logo search
gotovye_1-120_gosy

46. Информационные войны.

Информационные войны как явление формировались вместе с развитием общества.

Как свидетельствует Плутарх, ещё Ганнибал любил рассылать поддельные письма с ложной информацией. В годы Второй Мировой войны разложением боевого духа против­ника и укреплением патриотизма занимались уже специальные подразделения. Впослед­ствии информационной войной стали считать противоборство между государствами в ин­формационном пространстве с целью нанести ущерб информационным системам, процес­сам и ресурсам, критически важным структурам (информационно-техническая война), по­дорвать политическую и социальную систему другой стороны. Сюда же включалась мас­сированная психологическая обработка личного состава войск и населения с целью деста­билизации общества и государства (информационно-психологическая война).

Сегодня термин «информационная война» используется в двух смысловых вариантах. В широком смысле: для обозначения противоборства и информационной сфере и СМИ для достижения различных целей. В более узком смысле: как действия для достижения пре­имуществ при сборе, обработке и использовании информации в военной сфере.

Г.Г.Почепцов предлагает понимать под информационной войной коммуникативную технологию воздействия на. массовое сознание со стратегическими и тактическими целя­ми. Смысл такой войны заключается в изменении картины мира в сознании целевой ауди­тории.

Стратегия информационной войны строится на 2 фазах: сначала массированный сброс информации проталкивает сообщение в сознание людей в точке уязвимости, а затем в сознании начинает разрушаться старая картина мира и формируется новая.

Часто средством активизации психических процессов служит негативная информация. Психика человека базируется на процессах раздражения и торможения, поэтому техноло­гия информационной войны строится на распространении дестабилизирующей и отвле­кающей информации. Дестабилизирующая информация обращается к чувству самосохра­нения людей и к инстинктам толпы.

Отвлекающую информацию используют для предотвращения возможных действий лю­дей или отвлечения их внимания от действий, совершённых в прошлом. Таким же спосо­бом отвлекают внимание от поиска информации, (пример: переименования Дня Великой октябрьской социалистической революции в День согласия и примирения, а затем объяв­ление 7 ноября рабочим днём и внедрение нового праздника - Дня единения 4 ноября).

Информационная война часто предшествует незаконному слиянию или поглощению предприятий, недвижимости и другой собственности - рейдерству. Специалисты выделя­ют пять признаков рейдерской атаки: I) акционеры получили пустые заказные письма; 2) на предприятия зачастили проверки; $) неизвестные люди дорого скупают акции у работ­ников; 4) поступает предложение о продаже предприятия; 5) в СМИ появляются статьи о нарушениях прав акционеров.

2. Приемы распространения негативной информации.Отличительная черта информационной войны - скрытые цели и источники распростра­няемой информации. Цели войны вытекают из причин конфликта (чаще всего это недоб­росовестная конкуренция- стремление монополизировать рынок товаров, услуг и идей за счёт устранения или поглощения конкурентов). Поэтому инициаторы конфликта предпо­читают скрывать истинные цели за благозвучными лозунгами.Как правило, противостояние в информационном поле начинается с публикации мате­риала, содержащего негативные сведения об организации к её руководителях, что легко обнаруживается с помощью Контент-анализа. Однако такая публикация ещё не говорит о начале информационной войны - это может быть выражение мнения местного сообщества о деятельности организации. Такие публикации помогают корректировать политику и имидж организации.Согласно Закону о СМИ журналист не обязан раскрывать свои источники информации. Это помогает прессе освещать проблемы коррупции, криминала. Чаще же отсутствие ссылки на источник служит верным признаком информационной атаки. Для сокрытия ис­точников информации используется несколько приёмов.

1.Негативная или нелегально добытая информация размещается в газете-однодневке тиражом до 999 экземпляров (не регистрируется). Их редакции невозможно разы­скать, но остальные СМИ перепечатывают материал со ссылкой на них.

2.Фабрикация фальшивого номера известного издания. Этот вариант повышает дове­рие читателей к общению, но часто оборачивается грандиозным скандалом.

3. Листовки.

4. Электронные сайты.

5. Иногда сомнительную информацию вбрасывают через интерактивные рубрики со­лидных сайтов, такие, «форум», «чат» и т.д.

В информационной войне противники могут использовать специальные мероприятия. Они могут быть как реальными, так и виртуальными

3. Методы информационной зашиты

Важное средство информационной защиты - конкурентная разведка, бенч маркетинг§, т.е. сбор и анализ информации о деятельности конкурентов и партнёров. На Западе это уже неотъемлемая часть рыночной стратегии и официально практикуется более 20 лет.

Конкурентная разведка ведётся законными методами, сходными с методами военных разведчиков, которые 95% информации получают из открытых источников, 4% - из полу­официальных и всего 1% - из секретных.

Поэтому большую часть информации получают из специализированных изданий, кор­поративных отчётов, маркетинговых исследований и официальной статистики. Сведения об интересующей компании, включая копии учредительных документов, можно получить в Едином государственном реестре юридических лиц. Информацию, касающуюся баланса, отчёта о прибылях и убытках, размера и состава основных оборотных средств, количества работников можно заказать в отделении Госкомстата.

Широко распространён такой способ получения информации, как фиктивная вакансия. Компания якобы подбирает себе специалиста и предлагает соискателю лучшие условия, чем у конкурентов. Затем в ходе интервью с соискателями собирается информация о кон­курентах.

К разведке примыкает деятельность по защите информации. Для такой работы необхо­димы специальные технические знания. Часто устанавливают ограничения доступа к ба­зам данных с помощью структуризации уровня ответственности и введения паролей. *

Однако главное средство информационной защиты - принцип социальной ответствен­ности организации. В качестве инструмента выступает социальный отчет. По сути дела, -этот документ - инвестиция ц репутацию организации, информирование общественности о вкладе организации в благосостояние страны и обеспечение прозрачности ее деятельно­сти- цель отчёта: изменение отношений общества к какой-либо проблеме, а в долгосроч­ной перспективе - и выработка новых социальных ценностей и приоритетов развития страны, а также взаимодействие с международным сообществом.