logo search
gotovye_1-120_gosy

94. Представление о коммуникации как о процессе. И структуре. Одноступ. И двуступ. Лидеры мнений.

специалисты научно-исследовательского центра Станфордского университета (США) полагают, что ученые «в исследованиях не учитывают более адекватно изменяющиеся во времени аспекты процесса коммуникации» по след. причинам: 1. Мы не располагаем концепциями и теоретическими положениями, которые бы действительно ориентировались на рассмотрении коммуникации как процесса. 2. Сбор данных для построения временных рядов требует больших затрат, за исключением того случая, когда исследователь полагается на воспоминания обследуемых лиц. Однако этот источник данных часто оказывается крайне неудовлетворительным в методологическом плане. 3. Повторный сбор данных во времени порождает проблемы, связанные с повышением отрицательной реакции респондента к новому опросу (если только при этом не применяют «ненавязчивые» методы измерения), поскольку исследование само по себе является процессом коммуникации между респондентом и исследователем. 4. Исследователи коммуникации часто вынуждены стремиться получить результат как можно быстрее в силу требований заказчиков, ограниченности фондов, стремления написать диссертации и других факторов, серьезно препятствующих проведению длительных исследований».Коммуникативный процесс - процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации при котором осуществляется обмен информацией. Коммуникативный процесс включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов. Процесс обмена информацией начинается с ее формирования.. Исходя из этого информация, которая формируется с целью ее включения в коммуникативный процесс между продавцом и покупателем должна включать в себя как очевидные (реальные) сведения, так и символические (образные), которые помогают придать вещи социальную ценность. Способ передачи информации определяется целью коммуникации, сформированностью каналов коммуникации, наличием общей для сторон коммуникации знаковой системы (языка общения, символьной системы). Язык общения характеризуется жанрами устной и письменной форм речи, которые должны быть формализованы для каждого канала коммуникации. Стандартизация языка коммуникации осуществляется исходя из стандартов стиля, механизма передачи информации. Для передачи смысловой и оценочной информации отбираются соответствующие вербальные и невербальные средства. Передаваемая инф. должна адекватно восприниматься получателем. Для этого кодирование и декодирование замыкается в единую цепь.когда коммуникация осуществляется с помощью технических средств, обеспечивается кодирование и декодирование информации по различным каналам средств массовой коммуникации, что в современных технических средствах обеспечивается применением на входе и выходе канала коммуникации идентичной аппаратуры, обеспечивающей процесс кодирования и декодирования (шифрования и дешифрования). факторы как выбор яз. кода, правила и нормы их использования и способы актуализации частных коммуникативных функций формируют коммуникативную установку. Языковый код выбирается исходя из объема, частотности, существующих коммуникативных средств и каналов коммуникации. На выбор языкового кода также влияют тематика, жанр публикаций, тип радио- или телепередач. Выбор кода определяется реально функционирующими в прессе, радио и телевидении видами языков. Свой языковый код подбирается для людей соответствующего образовательного и культурного уровня. В национальных регионах законам предписывается необходимость использования язык коренного населения в СМИ, в образовательных, научных государственных учреждениях. Если передача информации в прямой (непосредственной) устной межличностной коммуникации происходит часто неосознанно и слабо поддается фиксации, то коммуникации с помощью технических средств, наоборот, легче всего регистрируется, и осуществляется посредством какого-либо носителя информации. Кодирование и декодирование в коммуникативных системах осуществляется с целью исключения перехвата информации доставки ее требуемому адресату. В технических системах эта процедура становится стыковочной для приведения информации в форму, приемлемую для обработки в определенной форме, а при ее приеме - для преобразования в понятную для получателя форму. Получатель информации должен уметь: быстро выделить тематику информации по ключевым словам; правильно интерпретировать начало сообщения и, следовательно, предвосхищать его развертывание; восстановить смысл сообщения, несмотря на пропущенные элементы; правильно определить замысел высказывания (дискурса). Речевое сообщение имеет структуру, включающую в себя вводную, основную части и заключение. Внутренняя структура речи отражает соотношение частей речи между собой, части и целого, динамику сообщения (зачин, кульминация, развязка), и др.

Одноступенчатая модель коммуникации. Так, из одноступенчатой модели коммуникации (СМИ - получатели). Если на первом этапе главным моментом становится передача информации, то на втором в действие вступает передача влияния. Первой соответствовала концепция, описывающая однонаправлен¬ный поток информации от Коммуникатора к адресату как влияющий на него непосредственно. Группа ученых Йельского университета под руководством Ховланда почти четверть века целенаправленно занималась изучением процесса воздействия, убеждения. В число факторов воздействия, с которыми экспериментировали исследователи, вошли как психологические и со¬циально-демографические характеристики индивидов, так и их оцен¬ки Коммуникатора (авторитет источника). Кроме того, в качестве переменных, влияющих на исход коммуникации, рассматривались характеристики самого текста (аргументация, ее характер, порядок аргументов, апелляции к разуму и чувству). Особую ценность имеют выводы об устойчивости индивида перед воздействием, они стали краеугольным камнем в изучении роли установки в контактах че¬ловека с социальным окружением. Эти исследования внесли свою лепту в формирование фундаментального вывода о том, что человек во всех случаях стремится к сохранению связной картины мира, ни один из существенных элементов которой нельзя изменить, не затра¬гивая ее в целом. одним из самых веских результатов этой серии иссле¬дований было признание ограниченности накопленных результатов, сделанное самим Ховландом: человек в жизни ведет себя не так, как в лаборатории, акт коммуникации не является заменителем процесса коммуникации. Нельзя сбрасывать со счетов и наблюдения аналитиков за приро¬дой взаимоотношений прессы и общества. Двухступенчатая Пол Лазарсфельд приходит к своей теории минимальной роли масс-медиа в избирательной практике в результате анализа, проведенного еще 1940 г., оказалось, что масс-медиа реально смогло убедить только определенное число лидеров мнения, кот. распространили эту свою убежденность дальше. Отсюда последовал вывод о приоритетности межличностной коммуникации над массовой при попытках убедить аудиторию. К середине XX в. количество эмпирических исследований перешло в качество: западная социология массовых коммуникаций приобрела солидный багаж данных. Они позволяли говорить о том, что личность создает основательные барьеры натиску инф. потоков. Так родилась двухступенчатая модель коммуникации, учитывающая защитный механизм, в качестве которого выступает

.(продолж.)

межличностная коммуникация, когда трансляция массовой информации по межличност¬ным каналам чрезвычайно модифицирует ее, адаптирует к ценностям, разделяемым малой группой (а не только индивидуумом), видоиз¬меняет, просеивает. Гипотеза двухступенчатого характера коммуникации современно¬го индивида, по которой потребляемая им информация из газет, радио и телевидения «опосредуется» межличностной коммуникацией, в част¬ности, «лидером мнений», оказала максимальное влияние на теорию коммуникаций. Исследование заключалось в выявлении сте¬пени «лидерства» каждого опрашиваемого при помощи самоиденти¬фикации в следующих вопросах: «Приходилось ли вам в последнее время доказывать кому-либо свою точку зрения относительно...?» и «Спрашивал ли кто-либо недавно у вас совета в области...?». По-видимому, принципиально важно тут обращение потребителя информации к тому источнику информации, который является наи¬более полным, специфическим для вида деятельности, с которой свя¬зано само принятие решения. Ведь первое требование, которому все¬гда удовлетворяет «лидер мнения», к которому обращаются те, кто обсуждает с ним информацию, пришедшую к ним из СМК, — компе¬тентность его в вопросе, по которому принимается решение, которое обсуждается. В случае с политическими проблемами именно массо¬вые коммуникации обеспечивают, по крайней мере, видимость компе¬тентности личности

Оказалось, что возрастание влияние было связано с обсуждением этих проблем получателями информации с теми, кто получил наименование "лидеров мнения".

Отличительные характеристики лидеров мнений. Лидеры мнений не определяются через демографические характеристики, так как они есть во всех демографических группах, а отличаются своими психологическими чертами, интересами и имеют пять общих признаков. 1. Активная жизненная позиция. Лидерам мнений нравится быть не просто зрителями, они предпочитают активную вовлеченность в жизнь, поэтому пишут письма в газеты, принимают участие в деятельности общественных организаций, вступают в политические партии, религиозные группы т.п. У них очень интенсивная личная жизнь и широкий спектр различных видов деятельности. 2. Широкая сеть контактов. Это очень важная отличительная характеристика лидеров мнений. Речь идет не просто о знакомстве с большим количеством людей, они — ненасытные создатели огромных сетей контактов, любят и умеют их поддерживать, постоянно пополняя этот круг новыми людьми. 3. Заинтересованность в распространении полезных советов. Лидерам мнений нравится, когда к ним обращаются за советами и интересуются их мнением. Они осознают свою значимость в процессе улучшения качества жизни других. 4. Уверенность при формировании тренда. Так как лидеры мнений любят учиться, они обычно раньше других знакомятся с новыми технологиями. Если на рынке появляется новый продукт, они быстро определяют его эффективность, приобретают и начинают пользоваться. Например, персональный компьютер лидеры мнений приобрели лет пять раньше, чем остальные, точно так же раньше начали пользоваться Интернет, банкоматами, видеокамерами и т. п. Лидеры мнений являются хорошими индикаторами рыночных тенденций. Если новый продукт им понравится, значит, существует большая вероятность того, что эта новинка будет востребована всем рынком. И наоборот, если продукт не понравился, вряд ли рынок отнесется к нему по-другому. 5. Желание решать чужие проблемы. Лидеры мнения по своей сути являются теми, кто решает чужие проблемы. Одним из объяснений такого, странного хобби может быть следующее: лидеры мнений рассматривают любую проблему как возможность узнать что-то новое. Лидерами мнений рождаются или становятся? Исследования показывают, что в сегменте ЛМ довольно большая текучесть: одни попадают в эту категорию и остаются в ней на всю жизнь, другие задерживаются всего лишь на незначительное время. Достоверно известно, что часть сегодняшних лидеров мнений не будут ими уже через пару лет..

Гипотеза Э. Ноэль-Нойманн: «спираль умолчания».Индивид присоединяется к мнению «других», даже если он не согласен с ними. Эта «спираль умолчания») лежит в основе формирования общественного мнения.

Модели массовой коммуникации. Модель Лассуэлла: «кто, что сказал, посредством какого канала коммуникации, кому, с каким результатом».

Прикладные модели коммуникации — модели, которые отслеживают составляющие коммуникативной цепочки с целью прогнозирования новых эффективных коммуникативных действий.

Прикладная модель коммуникации по Шеннону: 1) техническая — точность передачи информации от отправителя к получателю. 2) семантическая — интерпретация сообщения получателем в сопоставлении с изначальным значением. 3) эффективность — результаты изменения поведения в связи с переданным сообщением.

пять моделей массовой коммуникации: 1) Источник информации; 2) Передатчик; 3) Канал передачи; 4) Приемник и конечную цель; 5) Расположенные в линейной последовательности (линейная модель).

В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник. Эти термины, с переменным успехом, применялись и метафорически в других коммуникативных системах.

Шеннон ввел еще понятия шума (энтропии) и избыточности.Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником.

Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию. Понятие же избыточности, повторения элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи, то есть, средства против энтропии, чаще всего демонстрируют именно на примере естественных человеческих языков.

Норберт Винер (отец кибернетики) дополнил модель Шеннона понятием обратной связи. Модель стала более динамичной.

Для того, чтобы модель коммуникации в большей степени соответствовала потребностям в других областях, помимо телеграфной, выдвигались и другие динамические теории коммуникации. Например, психологом Теодором М. Нькомом была разработана более подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников коммуникативного акта, в особенности в отношении их когнитивного, эмоционального и артистического аспекта.

Мак-Люэн определял массовую коммуникацию как главным образом визуальную. По его мнению, канал передачи во многом предопределяет и само сообщение.

Модель Якобсона.

В модели коммуникации по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода. Контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации.

В отличие от Якобсона — Соссюр предлагал изучать коммуникацию в контексте — в себе и для себя

95. Коммуникатор, сод., ауд. как составные части ком. цепи. Влияние каждого звена на эф-ть коммуникации.Личность в системе ком. Исходным понятием для изучения ком-й личности понятие «личность». Категория «личность» как философское, соц-ое, псих-е и лингв-е понятие раскрывает социально значимые кач-ва индивида. Множественность подходов и многообразие теорий и концепций личности раскрывает сложность проблемы обоснования социально значимых признаков личности. Множество теорий рассматривает личность как специфическое образование. Социологическая концепция личности сформировалась в конке 19 - в начале 20 века. Были разработаны: «теория зеркального Я», ролевая теория, личностные концепции необихевиоризма, теории референтной группы. Теория зеркального «Я» разрабатывалась американским социологом Ч. Кули (1864-1929). Потенциальная разумная природа индивидуального «Я» по его мнению приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. По Миду происхождение Я целиком социально, главная его характеристика - способность становиться объектом для себя самого, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов. Сторонники ролевой теории считали, что личность - есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Личностные концепции необихевиоризма рассматривали действие личности как совокупность социально приемлемых ответов на социальные стимулы. Ю. Н. Караулов по языковой личностью подразумевает «совокуп¬ность способностей и характеристик человека, обусловливаю¬щих создание и восприятие им речевых произведений (текс¬тов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действитель¬ности, в) определенной целевой направленностью». Караулов модели язы¬ковой личности выделяются три уровня: вербально-семантический; лингво-когнитивный и мотивационный. Вербально-семантическая, т.е. собственно языковая характеристика включает в себя определение всего запаса слов и словосочетаний, которыми пользуется личность в естественной вербальной коммуни¬кации. При этом обращается внимание на умение правильно использовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференци¬ации и вариативности, функционально-стилистической ценнос¬ти и на имеющие место нарушения нормативных правил словообразования, грамматики и произно¬шения. Когнитивная(познавательная) характеристика связана с интеллектуальным потенциалом личности, его познавательной деятельностью. У каждого сознании индиви¬дуума идеи представлены в виде иерархии системы ценностей. Личность проявляет себя и через использовании своих любимых разговорных формул, авторских речевых оборотов. Прагматическая характеристика раскрывает цели и за¬дачи коммуникации, интере¬сы, мотивы и коммуникативные установки. Мотивационный параметр, определяемый коммуникативны¬ми потребностями, занимает центральное место в структуре языковой и в целом коммуникативной личности. Он является сильным стимулом для коммуникативной деятельности и одновременно характеристикой индивида как коммуникативной личности. Коммуникативная личность представляет собой специфический социальный феномен. Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта. Харизма (греч. charisma - милость, божественный дар) понимается как исключительная одаренность, личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуаль¬ными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решитель¬ность, экспрессия и пр. Все эти качества характеризуют «харизматическую личность» — образ, формируемый и поддерживаемый средствами массовой информа¬ции по отношению к лидерам, претендующим на всеобъемлющую власть. У каждого коммуниканта вырабатывается свой собственный «коммуникативный стиль»: доминантный, драмати¬ческий, аргументативный, спокой¬ный, внимательный, открытый и пр. По социальной значимости функций можно выделить два типа коммуникативной личности: доми¬нантный и демократичный.К коммуникатору предъявляются высокие требования в профес¬сионализме, включающему коммуникативные умения¬ми, а также личностные качества. Коммуникатор, включенный в систему устного общения должен иметь хорошую дикцию, приятный тембр голоса, хорошо вла-деть фонационными коммуникативными средствами, передаю¬щими тональность сообщения и экспрессию. Возможности установления и поддержания контакта обуслов¬лены взаимодействием различных (пространственных, временных, психоло¬гических, социальных) условий общения. Коммуникативная компетентность актуализируется с учетом конкретных социальных условий коммуникации. Она является составным компонентом социального статуса. Можно выделить некоторые признаки социального статуса индивида по уровню его коммуникативной компетентности. Содержание и средства речевой коммуникации Символьная коммуникация определяется как использование слов, букв, символов или аналогичных средств для получения информации об объекте или событии. Такое широкое определение, включает в себя ряд составляющих понятий: семантика коммуникаций указывает значение слов и символов; синтаксис коммуникаций относится к на взаимосвязи между используемыми символами; прагматика коммуникаций раскрывает их результативность и эффективность при достижении определенных целей.Символы являются посредниками между сущностью явлений, смыслом и его образом, идеями, находящихся за пределами чувственного восприятия, с одной стороны, и отражением предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Типологии знаков строятся на разных осно¬ваниях. В соответствии с пониманием общей теории знака. Ч. Пирс различает три типа знаков: 1) иконический, действие которого основано на фак¬тическом подобии означающего и означаемого (рисунок чело¬века и сам человек), 2) индекс, действие которого основано на реальной смежности означающего и Означаемого (дым является индексом огня, бледность лица — индексом недомогания или страха), 3) и символ, действие которого основано на условной, установленной "по соглашению" связи означающего и означа-емого (кивок головой, как правило, обозначает утвердительный ответ, но у болгар это движение обозначает отрицательный ответ). Символ, скорее всего, обозначает не отдельный предмет или вещь, а род вещи.Самым простым знаком является иконический; сам по себе он не может передавать информацию и принадлежит прошлому опыту. Индекс по своей природе существует в настоящем опыте и способен передавать информацию. Ни иконические знаки, ни индексы не могут утверждать что-либо. Лишь символы благодаря своему общему значению, способны образовать суждение и, следовательно, могут воздействовать на мысли и поведение (продолжение)партнера, программируя таким образом будущее (действие, реакцию и т.п.). Выбор стиля общения зависит от индивидуально-типологических возможностей людей, вступающих во взаимодействие.. Особое значение в общение имеет устная речь и так называемая паралингвистическая система информации (язык мимики и жестов), в которой фиксируются определенные социальные значения. Система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, обусловлен¬ных правилами и нормами речи, принятыми в обществе, называется речевой деятельностью. Аудитория коммуникации. Из всех структурных компонентов СМИ именно аудитории посвя¬щено наибольшее число исследований. Это, безусловно, может служить своеобразным свидетельством ее весьма важной роли в процессах мас¬совой коммуникации. В современных условиях в исследованиях СМИ все чаще звучат голоса о необходимости рассматривать аудиторию не столько как объект воздействия, сколько как активного участника об¬щественного диалог. Для того чтобы этот диалог был действи¬тельно эффективен, необходимо хорошо знать особенности аудитории массовой коммуникации, включая и ее социально-психологические ха¬рактеристики.Напомним основные особенности аудитории СМИ, кратко изло¬женные в гл. 1. Аудитория СМИ: огромная, массовая; стихийная, неорганизованная, очень разнообразная по составу; непостоянная (в любой момент реципиенты могут подключить¬ся к каналу или отключиться от него); анонимная для коммуникатора; разобщенная в момент восприятия сообщений на множество не¬больших группы или отдельных лицне имеющая четких границ, но обладающая определенным рит¬мом. Ее состав и размеры как бы пульсируют в зависимости от временисуток, недели, месяцев и времен года.Аудиторию массовой коммуникации составляют отдельные люди, входящие в самые разнообразные большие социальные группы. Однако коммуникатор должен ориентироваться на социально-типические особенности вос¬приятия сообщений СМИ поскольку массовая коммуникация — это общение больших социальных групп, и аудитория при всей своей внешней неопределенности, анонимности и рассредоточенности обладает устойчивыми типическими групповыми характеристиками, зна¬ние которых особенно необходимо для эффективного функционирования каналов массовой коммуникации. Как отмечает Г, М. Андреева: «психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям этой группы» В исследованиях аудитории массовой коммуникации можно выделить несколько направлений: от чисто количественных подсчетов раз¬меров аудитории разных каналов и отдельных передач до весьма слож¬ного содержательного анализа аудитории.Барьеры коммуникации и искажение информации. Барьеры коммуникации – помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей. Это помехи, мешающие осуществлению контактов между коммуникатором и реципиентом. Барьеры возникают как в технической системе, так и в механизме общения. Барьеры коммуникации можно классифицировать по характеру действующих помех: 1.Технические помехи. Источником иаких помех является сам канал коммуникации (факс, телефон) когда в канале коммуникации появляются препятствия проходящему сигналу. Помехи могут полностью перекрывать канал коммуникации или же частично, искажая информацию или же усекая ее. 2. Психологические помехи связаны с отношениями между коммуникатором и реципиентом, их установками к каналу информации, способам, содержанию и форме сообщения 3.Психофизиологические помехи возникают из-за сенсорных способностей, особенностей человеческого восприятия, способности человеческого мозга к запоминанию и переработке информации. 4. Социальные помехи выражены в принадлежности коммуникантов к разным социальным группам, они обусловлены социальными нормами, запретами, ограничениями в получении информации. 5. Культурно-национальные причины. Особенности в межнациональных коммуникациях обусловлены различиями в традициях, нормах, ценностях, оценке различных форм коммуникаций, реакции на полученную информацию.6. Многие семантические проблемы (распознавание значения слов) исчезают, если вступая в общение (устное или письменное), необходимо сделать интерпретацию наименее редко используемых слов и терминов. Семантические барьеры возникают по причине придания неправильного значения используемым в коммуникациях символам (слова, рисунки, действия) т. е. вызваны несоответствием кодов, используемых сторонами коммуникации. 7. Фонетические барьеры - возникают на перцептивном уровне (от лат. Perceptio - «восприятие») и сигнификативном - иметь способность различать вышестоящие, значимые единицы.