logo
gotovye_1-120_gosy

100. Психол-ие исследования мас.Ком-ции: имидж коммуникатора, психол-ие аспекты изучения аудитории.

Можно выделить четыре основные функции имиджа журналиста (коммуникатора): 1.номинативная (заявить о себе, хоть как-то выделиться из числа себе подобных);2.эстетическая («облагородить» впечатление от собственного появления перед аудиторией, продемонстрировать наглядно чувство меры, художественного вкуса);3.психологическая (акцентирование внимания на харизме коммуникатора);4.адресная функция (связывает его со своей целевой аудиторией).

Отмечается, что наиболее важной является психологическая функция. Аудитория СМИ в современных условиях все чаще склонна персонифицировать коммуникаторов всех типов: публичных политиков, журналистов, известных всем людей («поп-звезда», «спортсмен», «герой») Можно вести речь и о своеобразной «персонификации» (но по другим основаниям) безличных коммуникаторов – в целом периодических изданий, телепрограмм или телевизионных каналов. Напр., читатель название любимой газеты произносит в уменьшительно-ласкательной форме – моя «Комсомолка».

Главные характеристики имиджа в сфере деятельности СМИ: 1.имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом 2.этот имидж как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться3. он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением.

процесс формирования имиджа можно разбить на несколько этапов: 1.Выявление целевых групп, с которыми журналист собирается взаимодействовать. 2.Изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастий читателей, радиослушателей, телезрителей, с кот. индивидуальный коммуникатор предполагает взаимодействовать: образ, который он собирается создавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории.

три составляющих «работающего» имиджа:1.умение говорить «на языке» своей аудитории; 2.знание того, что именно сегодня ее волнует; 3.острота ума и чувство юмора.

Подбор журналистом и «примеривание» адекватного типажа, называемого еще «социальной ролью» коммуникатора. Привлечение внимания к персоне журналиста. Говорить мы начинаем прежде, чем произносим первые слова. Внешность, одежда, манера держаться др. определяют перспективность взаимоотношений коммуникатора и коммуниканта. Вербальный (текстовой) ряд – что и как излагает журналист, насколько аргументированно, убедительно. Способность вызывать доверие у своей аудитории, у потенциальных реципиентов. Здесь можно говорить о незаурядности личных качеств журналиста, профессионализме, компетентности, может быть, даже определенном «стандарте на героя» у опр. группы аудитории СМИ.

Самый главный этап. Журналист должен для себя сам или с помощью профессиональных имиджмейкеров дать ответы на четыре простых вопроса: Чего я хочу добиться как профессионал? Что я могу (природой мне даровано лишь это)? Кто я сегодня как личность (воспитание, образование)? Что я должен сделать для того, чтобы добиться результата? вывод: форм. имиджа журн. возможно в действии. Акцентируется внимание на его выигрышных сторонах и вуалируется или по-иному интерпретируется нежелательное.

Аспекты формирования аудитории

Качественный состав групп аудитории СМИ определяется социальной структурой рос. общества. Раскрыть механизм развития, изменения аудитории СМИ, по мнению социологов, можно только системой показателей.

к первой группе характеристик аудитории относят качественно-количественные признаки, с помощью кот. описывается внутренняя структура аудитории, относительно независимая от СМИ. Среди них выделяются социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, социальное положение, профессиональная принадлежность, семейное положение и т.д.) и социально-психологические характеристики (потребности, установки, мотивы, интересы и т.п.). Часто отдельно выделяются информационные потребности (в числе их проявлений — информационные интересы, т.е.субъективные склонности, стремления, пожелания, в кот. эти потребности находят свое отражение). Они пронизывают все другие виды потребностей индивида, но в то же время носят самостоятельный характер.

Знание, понимание и учет коммуникатором многоплановых и многосторонних духовных, информационных и других потребностей аудитории – один из основных факторов эффективной работы СМИ в диалоге со зрителями, слушателями, читателями.

Вторая группа признаков характеризует аудиторию в ее взаимоотношениях со СМИ. Она может быть выражена рядом качественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребления МИ

можно выделить следующие подгруппы признаков: 1.Характеристики условий (экономических, географических, временных), при кот. происходит подключение аудитории к потреблению информации.2.Характеристики включенности аудитории в процесс потребления МИ через различные каналы СМИ. Эти хар-ки разделяются на два вида. 1)это показатели владения источником МИ (подписка на периодические издания или регулярность их приобретения, наличие теле-, радиоаппаратуры). 2)признаки, позволяющие оценить степень включенности аудитории в процесс потребления МИ (частота, интенсивность, регулярность обращения к тому или иному источнику, затраты времени на контакты с ним и т.д.). 3.Характеристики отношения аудитории к материалам средств массовой информации, выражающиеся в степени удовлетворенности, оценках, мнениях, пожеланиях и т.д. Может быть рассмотрен широкий комплекс показателей, характеризующих общее отношение аудитории к программе, передаче, материалу и оценку их отдельных сторон, проявлений ( напр.,оценка оперативности, уровня критичности, объективности, актуальности, конкретности и т.д.). Характеристики информированности аудитории о различных сферах действительности, событиях, фактах, отражающихся в сообщениях СМИ, а также информированности о деятельности самих СМИ.Характеристики, связанные с участием аудитории в производстве и ретрансляции информации (в т.ч. обсуждение, использование полученной информации в различных сферах деятельности респондентов, обращение в СМИ, нештатное сотрудничество и т. д.). Третья группа характеристик связана с изучением воздействия сообщений СМИ на сознание аудитории. При их помощи социологами, психологами, фиксируются изменения, происходящие в сознании и поведении зрит.,слуш., читателей.