100. Психол-ие исследования мас.Ком-ции: имидж коммуникатора, психол-ие аспекты изучения аудитории.
Можно выделить четыре основные функции имиджа журналиста (коммуникатора): 1.номинативная (заявить о себе, хоть как-то выделиться из числа себе подобных);2.эстетическая («облагородить» впечатление от собственного появления перед аудиторией, продемонстрировать наглядно чувство меры, художественного вкуса);3.психологическая (акцентирование внимания на харизме коммуникатора);4.адресная функция (связывает его со своей целевой аудиторией).
Отмечается, что наиболее важной является психологическая функция. Аудитория СМИ в современных условиях все чаще склонна персонифицировать коммуникаторов всех типов: публичных политиков, журналистов, известных всем людей («поп-звезда», «спортсмен», «герой») Можно вести речь и о своеобразной «персонификации» (но по другим основаниям) безличных коммуникаторов – в целом периодических изданий, телепрограмм или телевизионных каналов. Напр., читатель название любимой газеты произносит в уменьшительно-ласкательной форме – моя «Комсомолка».
Главные характеристики имиджа в сфере деятельности СМИ: 1.имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом 2.этот имидж как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться3. он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением.
процесс формирования имиджа можно разбить на несколько этапов: 1.Выявление целевых групп, с которыми журналист собирается взаимодействовать. 2.Изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастий читателей, радиослушателей, телезрителей, с кот. индивидуальный коммуникатор предполагает взаимодействовать: образ, который он собирается создавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории.
три составляющих «работающего» имиджа:1.умение говорить «на языке» своей аудитории; 2.знание того, что именно сегодня ее волнует; 3.острота ума и чувство юмора.
Подбор журналистом и «примеривание» адекватного типажа, называемого еще «социальной ролью» коммуникатора. Привлечение внимания к персоне журналиста. Говорить мы начинаем прежде, чем произносим первые слова. Внешность, одежда, манера держаться др. определяют перспективность взаимоотношений коммуникатора и коммуниканта. Вербальный (текстовой) ряд – что и как излагает журналист, насколько аргументированно, убедительно. Способность вызывать доверие у своей аудитории, у потенциальных реципиентов. Здесь можно говорить о незаурядности личных качеств журналиста, профессионализме, компетентности, может быть, даже определенном «стандарте на героя» у опр. группы аудитории СМИ.
Самый главный этап. Журналист должен для себя сам или с помощью профессиональных имиджмейкеров дать ответы на четыре простых вопроса: Чего я хочу добиться как профессионал? Что я могу (природой мне даровано лишь это)? Кто я сегодня как личность (воспитание, образование)? Что я должен сделать для того, чтобы добиться результата? вывод: форм. имиджа журн. возможно в действии. Акцентируется внимание на его выигрышных сторонах и вуалируется или по-иному интерпретируется нежелательное.
Аспекты формирования аудитории
Качественный состав групп аудитории СМИ определяется социальной структурой рос. общества. Раскрыть механизм развития, изменения аудитории СМИ, по мнению социологов, можно только системой показателей.
к первой группе характеристик аудитории относят качественно-количественные признаки, с помощью кот. описывается внутренняя структура аудитории, относительно независимая от СМИ. Среди них выделяются социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, социальное положение, профессиональная принадлежность, семейное положение и т.д.) и социально-психологические характеристики (потребности, установки, мотивы, интересы и т.п.). Часто отдельно выделяются информационные потребности (в числе их проявлений — информационные интересы, т.е.субъективные склонности, стремления, пожелания, в кот. эти потребности находят свое отражение). Они пронизывают все другие виды потребностей индивида, но в то же время носят самостоятельный характер.
Знание, понимание и учет коммуникатором многоплановых и многосторонних духовных, информационных и других потребностей аудитории – один из основных факторов эффективной работы СМИ в диалоге со зрителями, слушателями, читателями.
Вторая группа признаков характеризует аудиторию в ее взаимоотношениях со СМИ. Она может быть выражена рядом качественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребления МИ
можно выделить следующие подгруппы признаков: 1.Характеристики условий (экономических, географических, временных), при кот. происходит подключение аудитории к потреблению информации.2.Характеристики включенности аудитории в процесс потребления МИ через различные каналы СМИ. Эти хар-ки разделяются на два вида. 1)это показатели владения источником МИ (подписка на периодические издания или регулярность их приобретения, наличие теле-, радиоаппаратуры). 2)признаки, позволяющие оценить степень включенности аудитории в процесс потребления МИ (частота, интенсивность, регулярность обращения к тому или иному источнику, затраты времени на контакты с ним и т.д.). 3.Характеристики отношения аудитории к материалам средств массовой информации, выражающиеся в степени удовлетворенности, оценках, мнениях, пожеланиях и т.д. Может быть рассмотрен широкий комплекс показателей, характеризующих общее отношение аудитории к программе, передаче, материалу и оценку их отдельных сторон, проявлений ( напр.,оценка оперативности, уровня критичности, объективности, актуальности, конкретности и т.д.). Характеристики информированности аудитории о различных сферах действительности, событиях, фактах, отражающихся в сообщениях СМИ, а также информированности о деятельности самих СМИ.Характеристики, связанные с участием аудитории в производстве и ретрансляции информации (в т.ч. обсуждение, использование полученной информации в различных сферах деятельности респондентов, обращение в СМИ, нештатное сотрудничество и т. д.). Третья группа характеристик связана с изучением воздействия сообщений СМИ на сознание аудитории. При их помощи социологами, психологами, фиксируются изменения, происходящие в сознании и поведении зрит.,слуш., читателей.
- 3. Позиционирование. Порождение позитивных контекстов. Возвышение имиджа. Антиреклама. Отстройка от конкурентов. Контрреклама.
- 5. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью. Принципы со. (Области применения пр).
- Функции сбора и анализа информации. Функции распространения информации. Функции поддержания доброжелательных отношений организации, лидера с общественностью
- 8. Требования к личным качествам специалистов по пр.
- 9. Цикл race
- 10. Понятия «целевая аудитория», «ключевая аудитория», «конечный потребитель», «лидеры общественного мнения» в со. Типология групп общественности.
- 11. Содержательные модели пр-деятельности. Пр в системе имк. 4п. Инструменты продвижения
- 14. Оперативные и рабочие документы в со. Рабочие мероприятия в со.
- 15. Предыстоки со. Пр в разные исторические эпохи. Элементы пр в библии. Пр в сша. Со в России.
- 18. Общие правила подготовки рr-текстов.
- 19. Пресс-релиз. Достоинства пресс-релиза. Треб-ия к содержанию.
- 22. Исследовательско-новостные жанры pr- текстов
- 23. Исследовательские жанры pr – текстов.
- 24. Фактологические жанры pr – текстов
- 25. Образно-новостные жанры пр-текстов.
- 26. Комбинированные тексты.
- 27.Медиатексты.
- 28. Смежные pr- тексты.
- 30. Нейминг
- 31. Брендинг
- 32. Сущность и отличительные особенности технологий в связях с общественностью. Формирование технологий со. Технологическая цепочка.
- 33. Внутрикорпоративный пиар.
- 34. Этапы развития политический пр стратегий. Сравнит. Х-ка выборов ссср, России, сша. Избират. Технологии.
- 36. Социальный пр. Благотворительность. Франдрайзинг. Лоббирование.
- 38. Методы атаки в черном пиаре. Метод компромата, плохой похвалы, двойных аудиторий, виртуальных понятий. Защита.
- 39. Элементарные операции со. Присоединение. Изменение отношений.
- 40. Механизмы управления новостной информацией. Приемы конструирования новостной инфы. Продвижение новостей. Спин- доктор. Этапы менеджмента новостей.
- 41. История контент-анализа. Принципы контент-анализа. Сфера применения контент-анализа.
- 42. Классификация маркетинговых исследований. Этапы процесса маркетинговых исследований.
- 43. Социологические и социально-психологические исследования в пр.
- 45. Кеативные технологии. Закон Парето. Нестандартные приемы решения задач. Нлп.
- 46. Информационные войны.
- 47. Определение пр-кампании. Типы пр-кампаний – по планируемости и по сроку действия. Позитивные, негативные и позитивно-негативные пр-кампании. Пр-кампания и пр-акция.
- 48. Кризис и конфликт. Уп-е криз. Сит-ми. Осн. Разделы кризис-мен-та. Криз. План и команда экстренного реагирования.
- 49. Виды пр отделов. Статус корпоративных со. Проф. Требов-я к корпоратив. Пр-спецам.
- 50. Риторический канон как основа пр-текстов.
- 51. Речевая агрессия и способы ее нейтрализации.
- 52. Манипулятивные технологии.
- 53. Социальные роли журналистики.
- 54. 3Арождение журналистики в России.
- 55. Типологии сми
- 56. Жанры журналистского творчества.
- 59. Информационное общество.
- 61. Структура и типология современного радиовещания.
- 62.Специфика организационной структуры и жанрового разнообразия тв современного периода.
- 64.Типологические характеристики информационных агентств.
- 65. Информационно-коммуникативные средства внутриорганизационного характера.
- 66. Корпоративная газета.
- 67. Виды печатных средств организационной коммуникации.
- 68. Интранет как специфический вид внугриорганизационных коммуникаций.
- 69. Основные принципы газетного дизайна
- 70. Печатный процесс и форматы газетной бумаги
- 71. Система жанров фотожурналистики.
- 73. Социальные функции рекламы.
- 75. Структура рекламного рынка.
- 76. Средства распространения рекламы.
- 77. Виды и функции рекламных агентств. Рекламные агентства.
- 79. Виды классификаций рекламы.
- 80. Стилевые принципы рекламного текста. Эмоционально-экспрессивный код
- 81. Социальная и политическая реклама.
- 82. Жанры печатной рекламы.
- 83. Общая характеристика современного состояния государственной пресс-службы.
- 84. Основные цели и задачи пресс-службы.
- 85. Формы взаимодействия со средствами массовой информации.
- 86.Структура пресс-службы как административного элемента. Функции пресс-секретаря. Структура пресс-службы.
- 87. Специфика работы отделов пресс-службы.
- 88. Ресурсное обеспечение работы пресс-службы.
- 90. Организация работы пресс-центра
- 91. Типовая схема структуры пресс-службы руководителя региона.
- 92. Критерии выбора сми для установления связей с общественностью.
- 93. Возникновение массовых коммуникаций в обществе: функциональный подход. Технологические и социальные революции как факторы изменений в средствах и функциях массовой коммуникации.
- 94. Представление о коммуникации как о процессе. И структуре. Одноступ. И двуступ. Лидеры мнений.
- 96. Понятие языка коммуникации. Семиотика языка: синтактика. Семантика, прагматика.
- 97. Психология процесса коммуникации.
- 100. Психол-ие исследования мас.Ком-ции: имидж коммуникатора, психол-ие аспекты изучения аудитории.
- 101. Роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума. Социальные функции мас. Ком-ции.
- 104. Определение и социальные функции коммуникационного менеджмента. Сфера применения коммуникационного менеджмента. Внешние и внутренние коммуникационные организации.
- 106. Коммуникационный менеджмент в промышленном и коммерческом секторе. Отношения с клиентами, конкурентами, инвесторами. Спонсорство.
- 110. Научные проблемы коммуникационного консалтинга и типология коммуникаций в коммуникативном консалтинге.
- 111. Стили коммуникаций в системе консалтинга. Типологии коммуникаций и управление персоналом.
- 112. Структура коммуникационного процесса в системе управления и особенности передачи информации. Средства и каналы коммуникации в управленческом консультировании.
- 114. Пиарология как наука; ее основные характеристики.Предмет и объект пиарологии.
- 115.Компетенция специалиста по связям с общественностью
- 1. Социально-личностные компетенции специалиста по со:
- 2. Общепрофессиональные:
- 116.Творческий потенциал коммуникативного и информационного компонента pr -деятельности
- 117. Публичные коммуникации, публичная сфера, публичный дискурс
- 118.Методы и функции теории pr
- 119.Коммуникативная компетентность pr-cпециалиста
- 120. Ценностный смысл творчества