logo
gotovye_1-120_gosy

50. Риторический канон как основа пр-текстов.

Риторический канон - это путь от мысли (от ораторской задачи, темы) к речи, включающий пять этапов: инвенцию (нахождение темы), диспшицию (расположе­ние найденного), элокуции (словесное оформление), мемории (запоминании), ак­ции (произнесения).

Инвенция (изобретение) - искусство добывания и предварительной системати­зации материала, изобретение предмета (темы) речи. Она тесно связана с "миром вещей" и является переходом от неречевой деятельности к речевой.

Отбор "фрагментов действительности". "Если физический мир подчинен за­кону движения, то мир духовный не менее подчинён закону интереса, На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета" (Гельвеции, Об уме). Общественный, групповой и индивидуальный интерес. Выбор "фрагмента действительности" как предмета разговора есть вы­бор аудитории. Неинтересных тем нет: уровень общественного интереса к той или иной теме есть прежде всего вопрос градуирования (правильной постановки пред­мета).Таксономия - учение о принципах и правилах классификации объектов. Она требует установления рангов.Топика - совокупность "общих мест" (топов, смысловых моделей). Она отража­ет общие законы человеческого мышления.СМ (смысловая модель) "род и вид". СМ "определение". СМ "целое - частиСМ "свойства". СМ "сопоставление". СМ "причина и следствие". СМ "обстоятельства". СМ "пример", "свидетельствоСМ "имя".

Смысловая схема речи.Фазы инвенции. Фаза ориентации - это создание каталога эм­пирического материала (опирающийся на данные, добытые самим автором), из которого впоследствии можно будет черпать необходимые сведения. Фаза выбора - этап самоограничений. Использование таких дихотомий, как существенное/несущественное, главное/второстепенное, старое/новое.

Фаза погружения - этап последовательной разработки темы .Диспозиция (развёртывание) - "изобретённых идеи соединение в пристойный порядок" (М.В.Ломоносов), искусство организации сообщении, композиция.

Введение, основная часть, заключение. Три основные функции введения:

привлечение внимания слушателей ("реклама"), настраивание аудитории на позитивное восприятие речи ("вербовка союзников"), подготовка почвы для разработки темы (презентация темы). Основная часть - изложение и аргументация. Модели изложения: естественный порядок следования элементов (следование реальной схеме происходящего); искусственный (не следить за событием; а анализировать его, моделировать не событие, а обстоятельства работы с ним). Здесь могут применяться различного рода перестановки в структуре сообщения. Суммирующее (синтетическое) - подведение итогов формулирование выводов. Оно бывает развёрнуто на предмет сообщения и на структуру сообщения. За­ключение, развёрнутое на предмет сообщения, воспроизводит схему события (резюме). Заключение, развернутое на структуру сообщения, воспроизводит логическую схему рассказа о нём (аннотирование). Типологизирующее (аналитическое) - постановка перспективы (гипотеза развития ныне существующего положения вещей) или введение фона для лучшего понимания (постановка предмета в ряд ему подобных или в оппозицию к ним). Апеллирующее - способ эмоциональ­ного завершения ситуации (прямое воззвание к чувствам слушателей).

Элокуция.Прямые тактики речевого воздействия есть тактика открытого типа . Косвенные тактики речевого воздействия. Комплимент. Намёк. Шутка.

Логика и паралогика. Паралогика как основа для построения высказываний предполагает отношение к законам логики как к нестрогим и вполне допускающим исключенияТропы. Собственно тропы (создают конфликт с критерием истинности). Метафора. Катахреза (переход от картины к картине) Синестезия (одновременное восприятие) Аллегория Метонимия. Несобственно тропы (создают конфликт с критерием искренности). Апосиопеза (фигура умолчания: скрыть то, что почти очевидно) - "Они встречаются, а что уж между ними...". Астеизм (похвала в форме порицания) Паралепсис (сообщение того, о чём собираются умолчать) Эвфемизм. Гипербола.Фигуры. Микрофигуры (трансформации, осуществляемые в составе струк­туры слова). Анаграмма (перестановка букв) - "Близорукость и дальнорукость". Полиптотон (повторение одного и того же слова в разных формах на протяжении предложения - "И склоняю, как школьник плохой, - колею, в колее, с колеёй". Па­линдром (одинаковое прочтение слева направо и справа налево) - "Ты ментор, а рот не мыт". Макрофигуры (трансформация структуры предложений). Анадипло-зис (конец одного предложения повторяется в начале второго, но с противопо­ложным осмыслением) - "Последнее отдают только дураки. Только дураки имеют так мало". Хиазм (перекрещивание: расположение членов предложения, при кото­ром друг другу соответствуют 1 и 4, 2 и 3 компоненты) - "Ездок был глуп, умён был конь". Эпанадос (повторение слов в следующем предложении, но в обратном по­рядке) - "Первые станут последними^ а последние станут первыми". Оратория Л "'*_Ь -

Оратория включает меморию (запоминание) и акцию (произнесение речи). Общие требования к речи - продолжительность 45 минут (с переключения че­рез 7-10 минут - именно столько человек может слушать внимательно); выбрать один из вопросов и проанализировать его всесторонне и глубоко, другие же во­просы назвать, связать с избранным; Все части речи подчинить одной цели; Структура речи и её цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям; на каждой отдельной позиции в речи необходимо "закрепиться" - обосновать её и подчеркнуть важность.

Структура публичного выступления. Вступление. Задачи: установление контакта; привлечение внимания к своей речи. Не более 1/8 общего объёма речи. Введение следует составлять, когда само выступление уже готово. Формулировка темы, основного тезиса, краткий план речи. Основная часть. Не более 5 основ­ных положений. Самые распространенные ошибки: "вокруг да около"; "то об од­ном, то о другом"; усложнение отдельных положений речи, когда они включают несколько положений. Обосновывая своё мнение, следует рассмотреть возмож­ные возражения. Сильное доказательство - в конце. Если доказательства не слишком убедительны, их следует нагромождать. Заключение. Генеральный штурм аудитории: повторение самого главного, но с усилением; закругление речи (призыв). Никаких дополнительных сведений, никаких новых мыслей в заключении не должно быть.

Риторический эскиз речи. Общая цель осуществляется при определении конкретного речевого действия (информация, убеждение, активизация, стимули­рование, развлечение). Конкретная цель.Как работать над публичным выступлением. Уважение к слушающим (нужно ценить чужое время). Начинать готовиться к выступлению за несколько дней (вживание в речь, а не запоминание). Речь нужно неоднократно репетиро­вать. Репетировать речь только как целое (не по частям). Репетируя, не следует останавливаться, даже если что-то забыто. "Шпаргалка" (несколько небольших листков, которые удобны в руке) - цитаты, опорные слова. Перед репетицей со­ставить план речи (план-перечень, на его основе сложный план). Представить си­туацию будущей речи. Запоминать идеи, а не отдельные фразы. Репетируя, сле­дует обращаться к плану, если забыт ход мысли. Оставлять широкие поля для опорных слов.Импровизация - это речь без подготовки (или подготовка не превышает 5 минут). Чёткая формулировка темы и центральной мысли. Важнейшие позицию основной части (2-3). Вводные и заключительные положения. Доказательства, факты, примеры (если есть время). Переходы между частями (если есть время).

Мимика и жестикуляция. Эмпатия - способность проникаться чужими эмо­циями. Жесты, мимика, позы должны изменяться во время речи. Раскованность духовная и телесная. Антижесты - непроизвольные движения, мешающие слу­шать. Следует помнить, что одни и те же жесты в разных культурах могут иметь различное значение.