logo search
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Эффекты от просмотра фильмов с большим количеством насилия и жестокости

Линц, Доннерстайн и Пенрод (1984; см. также: Linz, 1985; Linz, Donnerstein & Adams, 1989) исследовали эффекты подобных фильмов. Участников их экспериментов, юношей-студентов колледжей, спер­ва опрашивали и исключали тех, у кого раньше проявлялись враж­дебные наклонности или психологические проблемы. Остальным мужчинам в экспериментальной группе каждый день в течение не­дели показывали стандартный выпущенный в Голливуде фильм ка­тегории R. Все эти фильмы отличались необычайной жестокостью, и в них встречалось множество эпизодов, когда женщин убивали и они умирали медленной, мучительной и болезненной смертью в си­туациях с эротическим контекстом (как, например, в сцене из «Убийц с ящиком для инструментов» описанной выше). Каждый день участ­ники эксперимента заполняли анкеты, оценивая фильм и предостав­ляя данные о своей личности.

Эти оценки показывают, что реакция мужчин становилась ме­нее депрессивной, менее раздраженной и менее тревожной по мере просмотра все новых фильмов. Фильмы сами по себе оценивались с течением времени как более приятные, юмористичные, имеющие больше социальной значимости, менее жестокие и оскорбительные и менее унизительные для женщин. За неделю жестокие эпизоды в целом и эпизоды с насилием, в частности, оценивались как встре­чающиеся реже, чем это было в действительности. В похожем иссле­довании, которое проводил Крафка (Krafka, 1985), он тестировал женщин и не обнаружил подобных эффектов. Хотя эти данные служат хорошим доказательством некоторой десенсибилизации, про­исходящей у мужчин, остается открытым вопрос, переносятся ли создавшиеся таким образом оценки на другие ситуации.

Чтобы ответить на этот вопрос, Линц, Доннерштейн и Пенрод (1984) предложили тем же самым испытуемым принять участие в еще одном эксперименте, когда они не должны были осознавать никакой связи происходящего с кинофильмами. В этом эксперименте испы­туемые наблюдали за судом над насильником, проводимым в юри­дической школе, и оценивали его несколькими способами. В срав­нении с контрольной группой мужчины, которые видели боевики, считали, что жертва насилия меньше пострадала и физически и мо­рально. Эти результаты соответствуют и результатам эксперимента Зиллмана и Брайанта (Zillmann & Bryant, 1984), которые обнаружи­ли, что постоянный просмотр присяжными откровенно сексуальных материалов приводил к вынесению более мягкого приговора насиль­нику. Такие данные показывают, что мир, который мы себе представ­ляем после просмотра боевиков и откровенно жестоких фильмов, ис­кажает реальность и эти представления могут иметь губительное влияние, если человек верит в то, что этот мир и есть реальность.

Выводы

Неудивительно, что данное исследование и другие работы в этом направлении (обзор см.: Donnerstein et al., 1987) вызвали в обществе серьезную озабоченность и тревогу. Они встревожили и психологов. Некоторые из основных эффектов не были повторены в более позд­них экспериментах (Linz & Donnerstein, 1988), и эти выводы подверг­лись критике, как с точки зрения методологии, так и по существу (Weaver, 1991; Sapolsky & Molitor, 1996).

Подверглись критике и разграничения, которые проводили Дон­нерстайн и Линц между эффектами порнографии с насилием и без него (Weaver, 1991; Zillmann & Bryant, 1988с). Во всех областях данные экс­периментов оказались несколько непоследовательными. Зиллман и Брайант доказывали, что Линц и Доннерстайн слишком поспешно упоминули неудачные результаты, чтобы не выдвигать нулевую гипотезу, поддерживающую безвредность порнографии без насилия, однако они всего лишь игнорировали результаты экспериментов и писали о ги­бельных эффектах сексуального насилия. Чек и Гулуайен (Check & Guloien, 1989) обнаружили, что мужчины, которые смотрели много фильмов и сцен, включавших сексуальное насилие, показывали более высокую вероятность того, что совершат насилие сами, чем те участни­ки контрольной группы, кто не смотрел этих фильмов, однако тот же результат обнаруживался и в группе, смотревшей порнографию без сцен насилия. Порой в использовании данных исследований такого ро­да и их интерпретации присутствует очень сильное противоречие, ино­гда даже носящее политическую окраску (см. модуль 10.4).