logo search
gotovye_1-120_gosy

117. Публичные коммуникации, публичная сфера, публичный дискурс

Соц. коммуникация может иметь как публичный, так и непубл. Хар-р, соответственно можно говорить о публ. и непубл. коммуникациях. Публ. Коммуникации-вид коммуникаций, нацеленных на передачу инф., затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публ. статуса. Публичным признается статус, связанный с открытостью (в том числе способностью функционировать в пределах общедоступного дискурса и с ориентацией на общее благо/ общий интерес). Непубличная коммуникация имеет дело с информацией, у которой нет публичного статуса.Публичность определяется такими хар-ками соц. феномена (субъекта, объекта,действия), как:связь с к.-либо общностью людей, рассматриваемой в целом;реализация общих интересов;общеизвестность.На протяжении всей челов. истории сфера публ. Комм-ции функционировала как сфера, где зарождались и реализовывались практики, кот. сегодня могут рассматриваться как предшественники и прототипы СО, как протоформы ПР.Где функционируют публ. коммуникации? Функционирование публ. коммуникаций оказывается возможным в так называемой публ. сфере. Понятие «публ. сфера» было введено нем. ученым Ю. Хабермасом. Публ. сфера-это то доступное для граждан «место», где формируется общ. мнение. Такое мнение оказывается мнением отдельных граждан, личностей, с одной стороны, собравшихся «на публике» для обсуждения задач и целей общественного «звучания», важности, а с другой - желавших защитить в какой-то мере свои, прежде всего эконом. (а позднее и политические), интересы.В эпоху Просвещения образованные люди читали газеты, обменивались книгами, дискутировали, и происходило это в кафе, литер. салонах, театрах - в публичных, общ. местах, где формировалось некое общ. суждение, противопоставлявшееся мнению государственному, власти государства.Франц. исследователь Д. Вольтон, наоборот, считает публ. сферу категорией символической. Именно в этой символ. сфере проявлялись противоречия в суждениях опред-х кругов общественности -политиков, общ. и религ. деятелей, интеллектуалов и представителей культ. элиты общества. Однако суждение Вольтона в целе-установке понятия «публ. сфера» близко к пониманию этого концепта Ю. Хабермасом: именно в этом пространстве формируется система общ. ценностей, общ. мнение.Если Хабермас предлагает демаркацию между приватной и публ. сферами (мы можем назвать такую демаркацию прежде всего горизонтальной, проводимой в определенном синхронном срезе), то Вольтон пишет о четком отделении друг от друга сфер иного рода: общей, публ. и полит.; такая демаркация представляется нам вертикальной, эволюционной. Общая сфера, по мнению Вольтона, - это первичное общественное (социальное) пространство, определяемое прежде всего различного рода коммерч. обменами. Это одновременно и физич.пространство, очерченное физической территорией, и символическое, определяемое своего рода цеховой солидарностью коммерсантов. Публ. сфера изначально является также пространством физическим (это улица, площадь - общедоступное место), от которого она «отделяется» в эпоху Просвещения.Публичная сфера порождает сферу политики, функционировавшей, как мы знаем, в античных государствах прежде всего в виде публичной речи. Публ. речь произносится в конкретном, определенном для этого месте. Однако полит. сфера не предполагает дискуссий (в широком смысле этого слова) ради дискуссий, а предназначена для принятия определенных общественных решений.Суммируя свое представление о составляющих публ. сферы, Вольтон дает такую их краткую хар-ку: общая сфера предполагает некое движение, коммерч. обмен; публичная - дискуссию, обсуждение; политическая - принятие определенного решения.Понятие «публ. сфера» по отношению к современности в трактовке западных исследователей выглядит след. образом: публ. сфера -это определенное пространство (место), в кот. различные социальные системы, правительство, партии, профсоюзы, массмедиа ведут общественную дискуссию и могут вступать в опред. оппозицию.Публ.сфера возникла как противопоставление приватной сфере. Существует, однако, мнение, согласно кот. сегодня наблюдается процесс некоторого размывания пуб. сферы. Так, один из видных франц. исследователей коммуникаций Д. Буню указывает на определенные признаки видоизменения совр. Публ. сферы: во-первых, это повсеместное внедрение массмедиа как элемента публ. сферы в частную (приватную) сферу индивида, во-вторых, срастание эконом. рынка и рекламы, когда пуб. сфера оказывается под давлением экономики. Буню указывает также на модернизацию СМК, способствующую своего рода «замиранию» коммуникации как двустороннего информационного обмена: адресат чаще всего становится только получателем коммуникационного послания. Наконец, публичная сфера дезинтегрируется на целевые группы потребителей, где каждый потребитель имеет «свой» канал - «свое» СМК.Как пишет франц. исследователь Д. Вольтон, «нет демократии без публичной сферы». По его мнению, публичная сфера есть прежде всего демократия в действии, что выявляется в противопоставлении интересов, взглядов, идеологий различных субъектов. Однако публичная сфера не возникает при наличии свободной прессы, самой свободы слова- она возникает тогда, когда в обществе появляются более или менее самост. индивиды, способные составить собст. мнение о чем-либо и, что важно, умеющие определенным образом публично представлять собственное суждение. Субъектное пространство публичной сферы (сферы пуб. жизни) составляют два вида субъектов - субстанциональные и институциональные. Субстанц. субъекты - это различные индивиды и их общности, институц. – соц. организации и соц. институты. Общественность образуется из субстанциональных субъектов.Итак, публичная сфера - признак демократического общества, предполагающего возможность свободного обмена мнениями между его членами. Публичные коммуникации возникают, формируются и функционируют в обществах, где возможно существование публичной сферы. Очень часто в тоталитарных системах публичные коммуникации изначально заменяются политической пропагандой, которая в таком обществе являет собой единственную форму информирования общественности.В обществе, построенном по демократич. принципу, гос. органы и организации стараются всесторонне оптимизировать свой имидж, активно включаясь в так называемый публичный дискурс.Публичный дискурс есть производное от дискурса - одного из понятий, связанных с теорией речевых актов, с лингвистикой текста, с подходом к речи как к социальному явлению.Дискурс - «вид речевой коммуникации, основанный на обсуждении и обосновании любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников»; «социальный процесс, в который включен текст». Дискурс может быть координирующим (координирующим информацию), комплементарным (приобретающим дополнительную информацию), компететивным (стремящимся переубедить).Дискурс функционирует как продукт публичного аргументированного обсуждения той или иной проблемы, имеющей в своем основании текст или, шире, любое опирающееся на какой-либо языковой носитель сообщение. Таким образом, публичным будет считаться дискурс, имеющий публичный статус.В крупных европейских государствах (а Россия в данном случае повторяет их развитие) публичные коммуникации зарождаются, формируются прежде всего в публичной сфере в качестве коммуникации определенных социальных групп и институтов, в основном как коммуникации между государством и общественностью.Подводя итог, можно сказать, что публичная сфера - это «сфера обитания» связей с общественностью, которые могут развиваться и существовать лишь в государствах с развивающейся и развитой демократией.Связи с общественностью как специфические коммуникации, целью которых является установление диалогических отношений между различными группами общественности, различными субъектами публичной сферы, - это своего рода система коммуникационных техник и технологий, предназначенных для оптимизации коммуникационной среды базисных субъектов ПР.