logo
gotovye_1-120_gosy

56. Жанры журналистского творчества.

Жанр-это особая форма орг-ции жизненного материала,категория исторически сложившаяся,творчески-созидательная. Каждый жанр имеет ряд присущих только ему структурно-композиционных и стилистических признаков, имеет свои ПРЕДМЕТ, сходные СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФОРМАЛЬНЫЕ признаки,кот. называются ЖАНРООБРАЗУЮЩИМИ ФАКТОРАМИ. Это предмет,цель и метод журналистского отображения действительности,метод репрезентации (подачи) материала аудитории. В зависимости от целей воздействия на читателя, широты освещения реальности, глубины анализа и широты обобщений, выразительно-изобразительным ср-м жур. ЖАНРЫ делятся на три вида-информационные,аналитические,художественно-публицистические. ИНФОРМАЦИОННЫЕ жанры: новость, заметка, интервью, беседа, реплика, репортаж, отчет. ЗАМЕТКА-простейшая форма оперативного газетного сообщения, в основе кот. лежит злободневный, оперативный, общественно-значимый факт. Жесткий способ (информация о событии, сенсации) и мягкий(информация оживляется подробностями и деталями). Искусство состоит в том, чтобы дать ответы на вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? в ограниченном (35-40 слов) газетном пространстве. С этой целью прибегают к "ПЕРЕВЁРНУТОЙ ПИРАМИДЕ". Начинать следует с ЛИДА, освещающего глав. тему. Кроме краткой или расширенной хроники (новости) к жанру заметки можно отнести критическую заметку и реплику. Иногда факт комментируется в фельетонной манере (сатирич. заметка).ОТЧЁТ-не только в оперативности и злободневности, но и в подробной описательности. Точность-глав. кач. хар-ка отчета, важно перепроверить цифры, факты, фамилии. По хар-ру подхода к материалу отчет м.быть общим или тематическим,по цели и особенностям изложения-информационным (речи, события, факты передаются последовательно) или аналит. (внимание-на конкретном аспекте, дается комментарий, оценка). ИНТЕРВЬЮ-представляющие общ. интерес ответы конкретного лица (группы) на вопросы журналиста или БЕСЕДА, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы. Разл.:а)интервью-монолог,б)интервью-сообщение,в)интервью-диалог,г) интервью-полилог, когда кол-во собеседников максимальное, а диапазон тем широк. Порой реплики собеседника сопровождаются описанием его внешности и поведения: одежды, манеры поведения, выраж. лица, жестов-так строится интервью-зарисовка. Сущ. интервью-мнение и масс. интервью. РЕПЛИКА-ответ оппоненту в споре, высказывание, удар в борьбе или парирование удара. В этом жанре реализуют свое право на ответ в СМИ граждане или орг-ии, в отн-нии кот. распространены сведения, не соответствующие действ-ти. РЕПОРТАЖ в 2 видах - как сбор, подача инф-х материалов для печати, радио или ТВ и как инф-й жанр, оперативно и четко рассказывающий о событии. Эффект присутствия, достоверности. В проблем. репортаже образное, эмоц. повествование о событии перерастает в соц. знач. проблему, важность кот. для опред-й аудитории - залог читат. интереса к материалу. В познават. репортаже нет развернутого вопроса, требующего аналит. разрешения-этап форма живого оператив. рассказа о нов., интерес. событии. Основа событийного репортажа-соц. значимое событие. В газ., журн. публикации инф-х жанров могут сопровождаться иллюстрациями, играющими при этом подчин. роль. Однако в случае приоритета фото над текстом можно говорить о фотоинформации или фоторепортаже. Факты и события в этом случае раскрываются в послед.,развернутом изобразительно-словесном изложении."Эффект присутствия" АНАЛИТ. ЖАНРЫ. Журналисты не ограничиваются изложением фактов, но и стремятся проанал-ть их, сопоставить с др., оценить ситуацию, предложить свое видение. По сравнению с инф. аналит. жанры шире по фактич. материалу, масштабнее по мысли, по исследованию важных явлений. КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ-жанр, в кот. на конкрет. материале, взятом в нешироком масштабе, в аналит. плане разрабатывается актуал. тема, решается опред. проблема. ИНФ.корреспонденция—сообщения заруб. корреспондентов, рассказ о нов. явлении, науч. открытии и тд. Отлич. широтой охвата материала, раскрытием опред. темы. АНАЛИТ. Корр-ция вскрывает причины явления. Чаще бывает критич. плана. ПОСТАНОВОЧНАЯ корр-ция - на основе анализа фактов в материале ставятся нов. злободневные вопросы. Порой журналист вместе с читателем анализирует, сопоставляет ряд фактов-так рождается корр-ция РАЗДУМЬЕ. СТАТЬЯ - важнейший аналит. жанр, позволяющий обстоятельно, по-научному трактовать проблемы соц. действ-ти, осмысливать их. Структура статьи-комплекс положений, суждений и умозаключений, т.е. система доказательств, опирающихся на выявление причинно-след-х связей между фактами. Публицист оперирует образами-понятиями, образами-тезисами; отсюда-обращение к лог.-понятийному аппарату, четкость формулировок. Если в корр-ции все строится на факте, то в статье факты играют иллюстративную роль. НАУЧНО-ПОП. статью, освещающую достижения научной, технич. мысли. Но особенно ценными являются ПРОБЛЕМ.(постановоч.) статьи. К подвиду статьи можно отнести ПУБЛИЦ. КОММЕНТАРИЙ, позволяющий оперативно откликнуться на разл. события, оценить их. Комментарий оперативный отклик или т. зр. на событие, впечатление, рассуждение по поводу факта. Комментатор дает свой вариант прогноза, но предлагает аудитории самой сделать выводы. РЕЦЕНЗИЯ-аналит. жанр, в кот. критикуется, дается оценка худож. или науч. произведения, общ.-полит. или технич. лит-ы, театральных постановок, кинофильмов, ТВ передач, выставок, муз. концертов. Рецензии бывают литер., театральными, муз., худ., кинорецензиями. По объему делятся на "грандрецензии" (в специализированных изданиях) и "минирецензии" (краткая, емкая, четкая критика, по числу анализируемых произведений на "монорецензии" и " полирецензии. ОБОЗРЕНИЕ- жанр, ставящий целью ознакомить читателя с опред. событиями. Совр. газетно-журн. обозреватель рассматривает развитие события во времени, нередко от зарождения до завершения. Образно "обозрение" можно назвать "панорамой событий". Обозрения бывают внутр. и междунар. (по объекту обзора), месячными и годичными(по времени обзора), инф. и аналит. (по хар-ру), а по проблематике – полит., эконом., сельскохоз., литер., газет., телевизионными. Подвидом обозрения служат обзоры писем, в кот. обобщаются читател. мысли. ХУД.- ПУБЛИЦ. ЖАНРЫ. В небольшой ЗАРИСОВКЕ переплетаются признаки инф. и худ.-пуб. жанров. Она повествует вроде бы о незначит. событии, но изображает его наглядно.. Зарисовки м.б. сюжетными и бессюжетными, о конфликте и бесконфл., часто встречаются портретные (набросок, эскиз к портрету интересного человека). ОЧЕРК позволяет наглядно, доходчиво, оперативно откликнуться на события, рассказать о быте, нравах, обычаях региона.ПОРТРЕТНЫЙ, ПРОБЛЕМНЫЙ, НАУЧНО-ПОП, ПУТЕВОЙ. В очерке применяются средства худ. типизации (портрет героя, речевая характеристика, пейзаж, факт, деталь,)Важны композиция и сюжет. Комп-я м. б.мозаичной(портрет героя рисуется мазками), веерной(в центре-герой, к кот. сходятся мнения о нем др. людей),ступенчатой(из жизни героя приводятся интерес. эпизоды). Жанровая свобода очерка подразумевает пересечение в нем различных жанров. САТИР. ЖАНРЫ. Юмор и сатира-комическое, применяемое в различных целях. Сатира есть использование комич. для критики общ.- вредных явлений. Во всех др. случаях исп-ние комического будет юмором. Если критич. заметка в газете сообщает о факте, указ. виновников, точный адрес, то в САТИР. заметке добавляется к этому образн.иронич. комментарий. Он подчерк. расхождение между словом и делом. На иронии строится и ФЕЛЬЕТОН-сатир. худ.-публиц. жанр, вскрывающий комич. суть отриц-х фактов действ-ти. Фельетонный факт должен обладать "двупиковостью": 1 пик (общ. вредная суть факта) возбуждает у читателя гнев, 2 пик (комич. суть факта)-насмешку. Фельетон-синтез трех начал–публиц., сатир. и худ.. ПАМФЛЕТ-произв-е обличит. хар-ра, в кот.сатир. начало составляют сарказм, гневная экспрессивность, а публиц.-злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект обличения (крупное соц. явление, гос. или общ. деятели).

57. Виды и источники журналистского творчества.Приступая к работе с источниками информации, журналист решает три главные проблемы: выбор надежного источника, обеспечение доступа к нему и проверка полученных сведений. Когда материал появляется на газетной полосе или в эфире, требуется снабдить его обязательной ссылкой на источник. Статья 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» обязывает нас сохранять в тайне источник информации и не называть имя лица, предоставившего информацию без его согласия. Самые распространенные источники информации для журналистов - представители органов власти. Между СМИ и руководителями разных уровней существуют посредники - ПРЕСС-СЕКРЕТАРИ и ПРЕСС- СЛУЖБЫ. Нельзя не учитывать, что информация в данном случае является односторонней, поскольку задачи пресс-служб не совпадают с обязанностями прессы: первые обязаны создать положительный образ руководства в общественном мнении, вторые заинтересованы в сообщении аудитории реальных фактов. Определенный интерес для журналистов представляют собой органы внутренних дел. Для журналистской работы в них необходима аккредитация, которая дает следующие права: посещение брифингов, пресс-конференций, получение от пресс службы пресс-релизов и иных информационных материалов, произведение записей, проверка информации, получение справок, консультаций, присутствие на заседаниях и т.д. Работа с Федеральной службой безопасности предусматривает аккредитацию не во всех структурах. Вся информация проходит через группу по связям с общественностью (прессой), предоставляется по запросам. Прокуратуры во взаимодействии с журналистами исходят из приказа Генерального прокурора , которым обязанность сотрудничать со СМИ была возложена на старших помощников прокуроров. Отношения судов с «четвертой» (СМИ) регламентируются Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальным кодексами РФ. Информацию можно получить от судьи, пресс-секретаря суда. Предприятия с частной формой собственности практически наглухо закрыты для журналистов. Здесь помогают личные возможности репортеров, профессиональный опыт. Способы получения информации - это известные вам интервью, наблюдение, изучение документов. Успех удачного интервью во многом зависит от домашней подготовки, работа на пресс- конференции, интервью. Наблюдение позволяет 1) собрать образные детали об объекте; 2) проверить информацию, полученную от других людей; 3) получать доказательства; 4) восстанавливать событие для читателей. Здесь неоценимую услугу сыграют технические средства наблюдения. Изучение документов Социологические способы. «Эффект картошки» Контент-анализ текстов Коренной проблемой для потребителя является отбор информации. В среднем, аудитория успевает ознакомиться с 25% газетного материала, 5% телевизионного, 15% радийного. Человек оценивает прежде всего смысл происходящей вокруг него дейст-вительности .Никто не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой собственный опыт Для всесторонней ориентации индивида, коллектива или общества в целом, служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми, является социальной. СОЦИАЛЬНАЯ ин-формация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения их общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социаль-ным положением. Информация превратилась в главный ресурс социального прогресса («Кто владеет информацией, тот владеет миром»), это целый мир явлений и отношений. Коренной проблемой для потребителя является отбор информации. В среднем. аудитория успевает ознакомиться с 25% газетного материала, 5% телевизионного, 15% радийного ..Значение социальной ин-формации обусловлено потребностью общества в саморегулировании. Соци-альный мир представляет собой сложную систему. Взаимодействие элемен-тов этой системы предполагает оперативное информирование о намерениях и действиях составляющих частей этой системы.ЖУРНАЛИСТСКАЯ информация. С различными видами журналистской информации мы ознакомились (см. виды анализа).Все они необходимы для нормального функционирования и развития общественного организма. Их нельзя сравнивать по степени важности. Ведь экономическая информация не может заменить духовное творчество, а торговля - науку. На журналистику распространяются все требования, которые предъявляются к социальной информации. Это касается и критериев полезности и общественной значимости материалов. Но при этом в деятельности прессы переплетаются идеологическое и управленческое начала. В социально - управленческом отношении журналистскую информацию характеризует прежде всего документализм в отражении действительности. Имеется в виду неизменная опора на факты, достоверность подачи материала. Материалы печати, телевидения и радио подчеркнуто актуальны, хороший журналист владеет искусством излагать любые, самые сложные темы доходчиво и популярно. Печать оперативна, что дает ей возможность находиться в самой гуще событий. Журналистике присуща особая краткость материалов. Одновременно ей присуща аналитичность подхода к событиям, о которой мы с вами уже говорили. Авторская, комментирующая, публицистическая трактовка событий. Итак, журналистская информация соединяет в себе обоснованность сведений.. их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства лич-ного восприятия автором наблюдаемых событий. Основную информацию журналист черпает из трех источников: 1) индивидуального (человек ) 2) коллективного (коллектив) 3)документального.

58. Деят-ть редакции как ком. предприятияРынок - это не только совокупность существующих и потенц. покупателей товара или услуги, это сов-ть социально-эк-х отношений в сфере обмена, посредством кот. осуществляется реализация товаров. На этапе переходе к рынку в России стали преобладать эк. проблемы и в журналистике. Согласно ст. 19 З. РФ "О СМИ", редакция м. б. самостоятельным хозяйствующим субъектом. Больш-во редакций используют это право, зарегистрировавшись в юридических комитетах региональных администраций как ПРЕДПРИЯТИЯ. Избрав ту или иную форму управления экономикой, они превратились в ООО или АО. С одной стороны - это продукт духовного производства, создаваемый с целью воздействия на сознание человека, с другой – продукт, который, поступая на рынок, становится товаром. Как товар, он обладает потребительской стоимостью и просто стоимостью. Первая означает способность этого товара удовлетворить информационную потребность его покупателя. Вторая просто стоимость журналисткой информации -означает стоимость затрат труда, необходимого для производства этого товара. Уровень потребительской стоимости и стоимости влияют на экономику СМИ, его прибыль, рентабельность. Следовательно, редакция СМИ встроена в рыночную экономическую систему. Редакцию СМИ следует рассматривать как коммерческое предприятие – самост., с правилами юрид. Лица субъект хозяйствования, кот. действует в условиях самофинансирования и стремится получать прибыль путем реализации своего товара. Современная ЭКОНОМИКА ЖУРНАЛИСТИКИ - это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обмена и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования. Цель редакции - чтобы информационный рынок (совокупность существующих и потенциальных покупателей информации) позитивно принял продукт ее журналистского производства, что может привести к более интенсивному обмену "товар - деньги" и увеличению активной доли рынка за счет вербовки потенциальных читателей, телезрителей, радиослушателей. Сегодня СМИ предоставлена полная свобода - политическая и экономическая. Прибыль остается в редакции. Но в то же время возросли издательские расходы, объемы подписки сократились, рост транспортных расходов. Государство по мере возможностей пытается помочь СМИ – субсидирование –это полное или частичное возмещение затрат на производствопечатной продукции, кот представляется при условиях: есть издания, кот не имеют право на сибсидии(реклам. Издания, развлекательные); издания, кот имеют право на сибсидию (отражающие политику администрации, детские); в рез-те аукциона сибсидий выбираются издания, кот приносят большую прибыль, востребованы потребителем. Областная и районная печать дотируется из местного бюджета: доля субсидий в затратах составляет как правило от 40% до 90% . Субсидии выделяются адресно: редакция обращается в правительство или администрацию с просьбой выделить деньги. Дотации от местной администрации порой позволяют ей не только контролировать экономическую деятельность изданий, но и влиять на политику редакции. В ноябре 1995 г. вступил в силу Закон РФ "Об экономической поддержке районных (городских) газет", по которому бремя оказания помощи этой прессе было частично возложено на федеральный бюджет. Именно оттуда выделяются средства на покрытие 50% фактических затрат на оплату бумаги, полиграфических и почтовых услуг, для сельских районных газет дотация повышается до 70%.затрат. Для районных (городских) газет, издающихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районах Дальнего Востока и горных районов Северного Кавказа, доля государственных субсидий повышается до 80% оплаты полиграфических услуг и бумаги и до 90% возмещения почтовых расходов. Однако в Федеральный реестр на дотацию включается лишь одна из газет, выходящих в районе или городе-райцентре. Скудная государственная помощь чревата потерей независимости от властных структур. В современной России множится опыт становления коллективных форм управления журналистскими предприятиями. Первый шаг в этом направлении - редакция газеты, телестудия или радиостанция создает ООО, реже - ОДО. Но многие редакции, минуя стадию ООО, сразу становятся акционерным обществом. Несколько иначе строятся телевизионные акционерные общества и холдинги. Еще в советские времена суперкомпания Гостелерадио создавалась за счет государственных инвестиций и являлась одновременно и производителем и вещателем. Но в конце 80-х появились трудности из-за недостатка финансирования. Тогда впервые на советском телеэкране появилась реклама. В июле 1998 г. началось созданием единого производственно-технологического комплекса государственных электронных СМИ: все региональные телерадиокомпании, имущество которых является федеральной собственностью, стали дочерними предприятиями холдинга, руководящий центр которого представлен ВГТРК. Кроме вышеперечисленных групп СМИ, получающих дотации от государства и второй - финансируемой частным капиталом, есть и третья - независимые средства массовой информации, самофинансируемые и потому избавленные от давления политических сил или играющих в политику предпринимателей. "Аргументы и факты", "Московский комсомолец". Если в роли основных соучредителей изданий, кроме трудового коллектива, выступают властные или коммерческие структуры, то степень свободы редакции зависит от типа связи "редакция учредитель". Она может быть жесткой ("Российская газета,"Правда","Советская Россия"), мягкой, когда учредитель редко вмешивается в редакционную политику ("Вечерний Петербург") и независимой, когда редакция, финансируемая учредителем, получает вольную. Средства массовой информации могут попасть в зависимость от частного капитала не только прямо, но и опосредованно - через рекламу. Закон и практика трактуют независимость как свободу от государственного управления. То есть, если государство имеет в уставном капитале АО менее 25% акций, то это уже независимое СМИ. Есть и субъективные причины. В свое время в редакциях, как и на любом предприятии, происходил процесс оценки собственности - материальной и интеллектуальной. Из этих видов собственности и складывалась общая стоимость акций того или иного СМИ. Акции распространялись среди членов новоиспеченного акционерного общества бесплатно ( как небезызвестные ваучеры).По распределению собственности: ЗАО(собственники - рабочие), ОАО (собственник -любой), ООО (не несет ответ-ти).Приходная часть: розничная цена*тираж=прибыль; продажа площадей под рекламу; сдача в аренду тех. Площадей; вспомогательная издат. Деят-ть; получение доходов от хранения в банке прибыли.Расходная часть: технические(бумага, краска); налоги; реклама самой газеты; представительские расходы; амортизация; транспорт.