logo
gotovye_1-120_gosy

52. Манипулятивные технологии.

Манипуляция - вид скрытого психолог.возд-я с целью управ-я поведением человека. Ман-я восприятием. Смысл манн-ии восприятием в следующем. Чтобы добиться от человека желаемого поведения надо, чтобы он воспринял внеш. ситуацию не такой, какой она явл. на самом деле, а такой, как это нужно манипулятору. Необходимо сформировать у человека искаженное предс-е о дейст-ти. Для этого используется технология связывания текста с контекстом. Под "текстом" здесь понимается внеш. воздействие, а под "контекстом" - ситуация, в кот. происходит воздействие. При этом выбор контекста играет ключ. роль для успеха манипуляции. Человек всегда "вставляет" текст в контекст и оценивает его в зависимости от контекста. Поэтому манипулятор подбирает контекст, чтобы текст изменил свой изначальный смысл. Именно так создается искаженное представление о дейст-ти. Аналогичный прием - название товара отече. производства пишется на иностр. Яз.. Товар воспринимается как импортный - для многих залог высок. качества. Еще вариант - ссылка на неопред. авторитет. Кто из нас не слышал о том, что "ученые установили", "исследования показали", "специалисты утверждают'.Манип. вниманием. Внимание м.б. сконцентрировано на нужном манипулятору объекте. При этом восприятие др. объектов ослабляется. Внимание м.б. рассеяно. Кол-во несвязанных между собой объектов, которые одновременно м.б. охвачены вниманием, как правило, не превышает 7 - 9. Если объектов больше, человек не в состоянии сосредоточиться ни на одном из них. Внимание человека можно переключать с одного объекта на др. Поскольку для переноса внимания требуется опред. время, можно, варьируя темп переключения, добиться того, что инф. будет восприниматься в искаженном виде. В совр. рекламе мы часто видим такие трюки, как умышленные орфогр. и логич. ошибки: "перевернутые" слова, замену букв рус. алфавита латинскими. Ман-я воображением. Когда у человека есть неудовлетворенная потребность, он рисует образ желаемого в своем воображении. Психологи и романтики называют этот образ мечтой. Именно этой мечтой и занимаются пиарщики. Перед ними стоят 2 задачи. 1- выяснить (желательно в деталях), о чем мечтает потребитель. Это - сфера исследований. 2 - создать в восприятии потребителя такой образ товара или услуги, чтобы сравнив его с образом, существующим в воображении, потребитель сказал: "Да, это то, о чем я мечтаю". Если это удалось, то имидж создан и, когда потребность снова возникнет, уже есть готовый рецепт ее удовлетворения. Все разнообразие PR-технологий формирования имиджа в конечном итоге сводится к тому, чтобы воображение потребителя "связало" образ продукта (или компании) с комплексом положительных образов, которые занимают верхние ступени на шкале ценностей. В рекламе эту роль часто играют слоганы ("Мягков" - душевная компания»). Для создания иллюзорных образов часто используются сравнения с неопределенным эталоном . Делается заявление, что наш товар лучше, и не уточняется, лучше чего. Еще один вариант: использование формулы "лидер рынка". Другой путь влияния на воображение - искусственное формирование состояния неудовлетворенности. Используя манипулятивные техники, можно заставить человека захотеть то, чего на самом деле он не хочет.При самом тщательном подходе к созданию новостей этот процесс не может быть эффективным, если он раздроблен на отдельные акции. Треб. создание комплексной организационной системы в виде нескольких увязанных между собой блоков.Формирование собственного информационного потока.Экономический, политический или иной субъект, который имеет целью занять (сохранить положение в обществе, должен организовать собственный информационный поток, который не зависит от официального, традиционного.1.На 1 этапе потребителю даётся максимально большой объём информации. Необходимо попытаться захватить монополию на информацию о себе. Это достигается тем, что поставка сведений для СМИ осуществляется регулярно, масштабно, оперативно, по любому поводу, включая незначительные события. Делается это для того, чтобы к вашей организации привыкли, вас узнали. Желательно показать, что двери для информационных потоков наружу и внутрь организации открыты, вы готовы к общению.2.Сегментирование информационного потока, манипулирование информацией.Затем следует приступать к созданию ограниченно-целевых информационных потоков,работающих на конкретную цель.Этот процесс и этап подходит под определение «манипуляция»,как процесс воздействия на общественное мнение и поведение для его канализации (направления) в нужном определённым политическим или общественным структурам направлении.Манип-е м.б. неэтичным,если предполагает прямой обман потребителей информации (использование ложной информации),оскорбление организации,дискредитацию товара(услуги).Но манипулирование может представлять собой и игру-конкуренцию по существующим правилам,в процессе которой используются профессиональные приёмы,которые можно разделить на две группы:Убеждение и внушение.УБЕЖ-Е –воздействие на сознание через обращение к критическому суждению.В его основе – логическое упорядочивание фактов и выводов.Эффект.убеждению способствуют следующие приёмы распространения инф.:Фрагментарность подачи–дробление инф. придаёт ей видимость разносторонности и оперативности,можно акцентировать внимание на одних аспектах,затемняя ненужные.Так же используется одностор. аргументация–в кач-ве единственно правил. демонстрируется т. зрения одного оппонента.Фрагментарность дезориентирует слушателя,гасит интерес к информации,вызывает апатию.Ритуализация – показ официальных процедур,приёмов,встреч.Зритель ощущает значимость происходящего,видит якобы активные действия государственных деятелей.Персонализация–акцентирование внимания не на смысле события,а на их носителях –авторитетных фигурах.Отвлечение внимания отважной информации – убеждающее воздействие оказывается более эффективным,если отвлечь внимание аудитории.Создаётся возможность выдвинуть контраргументы.ВНУШ-Е-процесс воздействия на психику человека,кот. предполагает снижение критичности восприятия информации,отсутствие логического анализа и оценки.Внуш-е–способ перердачи идей,недоказуемых с помощью логических посылок.Инф. насыщена эмоц. содержанием и часто лишена рацион. аргументов.Инструментами внуш-я явл.;Свидет-во–информацию передаёт личность,кот. уважают или ненавидят.Высказывание содержит оценку события,персоны и т.д.Если «хороший» говорит хорошее–всё правильно.Если «плохой» говорит хорошее–это ложь.Наклеивание ярлыков–стоит один раз заклеймить–«фашист,диктатор,акула» и русло восприятия обеспечено.Сияющее обобщение–конкретная вещь наз. обобщающим понятием с позит. эмоц. окраской с целью принятия аудиторией.Создание «непривлекательного ракурса» - смещение смыслового ударения,реальный видеоряд,смонтированный с обидным закадровым текстом,показ оппозиционного политика в глупом виде.Игра в простонародность– зрительская ассоциация личности коммуникатора и его идей с позит. ценностями на основе «народности».Часто встречаются умолчание,перестановка,подгонка опросов и рейтингов,подбор цитат, Эта игра с информацией сводится к тому,что вместо инфор. «вала» вы выдаёте фрагменты,работающие на выполнение главных задач ПР-кампании – повышение полит. и иной првлекательности объекта.3.Приоритетная постановка инф.,инф. партнёрство.Этот этап подразумевает выбор приоритетных СМИ,отношения с кот. развиваются по схеме:мы вам-эксклюзивную инф.,вы нам–инф. поддержку. Начинается инф. обмен,кот. перерастает в инф. сотрудничество.4.Оптимизация формы и стиля подачи материала.Для того,чтобы серьёзный аналитический анализ донести до читателя «Московского комсомольца»,его надо подать в такой форме,чтобы он был понятен и приемлем для аудитории.Процесс создания и продвижения новостей можно представить с позиции их динамического развития:Первые,отрывочные сообщения о предмете – полноценная новость – первичные комментарии авторитетов – развитие новости до проблемы – высказывание крупных общественных авторитетов по проблеме – аналитические попытки осмысления проблемы – конфликт мнений – выработка единого решения – единое решение озвучивается авторитетами – выработка стереотипа.