logo
gotovye_1-120_gosy

61. Структура и типология современного радиовещания.

Радиовещание - старейшее электронное средство массовой информации - по прежнему остается популярным, вездесущим я крайне востребованным аудиторией. К началу нового века политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к глубоким сдвигам во всей системе СМИ, к появлению многообразных форм собственности (от государственной к частной), широкого спектра новых направлений вещания, новых форм журналистики, к внедрению новых технологий, связанных со вступлением в информационное общество. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Структура российского радиовещания, которая сложилась в условиях рынка, состоит (в соответствии с типом собственности), из нескольких самостоятельных секторов. Крупнейшим собственником в сфере радиовещания является государство .СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ Ее основные этапы - создание "Радио России" (декабрь 1990), вместе с телевидением ВГТРК. "Радио России" становится главным государственным радиоканалом с круглосуточным вещанием До 1995 года параллельно существовала другая российская телерадиокомпания -"Останкино", в которую входили "Радио – 1", Маяк","Юность","Орфей". После ликвидации компании Останкино в 1995 г все эти каналы получили статус общеросийских. Однако реорганизация. В августе 1997 года Указом Президента "О совершенствовании структуры радиовещания в Российской федерации" "Радио - 1" лишилось государственного статуса. Единую вещательную организацию образовали государственные радиостанции "Маяк" и "Юность". Одно из важнейших явлений в сфере коммерческого вещания - тенденция к концентрации капитала, медиаресурсов, образование мощных вещательных корпораций. В столичном эфире существует шесть крупнейших холдингов. Самым крупным холдингом является ЗАО "Русская Медиа-группа" ("Русское Радио", "Монте-Карло", "Динамит-FM", "ХИТ FM", "Максимум", "Русское Радио-2", "Русская служба новостей"). Немаловажным показателем для анализа структуры радиовещания является рейтинг радиостанции. Лидеры по рейтингу популярности: "Радио России","Русское радио","Маяк","Европа plus". Если есть отрицательная динамика, немедленно принимаются меры: вводятся новые программы, приглашаются известные исполнители и ведущие, меняется журналистский корпус, расширяется развлекательная и игровая зона вещания. Тенденции развития радиорынка Одна из сформировавшихся тенденций радиорынка - развитие сетевых станций - "Радио России" и "Маяк", вещающие практически на всю страну. В коммерческом вещании это крупнейшие станции "Русское Радио "(вещает на 950 городов России и зарубежья, в том числе на 6 городов США, где есть многочисленная русская диаспора);"Еигора plus", "Эхо Москвы", "Шансон", "Серебряный дождь,"Авторадио". К числу важных явлений развития радиорынка следует отнести создание новых станций и исчезновение старых в результате острой конкурентной борьбы. Так, медиамагнат "Русская Медиагруппа" расширил свою структуру за счет "Станции", на частоте которой работает "Русское Радио-2". Вытеснены из эфирного пространства "Надежда","Ностальжи". В то же время появились новые каналы - "Love Radio","Шансон", "Наше время на милицейской волне". Процесс поглощения небольших станций крупными медиахолдингами. МЕСТНЫЙ РАДИОРЫНОК. Коммерческие станции в регионах можно разделить на три типа. 1)На региональном уровне работают филиалы сетевых станций. 2)Создание полноценных филиалов. 3) Независимые местные коммерческие FM-станции. Конкуренция заставляет станции вырабатывать свою индивидуальность, стиль, формировать эфирный имидж. Те станции, которые не сумели найти свой собственный стиль вещания, пользуются неизменной популярностью у слушателей. Изменились или исчезли вовсе некоторые традиционные виды программ. На смену программам журнального типа пришли программы клубного типа - сборные передачи с ведущим, постоянным местом в эфире и объемом звучания. Стали доминировать разговорные, диалоговые жанры: интервью, беседы, обсуждения, ответы на вопросы радиослушателей, а вот корреспонденция, радиоочерк, радиокомпозиция звучит в эфире все реже. Что касается структурных особенностей современного Российского радио, то они заключаются в следующем. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие радиостанции. По охвату аудитории все каналы можно классифицировать следующим образом: 1.ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ «Радио России», "Маяк", коммерческие «Русское Радио», «Европа Плюс»). 2.РЕГИОНАЛЬНЫЕ 3.ЛОКАЛЬНЫЕ, местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию (небольшие города, поселки, сельские районы). Типологи я по содержанию: 1.Радиостанции УНИВЕРСАЛЬНОГО «Радио России»; 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ радиостанции, главным компонентом которых являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения."Эхо Москвы", "Маяк" с 1964 года Второй канал - радиостанция "Юность"программы которой рассчитаны на молодежь 15-25 лет. "Маяк-24" для социально активных людей 30-45 лет, которых интересуют последние новости, политические, экономические, эксклюзивная оперативная информация из разных стран зарубежья и регионов страны. МУЗЫКАЛЬНЫЕ («Европа плюс», «Ретро»,), информационно- музыкальные, музыкально-развлекательные станции. "Русское радио". Погоня за рейтингом иногда позволяет авторам выпускать в эфир откровенную пошлость. Шествие русскоязычных форматов ("Шансон", "Наше радио","Авторадио"). Большинство радиостанций сочетают в своем эфире разные форматы. Особое внимание следует обратить на так называемое "нишевое" радио, примером которого могут служить "Шансон", "Наше время на милицейской волне" и т.д., сумевшие занять свободные сегменты потребительского рынка и в настоящее время имеющие высокие рейтинги. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ станции («Авторадио») и оригинальные, обычно профессионально подготовленные передачи РЕЛИГИОЗНЫХ станций («Радонеж», «Радио Алеф»). Тенденции: Сформировался стабильный интерес аудитории в условиях выбора каналов; Определилась аудитория станций; Важнейшими направлениями развития вешания стали специализация, поиск своей вещательной ниши, формата, аудитории; 'Возросла оперативность, достоверность, динамичность информационного вещания; Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу, Заметен дрейф вещания в сторону развлекательных программ; Главным лицом радио стал ведущий - ди-джей, корреспондент, шоумен), поэтому так важен его профессионализм; Интерактивность стала повседневной практикой; Программирование изменилось от четкого планирования до свободной сетки; Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться строгой специализации коммерческой станции, помогает удерживать аудиторию.