logo
gotovye_1-120_gosy

71. Система жанров фотожурналистики.

Понимая фотожанр как единство изображения и слова, бильдредактор дифференцирует связь фотографии с текстом на прямую (иллюстративную) и ассоциативную. Восприятие фотографии становится более оптимальным, если "угадан" ее жанр. Система жанров фотожурналистики специфична и не повторяет традиционного разделения жанров текстовой публицистики на информационные, аналитические и т.д. Исторически сложились три "родовых", канонических жанра: фотоинформация (фотозаметка),фотопортрет и фоторепортаж. К этим ведущим по значению и бытованию собственно публицистическим жанрам примыкает фотоплакат, представляющий собой либо самостоятельный снимок.

В свою очередь фотоинформация, фотопортрет, фотоплакат могут содержать качества репортажа, что объясняется воздействием своеобразного наджанрового образования -репортажности (так возникают и термины типа "репортажный снимок" применительно к фотоинформации, характеризующейся динамичностью кадра, оперативностью информационного повода).

К другим жанрам фотожурналистики, которые при определенных условиях могут приобретать качества публицистичности, относим фотоэтюд (пейзаж, портрет), фоторепродукцию и фоторекламу (монтаж, коллаж, натюрморт). В прессе представлены и непублицистические жанры - фоторубрика, фотозаставка и фотоанонс.

Границы между жанрами зыбки - подборка фотозаметок может восприниматься как репортаж; порой трудноразличимы - фотоинформация и фотопортрет. И хотя жанровая структура - явление устойчивое, ее видовые формы способны эволюционировать,

Любая жанровая классификация не способна учесть все подвидовые деления, но должна предполагать взаимодействие, взаимопроникновение жанровых разновидностей и их подвидов. Какие-то жанры становятся на время наиболее частотными (популярными), как, скажем, фотопортрет, фоторепортаж. Но система жанров достаточно консервативна, хотя тематическая общность и может создать жанр, если на ее основе формируется новая "поэтическая система". К издержкам жанровых поисков можно отнести эклектизм (безвкусное смешение стилей), особенно явно проявляющийся ныне в коллаже.

"Союз" журналистской фотографии и публицистического текста даёт такие симбиозы: фотокорреспонденция ,фотозарисовка, фотоочерк. Их нельзя назвать собственно фотожурналистскими жанрами, но это и не видовые формы; к последним относятся групповой портрет, репортажный снимок, пейзаж и др.

Профессия бильдредактора представляет собой специализацию универсала, владеющего основами фотомастерства, типографики, теорией и практикой журналистики. Он призван выявлять идейно-тематические и эстетические свойства фотографий, а также использовать их оформительские возможности; выступать в качестве средства акцентирования внимания читателей, средства ориентации, средства, характеризующего определенный тип и вид издания.

72.Осн. и вспом. Ср-ва оформления газ. полосы.Графически текст представлен на полосе с пом.шрифта. Прежде всего выбирают гарнитуру - комплект шрифтов, одинаковых по рисунку, но разных по начертанию и размерам. В то же время надо учитывать, что шрифты различаются по насыщенности (светлые, полужирные и жир.), по наклону основных штрихов (прямые, наклонные, курсивные); по плотности (нормальные, узкие и шир.), по заполненности осн. штрихов (оттененные, контурные и штрихованные); по емкости (число знаков в строке), по размеру (высоте), или кеглю, который выражается в особых линейных единицах измерения - типографских пунктах (более крупная единица - квадрат, равный 48 пунктам). В пересчете на метрические меры типографский пункт равен 0,376 мм, а квадрат-18 мм. У ряда шрифтов были особые названия. В газете преобладали петит (маленький) – 8 пунктов и боргес (гражданский) - 9; появлялись миньон (крошечный) -7 пунктов и нонпарель (бесподобный) - 6 пунктов. Сравнительно редко газетные материалы набирались такими крупными шрифтами, как КОРПУС (10 пунктов), цицеро (12 пунктов), миттель (середина, средний по размеру шрифт! терция (в свое время третий по размеру текст). Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля – титульными. Чтобы газетный текст на полосе был удобочитаем, следует применять не более двух-трёх гарнитур, а основной шрифт должен иметь прямое, светлое, нормальное начертание. Оптимальная широта колонки - 2 квадрата 24 пункта или 2 квадрата 36 пунктов (45 - 50 мм). Уменьшение пробелов между буквами - апрош, между словами - выключка строки. Выключка бывает по формату, вправо, влево, по центру. Особое внимание следует обратить на переносы. Ими не следует разделять: фамилии от инициалов; цифры, образующие одно число (если два числа встречаются, то тире остается в первой строчке), аббревиатуры + с цифрами, сокращенные слова от имен собственных (тов. Соколов), цифры и буквы со скобкой или точкой от следующего за ним слова (при перечислении), знаки и обозначения от следующих за ними цифр (20%, п.25). Не должно быть неблагозвучных переносов или таких, которые затрудняют понимание текста.Выделение: курсивом (светлым или полужирным), прямым полужирным шрифтом, разрядкой, когда увеличивают пробелы между буквами; набором прописными буквами, шрифтом другой гарнитуры; набором строк на неполный формат, с отступом от левого края (втяжка), линейками, заключением в рамку, с помощью цвета; вывороткой (белые буквы на фоне черного, серого или иного цвета); использованием буквицы (инициалах размер которого обычно 16-24 кегля. Эти и другие графические способы (изменение формата набора, увеличение кегля шрифта, выключка строк) применяют при оформлении таких текстовых блоков, как лиды (вводка, врезка), выносы в тексте (основная мысль статьи, литературная цитата, высказывание героя публикациях авторская подпись, подпись к иллюстрациям.Высота заголовка должна быть не менее 3 кв. (5,4 см) и не более 5 кв.(9Д см) и составлять от 1/7 до 1/4 высоты первой полосы. Заголовок размещают чаше всего: над текстом материала; сверху между колонками текста (чтобы избежать слияния с соседними заголовками); в глубине текста (чтобы зрительно разбить большой текстовый блок, не содержащий внутренних подзаголовков): по центральной оси публикации или сдвинув от оси вправо, влево. Компьютерная технология позволяет располагать заголовки под углом; конструировать их из букв, поставленных в вертикальный столбец. Сложные заголовочные комплексы оформляются по принципу контраста.Иллюстрации.Раскрыв газету, читатель прежде всего обращает внимание на фотографии. Таблицы, схемы, карты, чертежи, диаграммы. Компьютерные технологии при оформлении изображений. Вспомогательные средства оформленияЕсли шрифты и иллюстрации, служащие для выражения содержания, относятся к основным графическим средствам оформления газет, то пробелы линейки и маркеры (украшения) - к вспомогательным, призванным разделять газетный материал на блоки, в то же время связывая их, выделяя, что повышает читательское внимание. Оптимальная величина пробела между колонками текста - 12 пунктов (4,5 мм), Избранный стандартный пробел должен оставаться неизменным в пределах газетного номера. Так же неизменным для основного текста должен быть интерлиньяж. В газете применяют линейки вертикальные (не более 2 пунктов) и горизонтальные (от 4 до 12 пунктов), а также прибегают к комбинации сплошных линеек разной толщины при создании рамок, что придает взятому в рамку блоку особую значимость. Лучше врезать заголовок в разорванную рамку, когда за ев пределы выходит какой-либо элемент. С применением компьютера расширился диапазон орнаментов и украшений, которые теперь стали называться маркерами. Они используются как ориентиры, указатели - для акцентирования какой-то части текста ("галочки" в начале абзацев), взгляд читателей невольно следует за маркёром.