logo search
gotovye_1-120_gosy

116.Творческий потенциал коммуникативного и информационного компонента pr -деятельности

Коммуник. компонент.Под твор-вом понимается чел. актив­ность, осуществляющаяся в ситуациии выбора 1 из нескольких альтерна­тив, ведущая к созданию чего-либо нового и ценного и эмоционально окра­шенная. Коммуник. и инф. ком­поненты совершенно неразрывны.Структурн. ядром общения явл. общ. межличностное, именно оно обладает множеством потенциальных творч. возможностей, кот. могут и должны быть реализованы в PR-деятельности, поэтому нужно рассмотреть именно это структурн. ядро.В норм. общении заложено пред­положение об исходной неидентичности субъектов коммуникации. Общение предполагает непохожесть людей друг на друга. Вследствие такой неидентичности коммун. пространство объектов ,общение не может совпадать, а находится в степени пересече­ния. Полное отсутствие обл-ти пересечения сделает общ. невозможным, а полное наложение сделает общение бессодержательным .В акте общ. присутствуют две проти­воборствующие тенденции:стремление к облегчению по­нимания и стремление к увеличению ценности сообщения, что связа­но с тенденцией максимально увеличить различие между коммуникантами. Между субъектами коммуникации образуется поле высокого напряжения, каждая точка которого может стать поворотным пунктом в про­цессе общения и, соответственно, обеспечить новый результат. Поле высокого напряжения содержит огромный творч.потенциал, от осознания и использования которого коммуникантами зависит успешность акта общения. Ценность общения связана не с пересекаю­щимися областями коммуникат. пространства, а с передачей инф. между непересекающимися областями. Наиб. творч. потен­циалом обладают именно эти области непересечения, т.к. они явл. Наиб. источником напряжения и неожиданных ситуаций. Чем более непохожи друг на друга люди, тем более ценные и интересные смыслы может порождать их общение, хотя прямо пропорцио­нально этому возрастает и опасность полного провала коммуникации. Исход кажд. акта общения зависит от множества субъективных и объек­тивных факторов. Тождественных актов общения между теми же субъектами в разное время не может быть в принципе.Это обусловлено тем, что ни один чел. не бывает тождественным самому себе в разн. моменты времени. Творч. подход к общ. требует сильно развитой эмпатии, т.е. спо­собности «почувствовать» др. чел., его настр-е и расположен­ность к общ., предвосхитить возм. интересные, но и опасные по­вороты в акте общения, позволить или не позволить идти процессу в том или ином направлении. Самым ценным может оказаться не желаемый результат, а неожиданный «побочный продукт» - какие-то неожиданные смыслы и отношения между людьми.Еще больше творч. возможностей содержит коммуникативное про­странство общения между несколькими субъектами. Ко­личество таких возможностей до опр. момента находится в прямой зависимости от кол-ва участников общ-я. Оптимальное кол-во коммуникантов зависит от множества факторов, в частности от целей данно­го акта общения. Слишком большое кол-во уч-ков общ. может привести к распаду коммуникации, творч. потенциал начнет резко снижаться. В качестве идеальн. модели полилога можно представить звучащий оркестр. Гл. особенность PR-общения закл-ся в том, что его субъекты представляют в нем по преимуществу не самих себя, а опр. группы или институты. Элементы этого «представительского» общ. входят в лю­бое межличностное общ-е независимо от меры осознания этого факта коммуникантами. Уч-ки представительского общения выступают в оп­р. ролях, от успешности исполнения кот. зависит исход пере­говоров между нек. соц. силами, группами общ-ти. Этот факт одновр. и снижает, и повышает творч. возможности ак­та общения. Субъект общ-я вынужден ограничивать себя, выбирая ситуации, ко­т. не противоречат интересам той группы, кот. он представляет. Исп-е роли требует высокого творческо­го напряжения, т.е.эта роль накладывается на личность коммуникатора, заставляя её приспосабливаться к новым усл. и не терять при этом свое­образия. Большим творч. потенциалом обладает и социо­культурный опыт группы, кот. представляет участник общения,.Необязательно рассм. всю коммуникативную деятельность специалиста СО как в полной мере творческую. Следует понимать, когда и где важно получить качественно новый результат, а где важно просто передать и полу­чить инф-ю. Чтобы уловить нужную меру этого соотношения, нужны опред. творческие способности: интеллектуальная гибкость и зоркость,чувствительность к нестандартным ситуациям, развитая интуиция и эмпатия.Инф. Компонент..Целью деят-ти по СО явл. Уст-е доверия, взаимопонимания и сотруднич-ва между разл.группами общест­-ти. Достижение цели обеспеч-ся постоянно циркулирующими между группами потоками инф.. Инф., поступившая из внешн. среды в орг-ю, анализируется, потом внешн. среду посылается инф-я. Эта инф. не м.б. объективной и бесстрастной,,она структурируется и акцентируется в соответствии с поставленной задачей и отражает не реальное положение вещей, а опр. угол зрения на него. Формируя и поддерживая общ. мнение относитель­но какой-либо орг-ии или политич. фигуры, специалист по СО работает на создание имиджа. Нужно разделять «имидж» и «образ». Образ, как и имидж, являясь представлением об объекте, обладает высокой степенью субъективности, способен меняться в завис-ти от внешн.обстоятельств и внутр. состояний субъекта, развиваться, обладает большим творч. потенциалом. Имидж обладает заданностью, своеобразной объективной субъективностью, т.е. навязанной субъективностью - задача имиджмейкеров создать у аудитории впечатление, что предлагаемый ими образ рожден субъективно в восприятии каждого. Имидж-навязанный определенным углом зрения образ, а по­скольку он навязан, возможность его творч. развития исключается.Переструктурирование и переакцентирование инф., формирование имиджа, конструирование мифа - это элементы одной системы создания не­коего вымышленного мира, мира фикций, иллюзий, «симулякров». широко продуцируемого в СМИ. Этот мир моделирует систему чел. взаимоотношений в общ-ве, в семье, способствует усвоению человеком стереотипных соц. ролей и может разрушительно действовать на личность, подавляя творч. начало, свободную личн. инициативу творить свою жизнь, ори­ентируясь на собств. ценностные установки. При использовании образов и сюжетов культуры и искусства рекламные и PR-технологии - это технологии, не оставляющие места для творч., т.к. они направляют эти образы и сюжеты в жестко за­данное русло, сводят все многообразие их смыслов к одному, сугубо утили­тарному, делая невозможным творч. обогащение их субъективными ас­социациями. Такой прагматический подход связан с самой природой специфич. коммуникативной деятельности. Организовывая презентации, создавая рекламн. и PR-тексты, специалисты по СО не ставят перед собой задачу создания произведения искусства.1 из вариантов решения этой проблемы м.б. ориентация та­кого рода коммуникативной деятельности на своеобразный условный мир игры. Осознание чел. своей включенности в пространство игры осво­бождает его от излишней серьезности, от опасности принять вымышленный, иллюзорный мир за подлинный. Если игра нравится, чел. принимает ее условия и правила, сохраняя при этом свое «Я», иногда и развивая свою личность. Если игра не нравится личность человека в этом случае оказывается не задетой. Одно из главных свойств социальной игры - ее внеинтеллектуальность и внеэтичность. Игра не может быть ни нравственной, ни безнравственной. Но игра может оцениваться с эстетич. позиций и уже поэтому со­держит опр. этический потенциал. Эстетич. нагруз­ка вводит игру в культуру игра,порождает красоту, ценность этой игры для куль­туры становится очевидной. Большинство явл. человек сознательно или подсознательно оценивает первоначально с эстетич. точки зрения,а потом дает им этич. и правовую оценку.Красивая игра способна решить непосредст. коммуникативные задачи и обогатить при этом чел. личность, а для того чтобы сделать ее красив., не­обходимы больш. Творч. усилия. К красив. игре можно прийти раз­н.путями. Для нашей культуры наиб. плодотворным м.б.ис­п-е приема иронии при созд-и, напр., рекламн. текстов. Системообразующим фактором PR-деят-ти как ин­формационно-коммуникативной явл. ее высокий творч.потенциал.,необходимо суметь его реализовать.