logo search
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Гомосексуалисты и лесбиянки

Производственный кодекс (The Production Code) от 1934 года официально закрепил добровольное исключение из голливудских фильмов всех персонажей гомосексуалистов и лесбиянок (V. Russo, 1981). Когда 15 лет спустя телевидение влилось в мир киноискусства, кодекс умол­чания сохранил свою силу и не нарушался до конца 60-х годов, когда начались эпизодические отступления от этого правила. В начале 70-х фильм Нормана Лира (Norman Lear) All in the Family (*Rpna. семейные») мельком затрагивал тему гомосексуализма и лесбиянства, но до 80-х у него не было большого количества продолжателей. Хотя к середине 80-х годов упоминания на американском телевидении о гомосексуализ­ме стали обычным явлением и даже начали появляться отдельные пер­сонажи гомосексуалисты или (много реже) лесбиянки, телекомпании по-прежнему очень осторожны в отношении использования в своих фильмах постоянных персонажей гомосексуальной ориентации.

Подобно всем решениям в области производства телепрограмм, это нежелание имело под собой главным образом экономическую, а не мо­ральную основу. В комедийном сериале начала 80-х годов Love, Sidney, был показан средних лет холостяк, живущий с молодой одинокой ма­терью и ее дочерью. Снятый на основе театральной пьесы, в которой Сидни был определенно гомосексуалистом, телефильм, из-за разбор­чивости спонсоров, несколько менее откровенен: в нем даются намеки на гомосексуальность Сидни, но она нигде однозначно не оговарива­ется. Создателям фильма делает честь то, что они рассматривают реа­листичные ситуации и лишь эпизодически позволяют себе шутки, ка­сающиеся сексуальной ориентации. Однако фильм не продержался дольше одного сезона. В 1991 году спонсорам удалось обязать компа­нию ABC не повторять одну из серий теледрамы Thirtysomething, где есть короткая второстепенная сцена, в которой два редко появляющихся мужских персонажа-гомосексуалиста сидят вместе в постели (лишь разговаривая). Подобные противоречия не ограничиваются только электронными СМИ. Когда в 1993 году в комиксе For Better or For Worse Лоренс, приятель подростка Майкла, признался в своих гомосексуаль­ных наклонностях, некоторые газеты отказались помещать этот комикс на своих страницах, хотя большинство все-таки продолжило его публи­кацию (см. модуль 3.7).

Теме гомосексуализма и/или СПИДа было посвящено несколь­ко теле- и кинофильмов. Некоторые из них имели определенный коммерческий успех. Но создатели телевизионных и студийных фильмов по-прежнему встречаются с большими трудностями при подборе актерского состава для подобных фильмов. Актеры не же­лали играть роли гомосексуалистов, поскольку полагали, что их пе­рестанут приглашать в дальнейшем на роли людей, не страдающих сексуальными отклонениями. Актер Харри Хэмлин (Harry Hamlin) считает, что роль гомосексуалиста, исполненная им в фильме Making Love (1982), сильно повредила его карьере, поправить которую ему удалось только после успеха фильма L. A. Law, показанного по ТВ в 1986 году. Несмотря на эпизодические исключения, когда популяр­ность артистов только возрастала, как это произошло, например, с Томом Хэнксом (Tom Hanks) после фильма Philadelphia (1993) или Робином Уильямсом (Robin Williams) после The Birdcage (1995), ак­теры, играющие роли гомосексуалистов, говорят о больших трудно­стях, связанных с получением последующей работы, а продюсеры сообщают о сложностях с подбором актеров на подобные роли. Соз­датели, одного из фильмов в конце 80-х годов не смогли найти ис­полнителя на роль ведущего персонажа-гомосексуалиста, несмотря на то, что продюсер поместил во всю газетную страницу адресован­ную актерам рекламу, в которой были перечислены имена 92 зна­менитостей, сыгравших в прошлом роли гомосексуалистов и лес­биянок (Clarke, 1988).

Модуль 3.7. КОГДА ЛОРЕНС СДЕЛАЛ ПРИЗНАНИЕ (LAWLOR, SPARKLES & WOOD, 1994)

Весной 1993 года в течение месяца в популярном семейном комиксе Линн Джонстон For Better.or For Worse затрагивалась те­ма гомосексуализма среди подростков, когда второстепенный пер­сонаж Лоренс, приятель основного семейного героя подростка Майкла, признается в своих гомосексуальных наклонностях друзь­ям и родителям, и все это происходит на юмористических страни­цах около 1500 североамериканских ежедневных газет. Канадская художница-карикатурист Линн Джонстон опиралась на опыт своего деверя-гомосексуалиста и других людей. Лоренс поначалу открывается Майклу, а затем своим родителям, которых это известие приводит в очень тяжелое состояние. Сначала отец выгоняет Ло­ренса из дома, но потом смягчается и неохотно мирится с наклон­ностями сына, хотя и неспособен их понять. Со стороны канадской и американской аудитории последовала вполне предсказуемая не­гативная реакция. Около 40 газет отказались помещать комикс на подобную тему, а 16 временно приостановили его публикацию в знак протеста против содержания. Однако споры, по-видимому, пробудили новый интерес к этой проблеме, и в течение последую­щих месяцев подписка на газеты с комиксом выросла до небыва­лых размеров. Лолор и его коллеги (Lawlor et al.) провели анализ 2200 писем, полученных Джонстон, редакциями газет и синдика­том, распространявшим комикс. Позитивными были 76% писем, причем многие читатели предлагали пикантные истории из личной жизни. Разумеется, были и отдельные предсказуемые гневные от­клики, хотя их оказалось меньше, чем ожидалось. В любом случае, теперь стало ясно, что раздел комиксов предназначен не только для того, чтобы смешить аудиторию.

Персонажем гомосексуальной ориентации, получившим наиболь­шую известность в истории ТВ, стала Эллен Морган, героиня фильма Ellen, которая в апреле 1997 года в одной из серий сделала признание в своих наклонностях, совпавшее с внеэкранным откровением актрисы Эллен Де Дженерес (Ellen DeGeneres). Хотя серия с признанием проби­ла все рейтинговые рекорды и сама стала предметом многих информа­ционных сообщений в тот период, к концу следующего года ранее по­пулярный комедийный сериал был снят с эфира. В 1998 году в прессе задавалось много вопросов по поводу того, будет ли спутница Де Дже­нерес в реальной жизни, актриса Энн Хич (Anne Heche), принята ауди­торией в гетеросексуальных ролях.

Важным аспектом является также освещение через СМИ событий и вопросов, касающихся прав и чувства собственного достоинства го­мосексуалистов. К гомосексуалистам и лесбиянкам относятся качест­венно иначе, чем к этническим, религиозным или другим социальным меньшинствам. Например, Мориц (Моп1/, 1995) указывает, что журна­листы при освещении вопросов, имеющих отношение к афро-американцам и евреям, не собираются излагать позицию Ку-клукс-клана и неонацистов, чтобы представить весь спектр мнений. Однако при рас­смотрении вопросов, касающихся гомосексуалистов и лесбиянок, ре­гулярно просят высказать свое мнение политических трибунов крайне правых, которые готовы запретить и подавить любые голоса в защиту гомосексуализма, а то и прекратить все дискуссии на эту тему. Сексу­альные меньшинства остаются группой, презирать которую считают допустимым и рядовые граждане, и политики.