logo search
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Другие сми

Радио. В 1920-х годах в обществе получило широкое распростране­ние другое электронное средство массовой информации — радио, ус­пех которого 30 лет спустя будет во многом повторен телевидением. Структура развлекательных программ современных телевизионных компаний была заимствована у радио, которое, начиная с 50-х годов, после появления телевидения, стало передавать главным образом музыку и новости. Радио в большей степени, чем телевидение, адресо­вано аудитории, относящейся к конкретной возрастной категории и - имеющей определенные интересы (например, существуют станции, передающие музыку различных жанров, в частности классическую, кантри, хеви метал, эстрадную, ретро и т. д.). К концу 1996 года в США насчитывалось более 12 тысяч радиостанций, работающих в различных частотных диапазонах (J. R. Wilson & S. L. R. Wilson, 1998). Дети, не дос­тигшие подросткового возраста, мало слушают радио, но оно является одним из основных элементов подростковой и молодежной культуры.

Во всем мире радио является наиболее доступным СМИ. Особенно большое значение оно играет в отсталых обществах, поскольку "не требует владения грамотой и по сравнению с телевизорами радиопри­емники стоят относительно недорого и могут хорошо работать на ба­тарейках. В отличие от телевидения и печатных СМИ выпуск радио­программ, особенно в разговорном и музыкальном формате, требует сравнительно небольших затрат. Подобные разговорные передачи могут, как облагораживать слушателей, так и взывать к их низменным чувствам. Возможно, наиболее шокирующим примером злоупотреб­ления возможностями радио были передачи руандийской станции, которая призывала к геноциду и раздувала массовую истерию; эти пе­редачи достигли своего апогея в 1994—1995 годах в период граждан­ской войны между народностями хуту и тутси. Однако чаще радио служит в качестве важного элемента социального организма, связы­вающего воедино различные группы населения. В модуле 1.4 приво­дится пример роли, которую радио играет в стране, где практически отсутствует современная инфраструктура.

Газеты. Хотя в США количество ежедневных газет уменьшилось (до 1 532 в 1995 году; Gleick, 1996), общее число читателей, вероятно, остается устойчивым. На крупных рынках доминируют утренние га­зеты, но в пригородах и небольших городах, как правило, читают днев­ные газеты. Газеты в большей степени, чем телевидение или журналы, отличаются локальной направленностью, являясь основным источ­ником местных новостей, рекламы и сплетен. Число еженедельных газет в США продолжает расти, достигнув в 1996 году отметки 7 654 (J. R. Wilson & L. R. Wilson, 1998). В США почти все газеты можно счи­тать региональными, за исключением USA Today, хотя во многих стра­нах широко распространены крупные общенациональные газеты (на­пример, Guardian в Великобритании и Le Monde во Франции). Не­смотря на свой региональный характер, газеты становятся все более похожими друг на друга, не только из-за того, что их покупают много­отраслевые корпорации, но также по той причине, что они все больше используют в качестве источников новостей немногочисленные меж­дународные телеграфные агентства, подобные Ассошиэйтед Пресс (Associated Press, АР), Рейтер (Reuters) и Франс Пресс (Agence France Presse.AFP).

Наиболее читаемыми являются спортивные разделы газет, а к са­мым заядлым читателям относятся, как правило, те группы населе­ния, которые реже смотрят телевизор: это люди старшего возраста, белые, лучше образованные и имеющие более высокий социально-экономический статус. Читатели газет бывают обычно заняты разно­образными видами деятельности и хотят быть в курсе событий. Они чаще, чем не читающая публика, смотрят также программы телеви­зионных новостей; при этом, вероятно, все возрастающее потребле­ние теленовостей происходит не за счет уменьшения времени, посвя­щаемого газетам. Те, кто следит за новостями, обычно пользуются обоими источниками; люди, не читающие газеты, не смотрят и про­граммы теленовостей (Bogart, 1981; Stone, 1987).

Модуль 1.4. РАДИО В НАМИБИИ (WRESCH, 1996)

Намибия, малонаселенная и в целом слаборазвитая страна на юге Африки, подвергалась нещадному ограблению во времена ко­лониального правления Германии, а затем ЮАР, вплоть до того, как в 1990 году ей удалось добиться независимости. Крупным единственным городом Намибии является ее столица Виндхук (населе­ние 150 тысяч человек).

С 9 до 10 часов утра на общественном радио идет в прямом эфи­ре ток-шоу The Chat Show, слушатели которого могут позвонить и высказать свои претензии в адрес коммерческих организаций, пра­вительства или полиции. Ведущий исполняет роль своего рода пси­хотерапевта, работающего по методу Роджерса; он выслушивает и кратко комментирует жалобы людей. По окончании шоу сотрудники станции звонят в правительственные или коммерческие организа­ции, которые подверглись нареканиям. Они записывают ответы офи­циальных лиц на жалобы и передают их в эфире/вместе с первона­чальными претензиями, через 3 часа, во время второй части шоу.

В сельскохозяйственных районах Намибии радио выполняет еще более широкую коммуникативную функцию. В тех регионах, где практически нет телефонов или почтовой связи, можно передать свое послание по местной радиостанции, которая сообщит (бес­платно), что такой-то слушатель должен, к примеру, позвонить сво­ей бабушке или забрать учебник по курсу заочного обучения. Даже если адресат, которому предназначена эта информация, не слуша­ет передачу, ее может слушать человек, который его знает, и посла­ние дойдет по своему назначению.

Журналы. Из всех СМИ журналы имеют наиболее узкую направ­ленность — тенденция, ставшая особенно заметной после 60-х. годов, когда закончился период Популярности журналов широкого профи­ля (Life, Look, Saturday Evening Post). В середине 90-х годов в США издавалось примерно 11 тысяч журналов, посвященных главным об­разом специальной тематике (J. R. Wilson & S. L. R. Wilson, 1998). Журналы сочетают в себе характерные для газет долговечность и воз­можность более глубокого освещения материала с визуальной при­влекательностью телевидения. Читателями журналов являются в ос­новном взрослые люди, но существуют и детские журналы, такие, как Boys' Life и National Geographic World, которые помогают развивать у детей привычку к чтению и работе с печатными источниками инфор­мации. В жизни девушек подросткового возраста важную роль игра­ют такие журналы, как Seventeen и затем Glamour.

Другие СМИ. Не существует единого мнения в отношении того, ка­кие иные СМИ, если таковые вообще имеются, следует относить к мас­совой коммуникаций. Границы здесь становятся все более расплывча­тыми. И кино, и видео, и факсы, и Интернет, и «Всемирная паутина» (Kiesler, 1997; Noll, 1996) обладают отдельными, но не всеми характери­стиками масс-медиа. Кинофильмы играют в общественной культуре роль, аналогичную массовой коммуникации (Jowett & Linton, 1989), особенно в настоящее время, когда технология видео позволяет смот­реть фильмы в телевизионном формате (см. модуль 1.5). Возможности Интернета и WWW, а также факсов, обеспечивающих широчайшее распространение материала, позволяют этим системам действовать во многом в качестве традиционных печатных и электронных СМИ - На­пример, когда в сентябре 1998 года во время процесса по делу Левински были впервые обнародованы свидетельские показания президента США Билла Клинтона перед большим жюри, они были опубликованы именно во «Всемирной паутине». Хотя мы будем изредка упоминать о кино, видео и компьютерной коммуникации, в этой книге им не уделя­ется большого внимания, частично потому, что еще только начинается их эмпирическое изучение. Однако читатель должен помнить о том, что во многих важных аспектах они функционируют подобно масс-медиа.