logo search
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Глава 1. Средства массовой информации в обществе: учебное пособие для нашей жизни

Вопрос. Какой вид досуга наиболее популярен в мире?

Ответ. Просмотр телепередач. Каждую неделю американцы про­водят перед телевизором 15 из 39 часов, которые составляет у них в среднем свободное время, что делает этот вид досуга намного более популярным, чем все остальные. Только работа и сон за­нимают у нас больше времени, а за чтением мы проводим лишь 2,8 часа. Каждый день люди во всем мире проводят перед теле­визором свыше 3,5 миллиардов часов (Kubey & Csikczentmihalyi, 1990; Numbers, 1997).

Вопрос. Какое событие вызвало осенью 1997 года массовые про­тесты в многострадальном боснийском городе Банья-Лука?

Ответ. Снятие с эфира самой популярной в Боснии телепере­дачи, венесуэльской мыльной оперы «Кассандра». Потребовалось вмешательство ООН и Госдепартамента США, чтобы «Кассан­дра» снова появилась на телеэкранах. При этом обнаружилось, что местная телевизионная станция показывает пиратские ко­пии сериала. Однако все прониклись жалостью к жителям этой охваченной войной страны, и прокатчик из Майами передал в дар копии всех 150 с лишним серий фильма (CNN Headline News, 11/10/97).

Вопрос. Какой американский телесериал пользовался наибольшей популярностью в мире в середине 90-х годов?

Ответ. Baywatch (в российском прокате — «Пляж»), который ка­ждую неделю смотрели около 1 миллиарда людей в 150 странах! (Most Famous Canadian, 1996). Хотя подобная экспортная продук­ция не имеет никакого отношения к культуре, а многие даже счи­тают ее низкопробной, ее приобретение обходится очень дешево. По некоторым данным, за одну серию Baywatch Намибийская те­лерадиовещательная компания платит 450 долларов, тогда как за трансляцию футбольного матча между местными командами — 1200 долларов, а за показ фильма, выпущенного в Намибии, — 2000 долларов (Wresch, 1996).

В 1993 году 5-летний ребенок поджег зажигалкой постель, лишив жизни свою 2-летнюю сестру, как утверждается, после просмотра од­ной из серий мультфильма «Бивис и Батхед», в которой развязные герои-подростки заявляют, что «пожар — это классно» (J. R. Wilson & S. L. R. Wilson, 1998).

Отправляясь на стадион смотреть спортивные состязания, люди очень часто берут с собой переносные радио- и телеприемники. Когда их спрашивают, зачем они слушают репортаж, если игра проходит на их глазах, обычно следует ответ: «Так я могу понять, что же происходит на самом деле».

В 1969 году молодой журналист Британской телерадиовещатель­ной корпорации (ВВС) был послан во Вьетнам освещать военные действия. Будучи не слишком опытным или же не разбираясь в том, что он наблюдает, он начал свой первый телерепортаж об атаке аме­риканцами вьетконговских позиций такими словами: «О господи! Та­кое впечатление, что смотришь телепередачу» (Bogart, 1980).

14-летний подросток Сэнди Чарлз убил своего 7-летнего прияте­ля, снял с него кожу, а затем сварил мясо своей жертвы. В ходе по­следующего судебного разбирательства адвокат подростка пытался до­казать, что Сэнди верил в то, что сможет летать, если напьется жи­ра, вытопленного из трупа. По всей видимости, на него подействовал фильм ужасов Warlock («Колдун»), который он посмотрел не менее 10 раз (Canadian Case, 1996).

Эти четыре примера, каждый по-своему, иллюстрируют основ­ную тему этой книги: наш опыт общения со средствами массовой информации (СМИ) во многом обусловливает те знания, которые мы получаем о мире. Мы можем назвать это когнитивным подходом к СМИ, поскольку упор делается на то, как мы формируем пред­ставления о мире — в сущности, некую ментальную реальность, ос­новываясь на своем опыте общения со СМИ. Эта ментальная ре­альность становится затем основой всех установок и моделей пове­дения и оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Вместо того чтобы более или менее точно отражать какие-то внешние события, телевидение превратилось в реальность, с которой сравнивают окру­жающий мир. Мир, как его видят СМИ, стал для многих людей более реальным, чем сама жизнь.

СМИ в форме печатных изданий вошли в нашу жизнь почти сразу же после изобретения Гуттенбергом в 1456 году наборного шрифта и пе­чатного станка. Однако с появлением в XX веке электронных средств связи, в особенности телевидения, характер СМИ, — а фактически жиз­ни в целом — изменился коренным образом. За последние 60 лет теле­видение преобразило повседневную жизнь людей больше, чем, возмож­но, любое другое изобретение в истории человечества. Печатные СМИ и радио также во многом изменились под влиянием телевидения, хотя оно и не стало им заменой. Своим основным источником удовольствия люди чаще всего называют просмотр телепередач, за которым, далеко отстав, следуют общение с друзьями, оказание помощи окружающим и использование отпуска. Телевидение не только изменило наше время­препровождение, оно также революционизировало наш образ мышления и наше мировоззрение. В настоящей книге особое внимание уде­ляется именно этому влиянию СМИ на наше восприятие и когнитив­ную способность. Масс-медиа — это не только «магическое окно», через которое мы смотрим на мир, но и «дверь», через которую идеи проникают в наше сознание.

СМИ — это нечто намного большее, чем просто канал, по которо­му мы получаем знания, хотя и эта их роль далеко не маловажна. Про­цесс передачи этих знаний может сам по себе стать объектом внимания. Когда в 1991 году во время войны в Персидском заливе правительства и военное командование США и Саудовской Аравии лишили прессу доступа в зону конфликта, характер освещения боевых действий стал одной из основных тем сообщений о войне. СМИ не только передава­ли новости — они сами стали темой новостей. Если взять вьетнамскую войну, то ученые, главы государств и широкая общественность до сих пор обсуждают роль, которую СМИ сыграли в том, что эта война нахо­дила все меньшее одобрение у людей в период с 1965 по 1972 год.

Мы прошли огромный путь от Гуттенберга до тысяч ежедневных газет, журналов, теле и радиостанций, без которых немыслим сегодняшний мир. В этой главе мы рассматриваем понятие массовой ком­муникации и то, как мы ее используем, с когнитивно-психологической точки зрения. В конце главы дается краткий обзор книги.

Модуль 1.1. ЭЛЕКТРОННЫЕ И ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Как правило, СМИ разделяют на два типа: печатные и элек­тронные (или телерадиовещательные). Печатные СМИ (газеты и жур­налы) поставляют информацию путем изготовления и распростране­ния множества экземпляров какого-либо периодического издания. В отличие от электронных СМИ, печатные обычно более долговечны — по крайней мере, были до широкого распространения видео-, и аудио­записи — и требуют грамотности от тех, кому они адресованы. Кроме того, печатные СМИ не ограничены количеством каналов, тогда как обычно существует определенное число возможных радиочастот и телевизионных каналов (сегодня, быстро растущее). Количество же газет или журналов, которые могут быть опубликованы, как правило, не ограничено. В целом, печатные СМИ больше предназначены для подробного освещения событий, чем электронные СМИ.

Электронные СМИ появились позже печатных, менее долговечны и меньше зависят, от общей грамотности человека или доступности ему городской инфраструктуры. Последний пункт приобретает осо­бо важное значение в отдаленных уголках мира. Человек может слушать транзисторный радиоприемник, при этом не имея воз­можности пользоваться электросетью, не посещав школу или про­живая вдали от города. Из-за ограниченного количества каналов радио и телевидение обычно более строго регулируются государ­ством, чем печатные СМИ (например, в США частоты телеканалов распределяет Федеральная комиссия по связи [FCC]). Чем более ав­торитарно общество, тем легче государству контролировать радио и (особенно) телевидение в те моменты, которые оно считает слиш­ком опасными. Хотя телевизионные сети, как частные, так и госу­дарственные, как правило, вещают на определенную страну, их влия­ние часто распространяется далеко за ее пределами. В 1989 году одним из основных факторов демократических революций в Восточ­ной Европе была возможность смотреть западные телепередачи.