращаясь к.Вопросу)
- Заключение