logo
gotovye_1-120_gosy

119.Коммуникативная компетентность pr-cпециалиста

Специалисты СО в своей профе. деятельности в зав-ти от выполняемых функций выполняют разл роли. Глен Брум и Дэ­вид Дозье разработали концепцию четырех ролей:1. Эксперт. Практическую деятельность ведут хорошо подготовленные специалисты по СО, обладающие необходимой квалификацией в разрешении PR-проблем. Специалист по СО играет важную роль в содействии руководству ор-ии в принятии решения о необходимых действиях. 2.Фасилитатор коммуникации: посредник, способствующий процессу коммуникации между менеджментом организации и аудиторией. Специалист по СО выступает в роли переводчи­ка, ключевого коммуникатора коммуникационного процесса.3. Фасилитатор процесса решения проблем: партнер руководства в поша­говой проработке проблем по мере их возникновения. PR-специалисты по­стоянно работают с организацией над разрешением проблемных вопросов в коммуникационной сфере организации.4. Коммуникационные техники. PR-специалист в роли «журна­листа, приписанного к организации» либо «бюро технического обслужива­ния». Руководители организации самостоятельно принимают решения отно­сительно необходимых мероприятий и курса действий, а коммуникационные техники служат для обеспечения технической стороны при проведении этих решений в жизнь.5. Распорядители коммуникации (данную роль предлагает дополнительно выделить профессор Райт). Практики работают с высшим руководящим звеном организации, а PR-функция представлена в процессе принятия стратегических решений. Непосредствен­ное участие специалиста по СО в процессе принятия решений является, по мнению Райта, условием успешного осуществления PR -функции.Мож­но объединить в две группы ролей: • техник коммуникации;• менеджер по коммуникациям, объединяющий все остальные роли: экспер­та, фасилитатора коммуникации, фасилитатора процесса принятия решения, распорядителя коммуникации. Чтобы профессионально функционировать и успешно выполнять свои роли, специалист по СО должен быть коммуни­кативной личностью и обладать коммуникативной компетенцией. Коммуникативная личность - устойчивая система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации. Коммуникативная личность- есть форма функционирования и реализации личности через выполнение соц. ролей источника и/или получателя информации в процессе коммуникации. Одним из видов коммуникативной личности выступает языковая личность, коммуникативная деят-ть которой реализуется в речевой дея­тельности. Языковая личность действует в рамках вер­бальной коммуникации.

Мотивационный аспект языковой личности.Реч. портрет создается по 3 основным параметрам развития языковой личности: мотивационным, когнитивным и функциональным. Говоря о мотивационном аспекте языковой личности(ЯЛ) совр. спе­циалиста, невозможно не обратить внимания на его новую черту - прагматизм. Здесь Прагматизм - это выбор стиля реч. поведения, напр-го на развитие имиджа ЯЛ. Проблема развития имиджа ЯЛ явл. одной из важных для создания его реч. портрета. Использ-е методов общения и зада­ча повышения эф-ти их воздействия на ауд. обусловливают акт-ть проблемы имиджа ЯЛ PR-специалиста. Для коммра важно владеть стратегией реч. воздействия, кот. изучает прагмалингвистика. Предм. прагмалинвистики принято счи­тать выбор лингвистич форм (единиц) для оптимизации процесса воз­действия текста на конкр. адресата. Такой выбор является осознанным и продуманным, если «отправитель» текста стремится наиб. полно отра­зить собс. мысль и достичь макс. уровня понимания со сто­роны «получателя» текста. Но сущ-ет еще неосознанная сторона реч. действия, кот. принято называть «речевым поступком». Реч. поступок хар-ет реч. поведение - «привычное неосознаваемое речевое проявление выбора говорящим лингвистич. единицы в типовой реч. ситуации». Реч. стратегия профессионала опр-ся по его реч. поведению в ситуации произнесения устных и написания письмен­ных текстов. В каждом тексте можно выявить скрытые и явные реч. ин­тенции, определяющие тактику общения. Частота употр-я этих тактических приемов является показателем- или диагностирующим признаком реч. поведения коммуникатора. Для ЯЛ PR-специалиста следует использовать систему методов самообучения и самосовершенствования во время внутрикорпоративных семинаров и конференций, участия в междунар. симпо­зиумах и научных конференциях. Отметим важность разнообразия тематич. направленности такой самообра­зовательной деятельности - имидж совр. специалиста по СО не должен ограничиваться узкой предметной специализацией, он должен быть направлен на актуализацию его индивидуал. интересов и способностей, его творч. потенциала. Самыми востребо­ванными качествами совр. Спец-та считаются эрудиция и ин­теллект, а также открытость и доступность. Т.о., запрос ЦА состоит в востребованности профессионала с шир. кругозо­ром и высоким уровнем образованности, при этом коммуникабельного и дос­тупного для общения. Одним из способов реализации запросов ЦА по раз­витию имиджа ЯЛ явл. расширение реч. потенциала благодаря исп.-ю неформальных средств: афоризмов, метафор, срав­нений, юмора и невербальных средств общения в устной речи. Экспрессив­ность текста важна, как и его информативность, а в случае устной спонтанной речи может иметь и ведущее значение. Метафоричность и афо­ристичность совр. устной спонтанной речи - явление общекультур­ное. С помощью афоризмов и метафор PR-специалист использует внеязыковой контекст и воздействует на аудиторию на ассоциативном уровне, этим создает атмосферу, кот. необходима для понимающего общения. Любое высказывание имеет своего адресата и предполагает «ожидаемую» реакцию Текст и создатель текста стремятся уподобить себе аудиторию, навязать свою систему кодов и понятий. Уровень понимания и принятия этого яз. кода оценивается по частоте их воспроизведения и адекватному использованию в ответном вы­сказывании слушателей. Но возникает проблема возможной интерпре­тации авторских смыслов, их «перекодирование». Невозмож­но абсолютно точно интерпретировать авторск. выск-е, его можно лишь воспроизвести. Соприкасаясь с индивидуальными смыслами слушаю­щего, смыслы говорящего актуализируются по-новому, в зависимости от ин­дивидуального опыта и знаний реципиента. Метафора или афоризм позволя­ют коммуникатору воздействовать на ауд. с целью формирования аде­кватного представления о смысле своего высказ-я. Дж. Лакофф, Л. Джонсон и Д. Гордон считали метафору не только риторическим средством, но и важным методом моделирования мышления, т.е.механизмом осмысления выска­зывания. Вводя новые понятия и актуализируя старые, PR-специалист творит новую понятийную реальность слушателя. Слушатель становится сопричастен к механизму создания этой реальности, активизируется его мышление в момент соотнесения нового и старого. Когнитивный и эмоциональный по­тенциал метафоричной и афористичной устной спонтанной речи влияет на механизм восприятия нового ауд. Обращаясь к старому образному опыту слушателя через метафору и сравнение, он активизирует механизм восприятия нового. Реч. поступок- выбор метафоры или афоризма, исполь-го коммуникатором, характеризует его реч. поведение и влияет на его образ в глазах ауди - является составляющей его имиджа как ЯЛ..Др. признаком прагматизма реч. поведения и развития имиджа ЯЛ явл. юмористическое высказывание. В этом случае -юмор - метод взаимодействия с аудиторией в ситуации общения. Природа юмора в PR-коммуникации является производной от юмора в общекультур­ном понимании этого явления - социального и социокультурного. «юмор - понимание коми­ческого, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь»(Ожегов).Юмор привлекает внимание к содержанию речи, служит приемом аргументирования, средством убеждения или опровержения - методом интерактивного взаимодействия, с целью заин­тересовать и расположить к себе аудиторию. Юмор остается в высшей степе­ни субъективным средством взаимодействия и индивидуального позициони­рования в реч. поведении. Юмор в речио- необходимый атрибут совр. ЯЛ, средство самовыражения и самореализации в условиях культуры общения. Смех устанав­ливает и поддерживает связь между говорящим и слушающим самым нена­вязчивым и свободным способом. С др. стороны, смех является культурно-ценностным ориентиром в устной речи. Спонтанная речь и инди­видуальный стиль общения специалиста как зеркало отражают его обще­культурный уровень. Смех является своеобразной психотерапией. Юмор также м.б.ис­пользован как форма контроля приемов взаимодействия. По наличию и от­сутствию юмора, а также характеру юмористич. высказываний и их на­правленности можно судить о реальной соц. ситуации в аудитории -от равенства и доверия до манипулятивных высказываний и демонстрации доминирующего положения коммуникатора.По адресности и контекстуальное юмора PR-специ­алиста можно судить о зрелости его личности. Насмешки над личностью слушающего - признак низкого уровня социальной ответственности и рече­вой культуры индивида. А юмор и самоирония - стремление наладить связь с аудиторией, актуализировать речемыслительную деятель­ность собеседника. Ирония и сатира в PR-коммуникации так же актуальны, как формальные методы разъяснения и анализа ситуации. Когнитивные параметры языковой личности Когн. параметры связ. с познавательным опы­том коммуникатора, с его эмоционально-интеллектуальным потенциалом. Они определяют успешность общения в диалоговом дискурсе, поскольку связаны со способностью адекватно вос­принимать и реагировать на высказывания другого. Когн. параметры не только аккумулируют познавательный и коммууникат. опыт лично­сти, но и дают возможность выбрать наиболее эффективные средства само­реализации в условиях культуры общения. Эфф-ть работы совр. коммуникатора определяется не только его профессиональной компетентностью, но и авторитетом его лично­сти и общей культурой общения. Общая культура закл. не только в наличии определенного уровня знаний по конкр. предмету, но и в формировании смысложизненной по­зиции и ценностных ориентиров. Общая культура, эрудированность и открытость - важнейшие качества, необходимые для успешного выполнения

коммуникационных задач. Нужны еще опред. умения и навыки реч. поведения. Уме­ние точно изложить свои идеи и взгляды, не искажая их первонач. смысл, верно выбирая форму высказывания, - очень сложный навык куль-ры общ-я, приобрет. в процессе социализации и в практике проф-го общения. Вести диалог на равных - слушать и слышать аудиторию, принимать чу­жую аргументацию, уметь оспаривать ее в открытой дискуссии - означает уважать себя и Другого. Такая линия поведения в ситуации профессиональ­ного общения свидетельствует о PR-специалисте как о зрелой языковой лич­ности. Эмпатия в речевом поступке коммуникатора закл.в том, что он понимает мотивы слушающего и актуализирует новые смыслы, ценит и уважает его позицию. Умение заметить в ошибочном утверждении его при­чины и истоки, понять его логику, даже если она ошибочна - значит нау­читься эмпатии. ЯЛ необходимо расширять свой кругозор, быть нетриви­альным, уметь сомневаться в кажущихся абсолютными позициях, подвергать критике сущ-е догмы и стереотипы, видеть и чувствовать полигамность совр. мира..

Функциональный аспект языковой личности 3 аспектом, формирующим речевой портрет PR-профессионала, явл. функц. параметры его ЯЛ, определяющие коммуникатив. компетентность (КК). КК за­ключается в глубине овладения и качестве используемых коммуникативн. методик. Жанровыми формами в этой ситуации являются методы интерактивного или диалогового общения с аудиторией. Диалог. метод взаимодействия с ауд. - это развитие проблемного мышления, умения задавать вопросы и искать на них отве­ты. Дальнейшая интерпретация ответов приветствуется, ибо это форма со­участия и сомыслия в обсуждаемом вопросе-проблеме. Коммуникатор по­могает ауд. осознать остроту и актуальность обсуждаемых проблем, используя тактику вопросов-провокаций: «А как бы вы поступили в этой си­туации?», «А что для вас является основным мотивом в таком в таком выбо­ре?» и т.д. Диалог предполагает обратную связь, возможную лишь в условиях культуры общения: доверия и открытости, мобильности и толерантности. Сущ-ют алгоритмы проблемных и информационных вопросов. Возможно обсуждение проблемной ситуации в форме диалога-дискуссии, где PR-специалист выступает в роли модератора. Он должен выделить ключ. понятия и проблемы в ходе реп­лик, комментариев, вопросов и ответов со стороны слушателей. Важно учи­тывать характер ауди.чувствовать ее атмосферу Комм-р не только задает вопросы, он на них и отвечает одновременно с другими, и комментирует их содержательную и смысловую направленность, является и консультантом., не огра­ничивает или оценивает «правильно - неправильно», но размышляет вслух, предлагая свое видение проблемы, Такой совместный «интеллектуальный поиск» способствует повышению мотивации и комм-ра и аудитории. Возможно возникновения диалога-спора и диалога-противоборства.PR-специалисту важно уметь выступать в роли конфликтолога.. Профессионал должен показать пример логич. вы­страивания доводов и аргументов, что помогает ему быть более стрессо­устойчивым и уверенным в себе. Способность к такому диалогу формируется не только на практике про­фессионального общения, но и в условиях опыта культуры общения с колле­гами во время «круглых столов», мастер-классов и семинаров. Здесь наибо­лее часто используется метод диалога-поиска, который предусматривает ва­риативность возможного решения, неоднозначность оценки явления..Возможность свободы выбора в ситуации общения тесно сопряжена с та­кой практической проблемой, как интерпретация_высказывания. Пробл. интерпретации любого текста состоит в адекватности его восприятия и по­нимания, то есть в умении соотносить объективную и субъективную (собст­венное отношение и отношение говорящего к сказанному и читающего к на­писанному) составляющие. Эта проблема имеет не только теоретическое, но и практич. значение.. PR-специалист в ситуации проф-го взаимодейст­вия явл. как носителем объективн. информации, так и субъектом, излагающим эту инф. в собст. интерпретации. Интерпретируя объективную инф., он дает ей оценку с т. зр. ее актуальности и проблемности — делает опр. ценностные и смы­словые акценты, выделяет наиболее важные содержательные составляющие. Проблема интерпретации - умение выделить объективн. со­ставляющую, не исказив ее суть в собственном оценочном высказывании. Усвоить информацию - значит уметь изложить ее точно, без домысливания и оценок. Субъективировать информацию. - соотнести ее с собственными знаниями и опытом, сделать выводы о ее значении для себя и окружающих - соотнести с собственной практикой взаимодействия с окру­жающими. Интерпретировать высказывание - значит привнести в него свой смысл, свое понимание..Проблема интерпр. высказывания решается с помощью метода открытого аргументирования. Важным приёмом аргументирования являются неформальные методы убеждения: афоризмы, метафоры, юмористические высказывания. Они прим-ся для уточнения, иллюстрирования и экспликации собственной позиции, помога­ют объяснить логику интер-го высказывания от частного к обще­му и от общего к частному. Подобное иллюстрирование собст. аргументов позволяет минимизировать риск искажённого вос­приятия или интерпретации сказанного. Прием неформ. аргументации должен сопровождаться обобщ-ми выводами. Другим способом аргументирования явл. этотетическая аргументация. В основе лежит принцип принятия и ува­жения позиций Другого - толерантность и эмпатия. Для использования на практике этого метода коммуника­тору необходимо наличие качеств:честность, порядочность, тер­пимость, критическое отношение к себе. Неадекватное использ-е этотетических ресурсов приводит к конфликт. ситуациям: непонимание позиции Другого, непримиримость с его точкой зрения, невозможность прийти к консенсусу, сложность принятия решений, использование оценочных, а иногда даже унизительно-оскор­бительных высказываний-аргументов. В любой конфликтной си­туации сущест. необходимость этического выбора, а также прагматич­ность в речевом поведении. Предпочитаемые коммуникатором реч. формы и поступки образуют его реч. образ – реч. портрет профессионала. Линия речевого поведения может быть оце­нена с позиции соответствия нравственно-этическим нормам или её прагма­тического эффекта - достижения понимания у ауд. или нет. Практиче­ский выбор является осознанным и неосознанным одновременно. Уровень осознанности зависит от условий общения и общ. культуры комм-ра. Когда речь идёт о принятии определенного рода нравственной и профес­сиональной позиции, мы говорим об осознанности выбора стиля речевого поведения. Здесь всегда присутствует трехуровневая логика линии речевого поведения: характер - практический выбор - нравственная позиция. Стремление говорящ. к согласию и пониманию со стороны ауд. оп­р-ет выбор реч. поступка. Для этого профессионалу важно владеть навыками этотетического мышле-я, особенно это актуально в конфликт. ситуациях, связ. с оппонированием, непризнанием точки зрения Друго­го. В этой ситуации предлагается модель реч. поведения:- гибкость начальной позиции, готовность пересмотреть свое отношение к проблеме;- эмпатия в реч. поведении, предусматривающая уважение и сочувст­вие точке зрения Другого; непредубежденность, предполагающая адекватную оценку контраргу­ментов;- самокритичность - готовность реконструировать собственную позицию; принятие очевидного, обязывающее пересматривать, модифицировать, обновлять собственную позицию, несовместимую по каким-либо причинам с очевидным, не требующим аргументов. В споре, дискуссии важно владеть приемами «позитивной» и «негативной» аргументации ,т.е. навыками опровержения конструктив­ной критики. Разоблачение или опровержение ряда ложных утверждений, неправильных обоснований, выводов - необходимые методы культуры аргу­ментирования. Но все же критика и негативная аргументация являются вто­ричными по отн-ю к позитивному диалогу. А значит, уметь убеждать в «правильных знаниях - задача номер один. Умея строить позитивную аргу­ментацию, коммун-р дает точные доводы и доказательства. Можно ис­пользовать след. схему последовательного «позитивного» аргументи­рования:• формулирование вопроса, направляющего аргументацию слушателей;• выделение предметной области аргументации: определение сравнительно небольшого круга проблем и явлений, которые стоит обсудить;• актуализация знаний - сообщение новых знаний из области аргументирова­ния, активизация уже имеющегося эмпирического опыта;• выбор логической схемы аргументирования, который соответствует уровню аудитории и детерминирован рамками обсуждаемой проблемы;• этотетическая аргументация - оценка суждений-посылок и признание ис­тинных аргументов;• собственные выводы и формулировка ответа на поставленный в начале во­прос-проблему.В данном случае предлагаемая схема аргументирования может рассматри­ваться как деятельность, цель кот. — принятие адресатом нового знания. В этой ситуации коммуникатор выступает как в роли режиссера, так и актера- важен продуманный сценарий. Немаловажна и внелогическая аргу­ментация - личность самого профессионала, его авторитет и языковой имидж. На практике субъективная аргументация - речевой портрет личности- неразрывно связана с объективной. Это утверждение теоретически обосно-вано в феноменологическом подходе Гуссерля, где автор утверждает, что проблема понимания должна быть решена в коммуникативном контексте. Методы этотетической аргументации и неформальной аргументации обеспечивают усвоение «нового» знания ауд, снижают псих-й порог - сообщения воспринимаются коммуникантами не как навязанные, а как их собственные, согласованные с их опытом и знаниями. В сознании ау­дитории происходит достраивание, дорисовка процесса познания. При этом важно, что тема картины или спектакля - одна, ибо сценарий пишет комму­никатор. Итак, отсутствие таких навыков коммуникативн. взаим-я, как использ-е метафоры и юмора в высказывании, диалоговая форма взаи­модействия, интерпретация текста, этотетическая и неформальная аргумен­тация, затрудняет как участие коммуникатора в конструктивном взаимодей­ствии с аудиторией, так и процесс создания и развития имиджа его ЯЛ.