logo
gotovye_1-120_gosy

69. Основные принципы газетного дизайна

Подчиненность содержанию. Все элементы формы, приемы оформления должны быть направлены на выявление актуальности, особенностей публикаций, их значимости (идея, тема, проблема, жанр). Если содержание направлено на определенного читателя, то есть учитывает его социо-психологаческий портрет, то и дизайн обязан быть адекватным, актуальным, разумным и естественным (учитывающим природные и социокультурные принципы) для данной социальной группы.

Единство стиля. Графические (типографические) средства сами по себе не плохи и не хороши - они могут быть современными или несовременными, могут либо способствовать созданию целостного, стилистически выдержанного графического ансамбля газеты, либо разрушать его. Единообразное оформление, основанное на ограниченном подборе элементов и приемов дизайна, служит стилистической целостности. Все элементы, детали оформления должны гармонично сочетаться друг с другом. Узнаваемый стиль держится на деталях; в эффективном дизайне не бывает мелочей. Контрастность (контраст большого и малого, широкого и узкого, длинного и короткого, черного и белого, черного и серого, прямого и наклонного, прямоугольного и ступенчатого, прямоугольного и овального) помогает не только привлечению, но и удержанию внимания. Пропорциональность. Размер элементов дизайна ("бруски" текста, заголовочного комплекса, иллюстраций, текстовые и титульные шрифты, пробельные и разделительные средства и т.д.) определяется из значимостью и взаиморасположением. Направленность - принцип, предполагающий последовательное восприятие дизайна (эффективное оформление "ведет" читателя по газетным полосам, страницам). Дизайн должен быть изящным, но при этом простым, удобным, понятным. Поиск новых форм ведется дизайнерами, которые исходят из определенной автономности газетной формы, но умелый, расчетливый дизайнер всегда определяет степень этой автономности. Экономность и сдержанность означают сознательное ограничение дизайнера в подборе тех или иных средств оформления. Дизайн должен быть изящным, но при этом простым, удобным, понятным. Замечается агрессивный дизайн, он довлеет над содержанием, а, значит, неадекватно выражает его.(так нарушается ещё один принцип – подчинённости формы содержанию).Поиск новых форм ведётся дизайнерами, которые исходят из определённой автономности газетной формы, но умелый, расчётливый дизайнер всегда определяет степень этой автономности.Экспериментальность - принцип, предполагающий постоянную нацеленность дизайнера на творчество, поиск нового (импровизационные решения дизайнера в рамках утвержденной научно разработанной композиционно-графической модели; ее совершенствование; отработка в спецвыпусках оригинальных приемов, освежающих, но не разрушающих модель, действующую в течение определенного, достаточно продолжительного времени).

Следование принципам дизайна повышает удобочитаемость газеты.

Мы различаем материальные средства оформления (бумага, краска, шрифт) и структурные (ритм, гармония, композиция) Из взаимодействие на всех уровнях и является процессом оформления газеты. Единство текста, графики и конструкции достигается через единую композицию. Тематическая структура газеты, а значит, ее композиция как элемент внутренней формы, влияет на графику как внешнюю форму газеты. Аккуратное, изящное, логичное оформление усиливает личностный момент восприятия содержания, что особенно важно для внимательного читателя. Улучшать дизайн газеты нельзя в отрыве от заботы об улучшении ее содержания. Именно содержание газеты прежде всего определяет ее "лицо".