54. 3Арождение журналистики в России.
Первые письм. документы-летописи. На рубеже 15-16 вв при дворе царя Ивана III начинает раб. дипломатическая миссия. Эта международная переписка становится предтечей рус. публицистики. В 1564 г первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпускает 1-ую печатную рус. книгу «Апостол». Издание книг на Руси - гос. монополия. Между первой печатной книгой и первой рус. газетой особое место занимают, «Вестовые письма», или «Куранты». Это был голландский периодический орган 17 в, от заимствов. название первых рус. рукописных газет Из донесение заграничных агентов в моск. Посольском приказе составлялись для царя извлечения, кот. с 1621 и стали именоваться «Куранты» Составлялись они 2-4 раза в месяц в 2-3 экземплярах, прочитывались царем, отправлялись в Приказ Тайных дел, считались секретными. В России 15 дек. 1702 царь Петр 1 подписывает Указ о печатании «Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». «Ведомости» начинают выходить с номера от 2 января 1703 года. Дата выхода этого номера стала поводом к установлению с 1991 года Дня Российской печати. 1 журнал в Р. в январе 1755 года - издание Академии наук, «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» и выходило тиражом 3000 экз. На страницах - Сумароков, Тредиаковский, Херасков. Научного характера, служащее для информации ученых и носило чисто ознакомительный характер с деятельностью Академии наук. В конце 1750 г. в качестве издателей появляются частные лица. М.М. Хераскова «Полезное увеселение»(1760-1762) 60-80 годы 17 в - это начало периода рус. просвещения. Рост оппозиционных настроений, усиливающееся влияние печати на общественное сознание побудили Екатерину 2 начать издание сатирического журнала "Всякая всячина". Вместе с Екатериной Дашковой она издавала также ж. "Собеседник любителей российского слова", в котором одно время печатался Денис Иванович Фонвизин, автор знаменитого "Недоросля". "Всякая всячина" порицала только нежелательные для правительства явления и людские недостатки, такие, как скупость, щегольство дворян, неумение держать себя в обществе. На это была нацелена программа, с которой выступил журнал. В 1769 появляются журналы " И то, и сио" М.Д.Чулкова, "Адская почта" Ф.А. Эмина. Самыми острыми, сатирически насыщенными социально-злободневным содержанием были три издания "Адская почта", "Смесь", и "Трутень". "Адская почта" была ежемесячным журналом одного автора, писателя-разночинца Ф.А. Эмина, и строилась в форме переписки двух бесов - Кривого и Хромого, в которой делались намеки на конкретных лиц и реальные события русской жизни. В конце каждой из шести выпущенных за время существования издания книжек помещались "Ведомости из ада". Близкую тематику имел журнал, в 1789 изданный Иваном Андреевичем Крыловым, "Почта духов". Н.И.Новиков- журнал «Трутень» (появ. 1 мая 1769) резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, оголтелое подражание Европе молодежью того времени, ложно понимаемое воспитание и образование молодых людей." В 1770 из-за цензуры «Трутень» прекратил свое существование. Новиков пытается создать ряд новых журналов, выступающих в русле «Трутня» («Пустомеля») Почти все постигает судьба «Трутня».В 1791-1792 выходит лит. «Московский журнал», издаваемый Н.М.Карамзиным.След. черты, присущие «Московскому Журналу», позволяют считать Карамзина родоначальником «настоящего журнала»:1 .Определенное твердое направление2.Строгий отбор произведений с учетом общего направления издания3.Разнообразие материала. Его познавательный характер4. Чувство современности5.Постоянные разделы и рубрики6.Хорошая постановка отдела критики7.Чистый литер. язык8.Умение говорить с читателем «увлекательно,занимательно и живо». Приоритет жур. над газ. был обусловлен причинами:а)цензура давала возм-ть говорить о прошлом, но не о текущих событиях (основная черта газ. материала)б) не было надежных ср-в быстрой транспортировки издания (газета, как и осетрина, не бывает 2 свежести),в)полиграфия того времени не могла справиться с быстрым печатанием больш. числа газет,г) изд-е частных доходных газет было крайне затруднено из-за неграмотности основной массы населения(любое предприятие рентабельно, если приносит доход). Начало жур-ке 19 в положил ж. «Вестник Европы», выходивший с 1802- 1830. Первым редактором был Карамзин, но после ухода его из журнала в 1804 изд-е теряет свою злободневность. В это время возникают ведомственные и частные газеты(первая отраслевая -«С-Петербургские Врачебные ведомости»),»Северная почта»,»Санкт-Петербургские коммерческие ведомости».Самое яркое изд-е тех лет-«Московский телеграф». (1825-1834) Издавался Н.А.Полевым. Газеты все еще отстают в своем развитии от журналов. Наиболее интересны в это время «Литературная газета» (в редактировании принимают участие А.А.Дельвиг и А.С.Пушкин). Всем частным газетам запрещено касаться политических вопросов. Центральная фигура русской журналистики в 1830-1840 гг. Белинский. Сначала он сотрудничает в московских изданиях-журналах «Телескоп» «Московский наблюдатель», а в 1839 году переезжает в Санкт-Петербург, где становится ведущим сотрудником и фактическим редактором журнала АА. Краевского «Отечественные записки». С развитием капитализма в России появились новые массовые читатели (купцы, приказчики, мелкие служащие и т.д.) Была официально разрешена продажа газет уличными разносчиками, что дало определенный толчок для продвижения прессы в массы. Царским манифестом от 17 окт. 1905 было объявлено о свободе слова, разрешена полит. полемика в газетах.Появ. нов. типы изданий-газеты-манифесты, газеты-призывы, листовки.1909-1913 были периодом гласности и расцвета рос. прессы. К 1918 система Российской прессы насчитывала почти 4.000 наименований. Общерос. «фабрикой новостей» стала г. «Рус. слово», тираж в 1916-739000 экз. Глав. авторами «Русского слова»-репортер Владимир Гиляровский и фельетонист Влас Дорошевич, чьи зарисовки быта и нравов москов. жизни увлекали читателей динамизмом и остротой мысли. Поступательное развитие прессы России было остановлено событиями Октября 1917г. На другой день большевистского переворота эсеровское издание «День» публикует ст. «Преступление свершилось», а газеты «Народное дело», «Воля народа» оценивают вооруженное восстание большевиков как плод «полит. безумия и авантюризма». В ответ больш-во изданий было закрыто. 27 окт. 1917 был принят Декрет о печати, по кот. немедленному закрытию подлежали все издания, призывающие к сопротивлению и неповиновению новому правительству. Глав. задачу в сфере жур-ки большевики видели в разъяснении населению преимуществ нов. полит. строя. Огромную роль сыграла пресса Сов. Союза в период ВОВ. Фронтовые газеты вселяли в бойцов веру в победу, звали на подвиги. Но, в основном, печать была призвана прославлять руководящую роль партии, показывая нов. героя, готового отдать жизнь во имя идеалов коммунизма. 70-80-е вошли в историю жур-ки не только интересными материалами, но и блестящей плеядой ученых, кот. разрабатывали различные аспекты теории и практики СМИ. К первым остались в золот. фонде совет. жур-ки-Ольга Чайковская,Юрий Рост,Юрий Черниченко,Виталий Песков.Аркадий Ваксберг. Имя декана факультета журналистика Московского Государственного университета, блестящего ученого и публициста Ясена Засурского и авторов учебников по журналистике Евгения Прохорова и Сергея Корконосенко. Жизнь рос. СМИ стала меняться с началом так называемой перестройки, с введением гласности.На 1 ее этапе развития (1985-1987) идейная линия многих изданий была скорректирована, возросло значение внутриполит. тем. Организационные основы и структуры собственности СМИ не были затронуты. На 2 этапе (1988-1989) стали появляться полуофициальные издания, кот. не разделяли мнение правительства. Это был «звездный час» разнообразной «самиздатовской» прессы.На3 этапе(1990-1991)СМИ приобретают статус юр. лица, ведут хоздеятельность, в их штатах появляются коммерческие директора, рекламные агенты, маркетологи, специалисты по Р Периодика начинает использоваться в целях СО.
- 3. Позиционирование. Порождение позитивных контекстов. Возвышение имиджа. Антиреклама. Отстройка от конкурентов. Контрреклама.
- 5. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью. Принципы со. (Области применения пр).
- Функции сбора и анализа информации. Функции распространения информации. Функции поддержания доброжелательных отношений организации, лидера с общественностью
- 8. Требования к личным качествам специалистов по пр.
- 9. Цикл race
- 10. Понятия «целевая аудитория», «ключевая аудитория», «конечный потребитель», «лидеры общественного мнения» в со. Типология групп общественности.
- 11. Содержательные модели пр-деятельности. Пр в системе имк. 4п. Инструменты продвижения
- 14. Оперативные и рабочие документы в со. Рабочие мероприятия в со.
- 15. Предыстоки со. Пр в разные исторические эпохи. Элементы пр в библии. Пр в сша. Со в России.
- 18. Общие правила подготовки рr-текстов.
- 19. Пресс-релиз. Достоинства пресс-релиза. Треб-ия к содержанию.
- 22. Исследовательско-новостные жанры pr- текстов
- 23. Исследовательские жанры pr – текстов.
- 24. Фактологические жанры pr – текстов
- 25. Образно-новостные жанры пр-текстов.
- 26. Комбинированные тексты.
- 27.Медиатексты.
- 28. Смежные pr- тексты.
- 30. Нейминг
- 31. Брендинг
- 32. Сущность и отличительные особенности технологий в связях с общественностью. Формирование технологий со. Технологическая цепочка.
- 33. Внутрикорпоративный пиар.
- 34. Этапы развития политический пр стратегий. Сравнит. Х-ка выборов ссср, России, сша. Избират. Технологии.
- 36. Социальный пр. Благотворительность. Франдрайзинг. Лоббирование.
- 38. Методы атаки в черном пиаре. Метод компромата, плохой похвалы, двойных аудиторий, виртуальных понятий. Защита.
- 39. Элементарные операции со. Присоединение. Изменение отношений.
- 40. Механизмы управления новостной информацией. Приемы конструирования новостной инфы. Продвижение новостей. Спин- доктор. Этапы менеджмента новостей.
- 41. История контент-анализа. Принципы контент-анализа. Сфера применения контент-анализа.
- 42. Классификация маркетинговых исследований. Этапы процесса маркетинговых исследований.
- 43. Социологические и социально-психологические исследования в пр.
- 45. Кеативные технологии. Закон Парето. Нестандартные приемы решения задач. Нлп.
- 46. Информационные войны.
- 47. Определение пр-кампании. Типы пр-кампаний – по планируемости и по сроку действия. Позитивные, негативные и позитивно-негативные пр-кампании. Пр-кампания и пр-акция.
- 48. Кризис и конфликт. Уп-е криз. Сит-ми. Осн. Разделы кризис-мен-та. Криз. План и команда экстренного реагирования.
- 49. Виды пр отделов. Статус корпоративных со. Проф. Требов-я к корпоратив. Пр-спецам.
- 50. Риторический канон как основа пр-текстов.
- 51. Речевая агрессия и способы ее нейтрализации.
- 52. Манипулятивные технологии.
- 53. Социальные роли журналистики.
- 54. 3Арождение журналистики в России.
- 55. Типологии сми
- 56. Жанры журналистского творчества.
- 59. Информационное общество.
- 61. Структура и типология современного радиовещания.
- 62.Специфика организационной структуры и жанрового разнообразия тв современного периода.
- 64.Типологические характеристики информационных агентств.
- 65. Информационно-коммуникативные средства внутриорганизационного характера.
- 66. Корпоративная газета.
- 67. Виды печатных средств организационной коммуникации.
- 68. Интранет как специфический вид внугриорганизационных коммуникаций.
- 69. Основные принципы газетного дизайна
- 70. Печатный процесс и форматы газетной бумаги
- 71. Система жанров фотожурналистики.
- 73. Социальные функции рекламы.
- 75. Структура рекламного рынка.
- 76. Средства распространения рекламы.
- 77. Виды и функции рекламных агентств. Рекламные агентства.
- 79. Виды классификаций рекламы.
- 80. Стилевые принципы рекламного текста. Эмоционально-экспрессивный код
- 81. Социальная и политическая реклама.
- 82. Жанры печатной рекламы.
- 83. Общая характеристика современного состояния государственной пресс-службы.
- 84. Основные цели и задачи пресс-службы.
- 85. Формы взаимодействия со средствами массовой информации.
- 86.Структура пресс-службы как административного элемента. Функции пресс-секретаря. Структура пресс-службы.
- 87. Специфика работы отделов пресс-службы.
- 88. Ресурсное обеспечение работы пресс-службы.
- 90. Организация работы пресс-центра
- 91. Типовая схема структуры пресс-службы руководителя региона.
- 92. Критерии выбора сми для установления связей с общественностью.
- 93. Возникновение массовых коммуникаций в обществе: функциональный подход. Технологические и социальные революции как факторы изменений в средствах и функциях массовой коммуникации.
- 94. Представление о коммуникации как о процессе. И структуре. Одноступ. И двуступ. Лидеры мнений.
- 96. Понятие языка коммуникации. Семиотика языка: синтактика. Семантика, прагматика.
- 97. Психология процесса коммуникации.
- 100. Психол-ие исследования мас.Ком-ции: имидж коммуникатора, психол-ие аспекты изучения аудитории.
- 101. Роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума. Социальные функции мас. Ком-ции.
- 104. Определение и социальные функции коммуникационного менеджмента. Сфера применения коммуникационного менеджмента. Внешние и внутренние коммуникационные организации.
- 106. Коммуникационный менеджмент в промышленном и коммерческом секторе. Отношения с клиентами, конкурентами, инвесторами. Спонсорство.
- 110. Научные проблемы коммуникационного консалтинга и типология коммуникаций в коммуникативном консалтинге.
- 111. Стили коммуникаций в системе консалтинга. Типологии коммуникаций и управление персоналом.
- 112. Структура коммуникационного процесса в системе управления и особенности передачи информации. Средства и каналы коммуникации в управленческом консультировании.
- 114. Пиарология как наука; ее основные характеристики.Предмет и объект пиарологии.
- 115.Компетенция специалиста по связям с общественностью
- 1. Социально-личностные компетенции специалиста по со:
- 2. Общепрофессиональные:
- 116.Творческий потенциал коммуникативного и информационного компонента pr -деятельности
- 117. Публичные коммуникации, публичная сфера, публичный дискурс
- 118.Методы и функции теории pr
- 119.Коммуникативная компетентность pr-cпециалиста
- 120. Ценностный смысл творчества