logo search
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Будущее и новые технологии радиус действия сми

На нашей планете буквально не осталось места, не охваченного массовыми коммуникациями. По политическим причинам ЮАР до 1976 года оставалась единственной сравнительно большой страной, лишенной телетрансляций (Mutz, Roberts & van Vuuren, 1993). Послед­ними странами, в которых появилось телевидение, были затерянный в горах Непал — в 1985 и острова Кука — в 1989, а к началу 90-х годов лишь маленькое королевство Бутан в Гималаях оставалось страной без телевидения. Спутниковые тарелки и видео, работающие от генерато­ров, позволяют устанавливать телевизоры и видео в любых местах, даже недоступных для обычного приема передач.

В 1970 году в Канаде было проведено уникальное исследование, ко­торое оценивало эффекты от установки телевизоров. Исследователи изучили три города в Британской Колумбии. Они были очень похожи, только в одном городе («мультител» — много каналов) была возмож­ность принимать несколько канадских и американских телевизионных каналов, жители другого («юнител» — один канал) принимали всего один канал, атретий, поскольку был расположен в долине, не получал никаких телевизионных сигналов («ноутел» — ни одного телевизион­ного канала). В этом исследовании ученые сравнили детей и взрослых во всех трех городах до и после того, как телевидение пришло на терри­торию «ноутел». Например, показатели творческих способностей бы­ли выше до появления телевидения в области «ноутел», и эти показате­ли превышали показатели в других городах до появления телевидения и показатели в любом из трех городах после появления ТВ. У Макбет (Macbeth, 1996) есть результаты исследований, а в работе Т. М. Уильямса (Williams, 1986) собраны более подробные данные. Подобное иссле­дование, вероятно, никогда больше нельзя будет провести, потому что мест, не охваченных телевидением, больше уже не существует.

Кросскультурные аспекты в будущем могут стать важной состав­ляющей всех социальных исследований. Буквально любая страна в мире становится теперь мультикультурной, и отчасти это происходит благодаря революции в области коммуникации. Нам всем доступны СМИ из разных национальных и культурных источников, и поэтому важно понимать, насколько неоднозначно в разных культурах может быть воспринято одно и то же послание. Замечательное собрание статей по сравнительным кросскультурным исследованиям есть у Корзенны и Тинг-Туми (Korzenny & Ting-Toomey, 1992), Лалл (Lull, 1988), а также в работе Блумер, Мак-Леод и Розенгрен (Blumer, Mc-Leod & Rosengren, 1992).