logo
gotovye_1-120_gosy

114. Пиарология как наука; ее основные характеристики.Предмет и объект пиарологии.

Сегодня статус паблик рилейшнз как науки признается далеко не всеми учеными.. Существует мнение, что наука о PR не может быть самостоятель­ной и самодостаточной в силу того, что базируется на других дисциплинах -социологии, психологии, теории коммуникации, теории журналистики и др.

Однако существование самостоятельного профессионального вида дея­тельности, признанной государством профессии, наличие образовательных структур, дающих образование по специальности, требуют и наличия особой науки, которая должна отражать сущностные характеристики этой деятель­ности, ее закономерности, механизмы функционирования.На­лицо логическое несоответствие, когда одним и тем же словосочетанием (паблик рилейшнз) обозначают разные сущности - деятельность и науку. По­этому принципиально важно отделять связи с общественность как деятель­ность от науки о PR.

"'Наиболее последовательно пиарологию как науку отстаивает Петербург­ская школа PR. (её представители, собственно, и предложили название «пиарология»).

Пиарология является наукой о закономерностях, принципах и меха­низмах формирования и функционирования связей с общественностью как совокупности социальных коммуникативных практик.

Основные характеристики пиарологии заключаются в следующем:

1)это формирующаяся наука, находящаяся на стадии своего ста­новления. По ряду измерений она еще не отделилась от практики и в некото­рых своих предметных разделах находится в эмбриональном состоянии.

2)сущностная характеристика науки о связях с общественностью заключается в том, что это - социальная наука, т. е. научная дисциплина, отно­сящаяся к континууму (циклу) наук, изучающих общество.

3)пиарология является информационно-коммуникативной дисциплиной, принадлежащей к сообществу социальных наук. Основанием, на ко­тором строятся все теоретические конструкции PR, является информация.

4)пиарология является наукой прикладной ориентации, она может рассматриваться как технологическая дисциплина.

Одной из самых сложных проблем в любой науке является определение ее объекта и предмета. Объектом познания является все то, что подлежит ис­следованию в качестве объективной реальности. При определении объекта ' исследования (науки) «та или иная часть объективной реальности (общество, культура, человек) исследуются не целиком, а лишь с той стороны, которая является спецификой данной науки... Предмет науки - это воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее зна­чимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отно­шений этой реальности. Предмет любой науки - это не просто некое явление, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить те за­кономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки и никакой другой».

Еще в первое десятилетие существования российского PR петербургский исследователь Л. Э. Варустин предмет науки о PR определял как «связи, ко­торые возникают между двумя сторонами (субъектами общественных отно­шений) на основе общих интересов и потребностей и которые осуществля­ются и поддерживаются при помощи постоянно действующих контактов и общения».В 1999 г. М. А. Шишкина в качестве объекта пиарологии как социальной науки выделила социальную реальность. Предмет пиарологии определялся ею следующим образом: «Паблик рилейшнз, понимаемый как совокупность социальных практик, направленных на производство и воспроизводство эф­фективных публичных дискурсов и оптимизацию информационных взаимо­действий между социальными субъектами и их целевыми группами». Уточ­нения в рассуждения М. А. Шишкиной об объекте и предмете науки о связях с общественностью как социальной науки были позже внесены петербург­ским ученым С. М. Емельяновым.

В определении предмета ключевым явл. понятие «социальная комму­никативная практика», фиксирующее в своем содержании два взаимосвязан­ных сущностных момента. Во-первых, это понятие предполагает коммуника­тивное взаимодействие между социальными субъектами, а во-вторых, такое взаимодействие носит организованный и целенаправленный характер. Иначе говоря, социальная коммуникативная практика как сложный социальный фе­номен подчинена определенным законам и закономерностям, которые и мо­гут быть предметом исследования науки пиарологии.

Объектом пиарологии является совокупность социальных коммуникатив­ных практик, а ее предметом - закономерности, принципы и механизмы формирования и функционирования связей с общественностью как социаль­ных коммуникативных практик.

С объектом и предметом науки непосредственно связаны ее задачи, отра­жающие актуальное состояние и уровень ее развития. Эти задачи можно раз­делить на фундаментальные, прикладные и технологические.

Фундаментальные задачи:

- исследования в области истории и перспектив развития PR;

- уточнение содержания предмета пиарологии по мере усложнения практи­ки PR;

- разработка методологических основ пиарологии, ее связей с другими науками, методологии PR-исследований;

- обобщение опыта европейских паблик рилейшнз;

- создание и легитимизация единого профессионального лексикона, глос­сария;

- развитие отраслевых дисциплин пиарологии;

- разработка и обоснование теоретических основ PR -деятельности в раз­личных сферах.

Прикладные задачи:- 1)обобщение регионального опыта;- перевод и комментарий качественных европейских пособий;- 2)определение перспектив создания и внедрения новых PR-технологий;- 3)анализ и оценка социальных и социально-политических последствий реа­лизации PR-проектов, а также применения тех или иных PR-технологий.

Технологические задачи:- развитие отечественных научных школ;- создание научной специальности.