118.Методы и функции теории pr
Методы теории PR Методом исследования наз-ся осн. способ сбора, обработки и анализа данных. Метод выступает способом «проникновения» в предмет, способом постижения и освоения предмета. Выбор метода исслед. опр-ся спецификой изучаемого предмета.Учением о принципах и процедурах формирования и применения методов исследования, о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности является методология.Методология науки о СО- это система знаний о структуре, логической организации, методах и средствах PR-деятельности в области теории и практики.Важный признак методологич. знания — единство и взаимосвязь познания и практики, теоретической и практической деятельности. Данный признак формирует в науке важнейшее ее структурное кач-во: единство исследовательской (познавательной), практической (преобразовательной) и объединяющей их образовательной деятельности.Важн. усл. Сущ-я методологич. знания является структурированность и внутренняя организация его содержания. В совр. науке используется многоуровневая система методологического знания. Исследование методологического знания начинается с высшего, наиболее общего, а заканчивается частным уровнем его познания - именно таким образом обеспечивается взаимосвязь теории и практики, познавательной и преобразовательной деятельности.Методологию пиарологии, как и всякой другой науки, можно подразделить на следующие уровни с присущими им методами и средствами анализа:а) философская методология;б) общенаучная методология;в) частнонаучная методология;г) методология междисциплинарного исследования, являющаяся методологией особого типа;д) уровень, образуемый методикой и техникой эмпирического исследования.В основе такого деления лежат разл. уровни общности (абстрактности) самих методов, масштабы и хар-тер их использования в исследовании. Философская методология - это система общих, условий и ориентиров в познавательной (исследовательской) деятельности. Результатом философ. методологии исследования явл. логико-структурная картина исследуемого предмета. Общенаучная методология представлена направлениями, концепциями и системами научн. знания, кот. в силу универсальности своего характера используются как средство познавательной деятельности в самых разных отраслях науки. Общенаучная методология научного исследования - это самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), содержащая принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования, включая его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию. Используются различные методы, учитывающие специфику предмета и объекта изучения. Важнейшие из них след.: системный подход - рассмотрение объектов как взаимосвязанной совокупности элементов, вносящих свой вклад и влияющих на итоговый результат функционирования и использования объекта. Сист. подход базируется на использовании системного анализа, на возможно более полном, всестороннем познании и учете связей, влияний, взаимодействий, изменений. В случае паблик рилейшнз совокупность элементов включает в себя организации и группы общ-ти, с кот. организация устанавливает связи; точно так же и сама организация может быть представлена как система; ситуационный подход - комплексное изучение параметров управляемого объекта, производственно-коммерческой ситуации по состоянию на конкретный период, момент времени. Это средство подробного изуч-я событий, иллюстрирующих общие принципы и индуктивный метод познания. - абстрактно-логический метод - расчленение изучаемого явления на составные части, синтетическое восхождение от отвлеченного первоисточника сущности к сложной и многосторонней конкретной форме явления. Абстрактно-логический метод исследования использует многообразные научные приемы: индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, сопоставление, восхождение от абстрактного к конкретному, формализация, программирование, прогнозирование и др.;- вероятностно-статистический метод - метод, позволяющий перенести свойства, установленные по результатам анализа конкретной выборки, на другие выборки, а также на всю так называемую генеральную совокупность;- сравнительно-исторический метод - метод, с помощью которого выявляется общее и особенное в явлениях путем сопоставления различных исторических ступеней развития одного или разных сосуществующих явлений. В частности, данный метод полезен при исследовании PR-практики как развивающегося явления, так как позволяет выделить основные этапы в её развитии; монографический метод - изучение отдельного случая; всесторонний длительный анализ единичного объекта, рассматриваемого в качестве типичного для данного класса явлений. При монографич. методе исследования используют разл. приемы: комплексно-функциональный аналаз, сопоставление, детализация; изучение взаимосвязей с помощью аналитических показателей; суммирование относительных показателей; матричные модели;- моделирование - метод исследования структуры, осн. свойств, законов развития и взаимодействия с окружающим миром объекта моделирования. Под моделью понимается либо образ изучаемого объекта, в кот. отражены его свойства, либо другой, реально существующий объект, имеющий сходные характеристики. В пиарологии используются и общетеоретические и прикладные модели (семиотические модели, модели массовой коммуникации и др.);- метод типологизации - метод, ориентиров. на поиск устойчивых признаков и свойств изучаемых объектов. Используется
при построении жанровой типологии PR-текстов. Частнонаучная методология - это совокупность способов исследовательских приемов и процедур познания, применяемых в той или иной отрасли науки. Каждая отрасль знания накапливает свой арсенал средств научного познания собственных научных объектов, что в целом составляет методологию конкретной отрасли науки (методология экономики, методология политологии, методология истории и т. д.). Каждая из областей научной знания сегодня состоит из многочисленных дисциплин, число которых растет, образовывая «стыковые» дисциплины. Поэтому четко «привязать» какие-либо конкретные способы исследования именно к данной дисциплине очень сложно, хотя каждая из них имеет свой методологический инструментарий, в чем-то отличный от инструментария других дисциплин. Междисциплинарная методологии Наука о СО— это комплексная, интегративная отрасль знания, возникшая на стыке целого "ряда фундаментальных и прикладных дисциплин, опирающаяся на междисциплинарную методологию; комплексность пиарологии вытекает из комплексности деятельности в сфере PR. Поэтому в группу методов, входящих в арсенал связей с общественностью, включаются практически все методы, которые используются науками о человеке и обществе для сбора и обобщения информации. Эмпирическая методология.В теории СО используется также целый ряд методов, применяемых при эмпирическом исследовании. Так, первичная информация, необходимая PR-специалистам, может быть получена напрямую у ЦА с помощью таких методов, как опрос, наблюдение, эксперимент Опрос - метод исследования, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов. Наблюдение - метод сбора первичн. Эмпирич. данных, кот. заключается в непосредственном восприятии (визуальном, слуховом) и регистрации значимых процессов, явлений, событий, подвергающихся контролю и проверке. Близким методом является этнографический. Этнографич. исслед-я, обычно широко используемые в социологии и антропологии, основаны на участии независимого наблюдателя - исследователя, который погружается в среду целевой аудитории. С течением времени наблюдаемые забывают о присутствии исследователя, позволяя ему использовать приемы «скрытой камеры» и фиксировать данные, не используя при этом традиционные анкеты или интервью. Эксперимент — метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями научно проверяются 118.Методы и функции теории PR (прололж.) гипотезы о причинных связях явлений. Для диагностики эмоциональных связей, взаимных симпатий и антипатий между членами группы используется метод социометрии. Создается социометрический критерий - вопрос, задаваемый всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений. В техн. отношении социометрия - это сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математической обработки первичных измерений. Следует выделить метод контент-анализа - формализованный анализ содержания текста. В каждом конкретном случае исследователь разрабатывает спец. методику, кот. позволяет ему по содержанию ряда материалов судить о том, что стоит за этим содержанием. На осн-и информации о том, что есть в тексте, исследователь делает вывод, в какой мере это отражает (моделирует, модифицирует, трансформирует, искажает) реальность. Выделяют также вторичные исследования. Сущность вторичных исследований (их называют еще кабинетными исследованиями) - это анализ всей доступной инф., кот. содержится в печ. и эл. СМИ, а также в статистических базах данных, в том числе отраслевых и других всевозможных источниках. Самой большой в мире базой данных сейчас явл. Интернет. Одной из важных исслед. методик является метод исследования кейсов («Кейс штуди»). Кейсы, вкл. в себя формальное исследование наиб. успешных PR-практик, можно найти на сайтах PR-организаций, в книгах и каталогах. В последнее время СО исп-ся ситуационный анализ - это системная деятельность, которая связана с исследованием внутре. и внешн. среды различных организаций и структур. Рез-ты ситуац. анализа находят отражение в прогнозировании деятельности организаций и её стратегическом планировании, бизнес-планах, планах маркетинговых коммуникаций и мероприятий по СО.В пиарологии применяются как колич., так и качест. исследования. Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей, это преимущественно описательные исследования. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе.Качественные исследования предназначены для получения с помощью специальной техники информации о мотивах поведения и установках людей. Такие иссл. можно назвать интерпретационными. Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к качественным исследованиям не применимы. Одним из видов качественного исследования явл. биографический метод. Данный метод предполагает, что история жизни отд. человека (в данном случае публичной персоны - первого или должностного лица компании, корпорации) сопоставляется с историей общества, в которой данная персона живет. Кроме того, этот метод позволяет осмыслить поведение публичной персоны в различных ситуациях, вскрывая мотивацию поведения данной персоны, его мировоззренческие позиции. Колич. и кач. исследования взаимосвязанны и дополняют друг друга - только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Необходимо помнить, что любой метод имеет специфические исследовательские цели, предпочтительные объекты изучения, преимущества и недостатки.Т.о., в PR востребован весь спектр методов эмпирического исследования: анализ документов, наблюдение, сплошные и выборочные опросы, экспертные опросы, метод фокус-групп, тестирование, эксперимент и т.д.: Специалисты в области практической PR-деятельности, однако, признают, что роль исследовательской работы в проводимых PR-кампаниях чаще всего невелика. Неформальные исследования проводятся без определенных правил и процедур. Результаты подобных исследований (в отличие от формальных исследований) не могут быть использованы кем-нибудь еще и не являются репрезентативными с точки зрения целых общественных групп. Большую роль в проведении таких исследований играют интуиция и опыт исследователя. Неформальные исследования являются удобным инструментом для обнаружения и описания проблемн. ситуаций, для предварительной проверки исследовательских и программных стратегий, но не более. Результаты подобных исследований нельзя использовать в качестве основы для планирования и выполнения программ. Один из наиболее распространенных видов неформального исследования -коммуникационный аудит, кот. помогает PR-специалисту соотнести между собой действия и цели рук-ей компании и используемые ими методы коммуникации, оценить читаемость основных средств коммуникации, выявить противоречивость имеющейся у общ-ти информации о компании. Для проведения эффект. коммуникационного аудита необходимо, чтобы исследователь был знаком с ЦА субъекта PR и понимал ее отношение к компании. Выбор того или иного метода исслед. зависит от цели исследования, особенностей того явления, кот. предстоит изучить, практических навыков исследователя, знаний методики и техники, регулируется ситуацией и обстоятельствами.
Функции теории PR. Важнейшими являются познавательная, прогностическая, методологическая, фактическая, управленческая, социальная, воспитательно-образовательная. Познавательная функция связана с изуч. закономерностей PR-деятельности и предполагает описание изучаемого объекта, накопление полученного исследовательского материала, его систематизацию. Отмеченные процедуры позволяют воспроизвести изучаемый объект, определить его границы, связи, элементы, выработать концептуальные парадигмы, объясняющие механизмы PR -деятельности, провести анализ PR-практик, выявить тенденции развития этой сферы человеческой деятельности. Прогностическая функ. позволяет выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития PR-деятельности в будущем. Она предполагает моделирование PR-деятельности с целью определения ее вероятных последствий, а также проведение научных экспертиз, вырабатываемых и проводимых PR-кампаний с т. зр. ожидаемого от них эффекта. Но прогнозирование не ограничивается только выявлением тенденций и предвидением результатов. Прогнозирование м.б. широко использовано при выработке социально-экономической и научно-технической политики отдельных компаний, а также общества и государства в целом .Методологическая ф. состоит в том, чтобы разработать эффективный способ научного познания PR-деятельности. Надежность этого способа зависит от того, в какой степени он опирается на общефилософские методы, принципы, законы и категории, применяемые во всех областях науч. знания, на общенаучные и частнонаучные приемы и процедуры, разработанные в ходе теоретич. и эмпирич. анализа PR-деятельности. Практическая функ. проявляется в создании PR-технологий и внедрении их в практику, в разработке рекомендаций по оптимизации процесса коммуникации с т. Зр. выбора коммуникативных целей, адекватных средств, канала, объема, скорости передачи инф. для достижениия стратегии эффект. коммуникации. Практически-прикладной характер теории СО находит свое выражение и в повышении ее значимости в проф. деятельности: престиж специалиста по СО в современном мире становится все более высоким.
Управленческая функция пиарологии связана с теми социальными ролями данной науки, кот. обеспечивают включенность ее выводов и рекомендаций в практику управления .Пиарология может способствовать улучшению взаимопонимания между людьми, совершенствованию социальных отношений, и в этом состоит ее социальная функц. Воспитательно-образовательная функ. связана с поддержанием опр. профессионально-этических м в профессиональном сообществе, с формированием корпоративного духа. Все перечисл. Функц реализуются не автоматически, а только в совместной работе теоретиков и практиков в данной области. Функции пиарологии отражают не только ее научный статус, но и тесную связь с практической деятельностью. Используя самостоятельный - понятийный и методологический аппарат, наука ч связях с общественностью аккумулирует эмпирические данные, обобщает рефлексию PR-практик и на этой базе выстраивает теорию функционирования связей с общественностью как особой сферы социальных отношений, как специфического социального института.
- 3. Позиционирование. Порождение позитивных контекстов. Возвышение имиджа. Антиреклама. Отстройка от конкурентов. Контрреклама.
- 5. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью. Принципы со. (Области применения пр).
- Функции сбора и анализа информации. Функции распространения информации. Функции поддержания доброжелательных отношений организации, лидера с общественностью
- 8. Требования к личным качествам специалистов по пр.
- 9. Цикл race
- 10. Понятия «целевая аудитория», «ключевая аудитория», «конечный потребитель», «лидеры общественного мнения» в со. Типология групп общественности.
- 11. Содержательные модели пр-деятельности. Пр в системе имк. 4п. Инструменты продвижения
- 14. Оперативные и рабочие документы в со. Рабочие мероприятия в со.
- 15. Предыстоки со. Пр в разные исторические эпохи. Элементы пр в библии. Пр в сша. Со в России.
- 18. Общие правила подготовки рr-текстов.
- 19. Пресс-релиз. Достоинства пресс-релиза. Треб-ия к содержанию.
- 22. Исследовательско-новостные жанры pr- текстов
- 23. Исследовательские жанры pr – текстов.
- 24. Фактологические жанры pr – текстов
- 25. Образно-новостные жанры пр-текстов.
- 26. Комбинированные тексты.
- 27.Медиатексты.
- 28. Смежные pr- тексты.
- 30. Нейминг
- 31. Брендинг
- 32. Сущность и отличительные особенности технологий в связях с общественностью. Формирование технологий со. Технологическая цепочка.
- 33. Внутрикорпоративный пиар.
- 34. Этапы развития политический пр стратегий. Сравнит. Х-ка выборов ссср, России, сша. Избират. Технологии.
- 36. Социальный пр. Благотворительность. Франдрайзинг. Лоббирование.
- 38. Методы атаки в черном пиаре. Метод компромата, плохой похвалы, двойных аудиторий, виртуальных понятий. Защита.
- 39. Элементарные операции со. Присоединение. Изменение отношений.
- 40. Механизмы управления новостной информацией. Приемы конструирования новостной инфы. Продвижение новостей. Спин- доктор. Этапы менеджмента новостей.
- 41. История контент-анализа. Принципы контент-анализа. Сфера применения контент-анализа.
- 42. Классификация маркетинговых исследований. Этапы процесса маркетинговых исследований.
- 43. Социологические и социально-психологические исследования в пр.
- 45. Кеативные технологии. Закон Парето. Нестандартные приемы решения задач. Нлп.
- 46. Информационные войны.
- 47. Определение пр-кампании. Типы пр-кампаний – по планируемости и по сроку действия. Позитивные, негативные и позитивно-негативные пр-кампании. Пр-кампания и пр-акция.
- 48. Кризис и конфликт. Уп-е криз. Сит-ми. Осн. Разделы кризис-мен-та. Криз. План и команда экстренного реагирования.
- 49. Виды пр отделов. Статус корпоративных со. Проф. Требов-я к корпоратив. Пр-спецам.
- 50. Риторический канон как основа пр-текстов.
- 51. Речевая агрессия и способы ее нейтрализации.
- 52. Манипулятивные технологии.
- 53. Социальные роли журналистики.
- 54. 3Арождение журналистики в России.
- 55. Типологии сми
- 56. Жанры журналистского творчества.
- 59. Информационное общество.
- 61. Структура и типология современного радиовещания.
- 62.Специфика организационной структуры и жанрового разнообразия тв современного периода.
- 64.Типологические характеристики информационных агентств.
- 65. Информационно-коммуникативные средства внутриорганизационного характера.
- 66. Корпоративная газета.
- 67. Виды печатных средств организационной коммуникации.
- 68. Интранет как специфический вид внугриорганизационных коммуникаций.
- 69. Основные принципы газетного дизайна
- 70. Печатный процесс и форматы газетной бумаги
- 71. Система жанров фотожурналистики.
- 73. Социальные функции рекламы.
- 75. Структура рекламного рынка.
- 76. Средства распространения рекламы.
- 77. Виды и функции рекламных агентств. Рекламные агентства.
- 79. Виды классификаций рекламы.
- 80. Стилевые принципы рекламного текста. Эмоционально-экспрессивный код
- 81. Социальная и политическая реклама.
- 82. Жанры печатной рекламы.
- 83. Общая характеристика современного состояния государственной пресс-службы.
- 84. Основные цели и задачи пресс-службы.
- 85. Формы взаимодействия со средствами массовой информации.
- 86.Структура пресс-службы как административного элемента. Функции пресс-секретаря. Структура пресс-службы.
- 87. Специфика работы отделов пресс-службы.
- 88. Ресурсное обеспечение работы пресс-службы.
- 90. Организация работы пресс-центра
- 91. Типовая схема структуры пресс-службы руководителя региона.
- 92. Критерии выбора сми для установления связей с общественностью.
- 93. Возникновение массовых коммуникаций в обществе: функциональный подход. Технологические и социальные революции как факторы изменений в средствах и функциях массовой коммуникации.
- 94. Представление о коммуникации как о процессе. И структуре. Одноступ. И двуступ. Лидеры мнений.
- 96. Понятие языка коммуникации. Семиотика языка: синтактика. Семантика, прагматика.
- 97. Психология процесса коммуникации.
- 100. Психол-ие исследования мас.Ком-ции: имидж коммуникатора, психол-ие аспекты изучения аудитории.
- 101. Роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума. Социальные функции мас. Ком-ции.
- 104. Определение и социальные функции коммуникационного менеджмента. Сфера применения коммуникационного менеджмента. Внешние и внутренние коммуникационные организации.
- 106. Коммуникационный менеджмент в промышленном и коммерческом секторе. Отношения с клиентами, конкурентами, инвесторами. Спонсорство.
- 110. Научные проблемы коммуникационного консалтинга и типология коммуникаций в коммуникативном консалтинге.
- 111. Стили коммуникаций в системе консалтинга. Типологии коммуникаций и управление персоналом.
- 112. Структура коммуникационного процесса в системе управления и особенности передачи информации. Средства и каналы коммуникации в управленческом консультировании.
- 114. Пиарология как наука; ее основные характеристики.Предмет и объект пиарологии.
- 115.Компетенция специалиста по связям с общественностью
- 1. Социально-личностные компетенции специалиста по со:
- 2. Общепрофессиональные:
- 116.Творческий потенциал коммуникативного и информационного компонента pr -деятельности
- 117. Публичные коммуникации, публичная сфера, публичный дискурс
- 118.Методы и функции теории pr
- 119.Коммуникативная компетентность pr-cпециалиста
- 120. Ценностный смысл творчества