114. Пиарология как наука; ее основные характеристики.Предмет и объект пиарологии.
Сегодня статус паблик рилейшнз как науки признается далеко не всеми учеными.. Существует мнение, что наука о PR не может быть самостоятельной и самодостаточной в силу того, что базируется на других дисциплинах -социологии, психологии, теории коммуникации, теории журналистики и др.
Однако существование самостоятельного профессионального вида деятельности, признанной государством профессии, наличие образовательных структур, дающих образование по специальности, требуют и наличия особой науки, которая должна отражать сущностные характеристики этой деятельности, ее закономерности, механизмы функционирования.Налицо логическое несоответствие, когда одним и тем же словосочетанием (паблик рилейшнз) обозначают разные сущности - деятельность и науку. Поэтому принципиально важно отделять связи с общественность как деятельность от науки о PR.
"'Наиболее последовательно пиарологию как науку отстаивает Петербургская школа PR. (её представители, собственно, и предложили название «пиарология»).
Пиарология является наукой о закономерностях, принципах и механизмах формирования и функционирования связей с общественностью как совокупности социальных коммуникативных практик.
Основные характеристики пиарологии заключаются в следующем:
1)это формирующаяся наука, находящаяся на стадии своего становления. По ряду измерений она еще не отделилась от практики и в некоторых своих предметных разделах находится в эмбриональном состоянии.
2)сущностная характеристика науки о связях с общественностью заключается в том, что это - социальная наука, т. е. научная дисциплина, относящаяся к континууму (циклу) наук, изучающих общество.
3)пиарология является информационно-коммуникативной дисциплиной, принадлежащей к сообществу социальных наук. Основанием, на котором строятся все теоретические конструкции PR, является информация.
4)пиарология является наукой прикладной ориентации, она может рассматриваться как технологическая дисциплина.
Одной из самых сложных проблем в любой науке является определение ее объекта и предмета. Объектом познания является все то, что подлежит исследованию в качестве объективной реальности. При определении объекта ' исследования (науки) «та или иная часть объективной реальности (общество, культура, человек) исследуются не целиком, а лишь с той стороны, которая является спецификой данной науки... Предмет науки - это воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Предмет любой науки - это не просто некое явление, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить те закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки и никакой другой».
Еще в первое десятилетие существования российского PR петербургский исследователь Л. Э. Варустин предмет науки о PR определял как «связи, которые возникают между двумя сторонами (субъектами общественных отношений) на основе общих интересов и потребностей и которые осуществляются и поддерживаются при помощи постоянно действующих контактов и общения».В 1999 г. М. А. Шишкина в качестве объекта пиарологии как социальной науки выделила социальную реальность. Предмет пиарологии определялся ею следующим образом: «Паблик рилейшнз, понимаемый как совокупность социальных практик, направленных на производство и воспроизводство эффективных публичных дискурсов и оптимизацию информационных взаимодействий между социальными субъектами и их целевыми группами». Уточнения в рассуждения М. А. Шишкиной об объекте и предмете науки о связях с общественностью как социальной науки были позже внесены петербургским ученым С. М. Емельяновым.
В определении предмета ключевым явл. понятие «социальная коммуникативная практика», фиксирующее в своем содержании два взаимосвязанных сущностных момента. Во-первых, это понятие предполагает коммуникативное взаимодействие между социальными субъектами, а во-вторых, такое взаимодействие носит организованный и целенаправленный характер. Иначе говоря, социальная коммуникативная практика как сложный социальный феномен подчинена определенным законам и закономерностям, которые и могут быть предметом исследования науки пиарологии.
Объектом пиарологии является совокупность социальных коммуникативных практик, а ее предметом - закономерности, принципы и механизмы формирования и функционирования связей с общественностью как социальных коммуникативных практик.
С объектом и предметом науки непосредственно связаны ее задачи, отражающие актуальное состояние и уровень ее развития. Эти задачи можно разделить на фундаментальные, прикладные и технологические.
Фундаментальные задачи:
- исследования в области истории и перспектив развития PR;
- уточнение содержания предмета пиарологии по мере усложнения практики PR;
- разработка методологических основ пиарологии, ее связей с другими науками, методологии PR-исследований;
- обобщение опыта европейских паблик рилейшнз;
- создание и легитимизация единого профессионального лексикона, глоссария;
- развитие отраслевых дисциплин пиарологии;
- разработка и обоснование теоретических основ PR -деятельности в различных сферах.
Прикладные задачи:- 1)обобщение регионального опыта;- перевод и комментарий качественных европейских пособий;- 2)определение перспектив создания и внедрения новых PR-технологий;- 3)анализ и оценка социальных и социально-политических последствий реализации PR-проектов, а также применения тех или иных PR-технологий.
Технологические задачи:- развитие отечественных научных школ;- создание научной специальности.
- 3. Позиционирование. Порождение позитивных контекстов. Возвышение имиджа. Антиреклама. Отстройка от конкурентов. Контрреклама.
- 5. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью. Принципы со. (Области применения пр).
- Функции сбора и анализа информации. Функции распространения информации. Функции поддержания доброжелательных отношений организации, лидера с общественностью
- 8. Требования к личным качествам специалистов по пр.
- 9. Цикл race
- 10. Понятия «целевая аудитория», «ключевая аудитория», «конечный потребитель», «лидеры общественного мнения» в со. Типология групп общественности.
- 11. Содержательные модели пр-деятельности. Пр в системе имк. 4п. Инструменты продвижения
- 14. Оперативные и рабочие документы в со. Рабочие мероприятия в со.
- 15. Предыстоки со. Пр в разные исторические эпохи. Элементы пр в библии. Пр в сша. Со в России.
- 18. Общие правила подготовки рr-текстов.
- 19. Пресс-релиз. Достоинства пресс-релиза. Треб-ия к содержанию.
- 22. Исследовательско-новостные жанры pr- текстов
- 23. Исследовательские жанры pr – текстов.
- 24. Фактологические жанры pr – текстов
- 25. Образно-новостные жанры пр-текстов.
- 26. Комбинированные тексты.
- 27.Медиатексты.
- 28. Смежные pr- тексты.
- 30. Нейминг
- 31. Брендинг
- 32. Сущность и отличительные особенности технологий в связях с общественностью. Формирование технологий со. Технологическая цепочка.
- 33. Внутрикорпоративный пиар.
- 34. Этапы развития политический пр стратегий. Сравнит. Х-ка выборов ссср, России, сша. Избират. Технологии.
- 36. Социальный пр. Благотворительность. Франдрайзинг. Лоббирование.
- 38. Методы атаки в черном пиаре. Метод компромата, плохой похвалы, двойных аудиторий, виртуальных понятий. Защита.
- 39. Элементарные операции со. Присоединение. Изменение отношений.
- 40. Механизмы управления новостной информацией. Приемы конструирования новостной инфы. Продвижение новостей. Спин- доктор. Этапы менеджмента новостей.
- 41. История контент-анализа. Принципы контент-анализа. Сфера применения контент-анализа.
- 42. Классификация маркетинговых исследований. Этапы процесса маркетинговых исследований.
- 43. Социологические и социально-психологические исследования в пр.
- 45. Кеативные технологии. Закон Парето. Нестандартные приемы решения задач. Нлп.
- 46. Информационные войны.
- 47. Определение пр-кампании. Типы пр-кампаний – по планируемости и по сроку действия. Позитивные, негативные и позитивно-негативные пр-кампании. Пр-кампания и пр-акция.
- 48. Кризис и конфликт. Уп-е криз. Сит-ми. Осн. Разделы кризис-мен-та. Криз. План и команда экстренного реагирования.
- 49. Виды пр отделов. Статус корпоративных со. Проф. Требов-я к корпоратив. Пр-спецам.
- 50. Риторический канон как основа пр-текстов.
- 51. Речевая агрессия и способы ее нейтрализации.
- 52. Манипулятивные технологии.
- 53. Социальные роли журналистики.
- 54. 3Арождение журналистики в России.
- 55. Типологии сми
- 56. Жанры журналистского творчества.
- 59. Информационное общество.
- 61. Структура и типология современного радиовещания.
- 62.Специфика организационной структуры и жанрового разнообразия тв современного периода.
- 64.Типологические характеристики информационных агентств.
- 65. Информационно-коммуникативные средства внутриорганизационного характера.
- 66. Корпоративная газета.
- 67. Виды печатных средств организационной коммуникации.
- 68. Интранет как специфический вид внугриорганизационных коммуникаций.
- 69. Основные принципы газетного дизайна
- 70. Печатный процесс и форматы газетной бумаги
- 71. Система жанров фотожурналистики.
- 73. Социальные функции рекламы.
- 75. Структура рекламного рынка.
- 76. Средства распространения рекламы.
- 77. Виды и функции рекламных агентств. Рекламные агентства.
- 79. Виды классификаций рекламы.
- 80. Стилевые принципы рекламного текста. Эмоционально-экспрессивный код
- 81. Социальная и политическая реклама.
- 82. Жанры печатной рекламы.
- 83. Общая характеристика современного состояния государственной пресс-службы.
- 84. Основные цели и задачи пресс-службы.
- 85. Формы взаимодействия со средствами массовой информации.
- 86.Структура пресс-службы как административного элемента. Функции пресс-секретаря. Структура пресс-службы.
- 87. Специфика работы отделов пресс-службы.
- 88. Ресурсное обеспечение работы пресс-службы.
- 90. Организация работы пресс-центра
- 91. Типовая схема структуры пресс-службы руководителя региона.
- 92. Критерии выбора сми для установления связей с общественностью.
- 93. Возникновение массовых коммуникаций в обществе: функциональный подход. Технологические и социальные революции как факторы изменений в средствах и функциях массовой коммуникации.
- 94. Представление о коммуникации как о процессе. И структуре. Одноступ. И двуступ. Лидеры мнений.
- 96. Понятие языка коммуникации. Семиотика языка: синтактика. Семантика, прагматика.
- 97. Психология процесса коммуникации.
- 100. Психол-ие исследования мас.Ком-ции: имидж коммуникатора, психол-ие аспекты изучения аудитории.
- 101. Роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума. Социальные функции мас. Ком-ции.
- 104. Определение и социальные функции коммуникационного менеджмента. Сфера применения коммуникационного менеджмента. Внешние и внутренние коммуникационные организации.
- 106. Коммуникационный менеджмент в промышленном и коммерческом секторе. Отношения с клиентами, конкурентами, инвесторами. Спонсорство.
- 110. Научные проблемы коммуникационного консалтинга и типология коммуникаций в коммуникативном консалтинге.
- 111. Стили коммуникаций в системе консалтинга. Типологии коммуникаций и управление персоналом.
- 112. Структура коммуникационного процесса в системе управления и особенности передачи информации. Средства и каналы коммуникации в управленческом консультировании.
- 114. Пиарология как наука; ее основные характеристики.Предмет и объект пиарологии.
- 115.Компетенция специалиста по связям с общественностью
- 1. Социально-личностные компетенции специалиста по со:
- 2. Общепрофессиональные:
- 116.Творческий потенциал коммуникативного и информационного компонента pr -деятельности
- 117. Публичные коммуникации, публичная сфера, публичный дискурс
- 118.Методы и функции теории pr
- 119.Коммуникативная компетентность pr-cпециалиста
- 120. Ценностный смысл творчества