46. Информационные войны.
Информационные войны как явление формировались вместе с развитием общества.
Как свидетельствует Плутарх, ещё Ганнибал любил рассылать поддельные письма с ложной информацией. В годы Второй Мировой войны разложением боевого духа противника и укреплением патриотизма занимались уже специальные подразделения. Впоследствии информационной войной стали считать противоборство между государствами в информационном пространстве с целью нанести ущерб информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам (информационно-техническая война), подорвать политическую и социальную систему другой стороны. Сюда же включалась массированная психологическая обработка личного состава войск и населения с целью дестабилизации общества и государства (информационно-психологическая война).
Сегодня термин «информационная война» используется в двух смысловых вариантах. В широком смысле: для обозначения противоборства и информационной сфере и СМИ для достижения различных целей. В более узком смысле: как действия для достижения преимуществ при сборе, обработке и использовании информации в военной сфере.
Г.Г.Почепцов предлагает понимать под информационной войной коммуникативную технологию воздействия на. массовое сознание со стратегическими и тактическими целями. Смысл такой войны заключается в изменении картины мира в сознании целевой аудитории.
Стратегия информационной войны строится на 2 фазах: сначала массированный сброс информации проталкивает сообщение в сознание людей в точке уязвимости, а затем в сознании начинает разрушаться старая картина мира и формируется новая.
Часто средством активизации психических процессов служит негативная информация. Психика человека базируется на процессах раздражения и торможения, поэтому технология информационной войны строится на распространении дестабилизирующей и отвлекающей информации. Дестабилизирующая информация обращается к чувству самосохранения людей и к инстинктам толпы.
Отвлекающую информацию используют для предотвращения возможных действий людей или отвлечения их внимания от действий, совершённых в прошлом. Таким же способом отвлекают внимание от поиска информации, (пример: переименования Дня Великой октябрьской социалистической революции в День согласия и примирения, а затем объявление 7 ноября рабочим днём и внедрение нового праздника - Дня единения 4 ноября).
Информационная война часто предшествует незаконному слиянию или поглощению предприятий, недвижимости и другой собственности - рейдерству. Специалисты выделяют пять признаков рейдерской атаки: I) акционеры получили пустые заказные письма; 2) на предприятия зачастили проверки; $) неизвестные люди дорого скупают акции у работников; 4) поступает предложение о продаже предприятия; 5) в СМИ появляются статьи о нарушениях прав акционеров.
2. Приемы распространения негативной информации.Отличительная черта информационной войны - скрытые цели и источники распространяемой информации. Цели войны вытекают из причин конфликта (чаще всего это недобросовестная конкуренция- стремление монополизировать рынок товаров, услуг и идей за счёт устранения или поглощения конкурентов). Поэтому инициаторы конфликта предпочитают скрывать истинные цели за благозвучными лозунгами.Как правило, противостояние в информационном поле начинается с публикации материала, содержащего негативные сведения об организации к её руководителях, что легко обнаруживается с помощью Контент-анализа. Однако такая публикация ещё не говорит о начале информационной войны - это может быть выражение мнения местного сообщества о деятельности организации. Такие публикации помогают корректировать политику и имидж организации.Согласно Закону о СМИ журналист не обязан раскрывать свои источники информации. Это помогает прессе освещать проблемы коррупции, криминала. Чаще же отсутствие ссылки на источник служит верным признаком информационной атаки. Для сокрытия источников информации используется несколько приёмов.
1.Негативная или нелегально добытая информация размещается в газете-однодневке тиражом до 999 экземпляров (не регистрируется). Их редакции невозможно разыскать, но остальные СМИ перепечатывают материал со ссылкой на них.
2.Фабрикация фальшивого номера известного издания. Этот вариант повышает доверие читателей к общению, но часто оборачивается грандиозным скандалом.
3. Листовки.
4. Электронные сайты.
5. Иногда сомнительную информацию вбрасывают через интерактивные рубрики солидных сайтов, такие, «форум», «чат» и т.д.
В информационной войне противники могут использовать специальные мероприятия. Они могут быть как реальными, так и виртуальными
3. Методы информационной зашиты
Важное средство информационной защиты - конкурентная разведка, бенч маркетинг§, т.е. сбор и анализ информации о деятельности конкурентов и партнёров. На Западе это уже неотъемлемая часть рыночной стратегии и официально практикуется более 20 лет.
Конкурентная разведка ведётся законными методами, сходными с методами военных разведчиков, которые 95% информации получают из открытых источников, 4% - из полуофициальных и всего 1% - из секретных.
Поэтому большую часть информации получают из специализированных изданий, корпоративных отчётов, маркетинговых исследований и официальной статистики. Сведения об интересующей компании, включая копии учредительных документов, можно получить в Едином государственном реестре юридических лиц. Информацию, касающуюся баланса, отчёта о прибылях и убытках, размера и состава основных оборотных средств, количества работников можно заказать в отделении Госкомстата.
Широко распространён такой способ получения информации, как фиктивная вакансия. Компания якобы подбирает себе специалиста и предлагает соискателю лучшие условия, чем у конкурентов. Затем в ходе интервью с соискателями собирается информация о конкурентах.
К разведке примыкает деятельность по защите информации. Для такой работы необходимы специальные технические знания. Часто устанавливают ограничения доступа к базам данных с помощью структуризации уровня ответственности и введения паролей. *
Однако главное средство информационной защиты - принцип социальной ответственности организации. В качестве инструмента выступает социальный отчет. По сути дела, -этот документ - инвестиция ц репутацию организации, информирование общественности о вкладе организации в благосостояние страны и обеспечение прозрачности ее деятельности- цель отчёта: изменение отношений общества к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе - и выработка новых социальных ценностей и приоритетов развития страны, а также взаимодействие с международным сообществом.
- 3. Позиционирование. Порождение позитивных контекстов. Возвышение имиджа. Антиреклама. Отстройка от конкурентов. Контрреклама.
- 5. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью. Принципы со. (Области применения пр).
- Функции сбора и анализа информации. Функции распространения информации. Функции поддержания доброжелательных отношений организации, лидера с общественностью
- 8. Требования к личным качествам специалистов по пр.
- 9. Цикл race
- 10. Понятия «целевая аудитория», «ключевая аудитория», «конечный потребитель», «лидеры общественного мнения» в со. Типология групп общественности.
- 11. Содержательные модели пр-деятельности. Пр в системе имк. 4п. Инструменты продвижения
- 14. Оперативные и рабочие документы в со. Рабочие мероприятия в со.
- 15. Предыстоки со. Пр в разные исторические эпохи. Элементы пр в библии. Пр в сша. Со в России.
- 18. Общие правила подготовки рr-текстов.
- 19. Пресс-релиз. Достоинства пресс-релиза. Треб-ия к содержанию.
- 22. Исследовательско-новостные жанры pr- текстов
- 23. Исследовательские жанры pr – текстов.
- 24. Фактологические жанры pr – текстов
- 25. Образно-новостные жанры пр-текстов.
- 26. Комбинированные тексты.
- 27.Медиатексты.
- 28. Смежные pr- тексты.
- 30. Нейминг
- 31. Брендинг
- 32. Сущность и отличительные особенности технологий в связях с общественностью. Формирование технологий со. Технологическая цепочка.
- 33. Внутрикорпоративный пиар.
- 34. Этапы развития политический пр стратегий. Сравнит. Х-ка выборов ссср, России, сша. Избират. Технологии.
- 36. Социальный пр. Благотворительность. Франдрайзинг. Лоббирование.
- 38. Методы атаки в черном пиаре. Метод компромата, плохой похвалы, двойных аудиторий, виртуальных понятий. Защита.
- 39. Элементарные операции со. Присоединение. Изменение отношений.
- 40. Механизмы управления новостной информацией. Приемы конструирования новостной инфы. Продвижение новостей. Спин- доктор. Этапы менеджмента новостей.
- 41. История контент-анализа. Принципы контент-анализа. Сфера применения контент-анализа.
- 42. Классификация маркетинговых исследований. Этапы процесса маркетинговых исследований.
- 43. Социологические и социально-психологические исследования в пр.
- 45. Кеативные технологии. Закон Парето. Нестандартные приемы решения задач. Нлп.
- 46. Информационные войны.
- 47. Определение пр-кампании. Типы пр-кампаний – по планируемости и по сроку действия. Позитивные, негативные и позитивно-негативные пр-кампании. Пр-кампания и пр-акция.
- 48. Кризис и конфликт. Уп-е криз. Сит-ми. Осн. Разделы кризис-мен-та. Криз. План и команда экстренного реагирования.
- 49. Виды пр отделов. Статус корпоративных со. Проф. Требов-я к корпоратив. Пр-спецам.
- 50. Риторический канон как основа пр-текстов.
- 51. Речевая агрессия и способы ее нейтрализации.
- 52. Манипулятивные технологии.
- 53. Социальные роли журналистики.
- 54. 3Арождение журналистики в России.
- 55. Типологии сми
- 56. Жанры журналистского творчества.
- 59. Информационное общество.
- 61. Структура и типология современного радиовещания.
- 62.Специфика организационной структуры и жанрового разнообразия тв современного периода.
- 64.Типологические характеристики информационных агентств.
- 65. Информационно-коммуникативные средства внутриорганизационного характера.
- 66. Корпоративная газета.
- 67. Виды печатных средств организационной коммуникации.
- 68. Интранет как специфический вид внугриорганизационных коммуникаций.
- 69. Основные принципы газетного дизайна
- 70. Печатный процесс и форматы газетной бумаги
- 71. Система жанров фотожурналистики.
- 73. Социальные функции рекламы.
- 75. Структура рекламного рынка.
- 76. Средства распространения рекламы.
- 77. Виды и функции рекламных агентств. Рекламные агентства.
- 79. Виды классификаций рекламы.
- 80. Стилевые принципы рекламного текста. Эмоционально-экспрессивный код
- 81. Социальная и политическая реклама.
- 82. Жанры печатной рекламы.
- 83. Общая характеристика современного состояния государственной пресс-службы.
- 84. Основные цели и задачи пресс-службы.
- 85. Формы взаимодействия со средствами массовой информации.
- 86.Структура пресс-службы как административного элемента. Функции пресс-секретаря. Структура пресс-службы.
- 87. Специфика работы отделов пресс-службы.
- 88. Ресурсное обеспечение работы пресс-службы.
- 90. Организация работы пресс-центра
- 91. Типовая схема структуры пресс-службы руководителя региона.
- 92. Критерии выбора сми для установления связей с общественностью.
- 93. Возникновение массовых коммуникаций в обществе: функциональный подход. Технологические и социальные революции как факторы изменений в средствах и функциях массовой коммуникации.
- 94. Представление о коммуникации как о процессе. И структуре. Одноступ. И двуступ. Лидеры мнений.
- 96. Понятие языка коммуникации. Семиотика языка: синтактика. Семантика, прагматика.
- 97. Психология процесса коммуникации.
- 100. Психол-ие исследования мас.Ком-ции: имидж коммуникатора, психол-ие аспекты изучения аудитории.
- 101. Роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума. Социальные функции мас. Ком-ции.
- 104. Определение и социальные функции коммуникационного менеджмента. Сфера применения коммуникационного менеджмента. Внешние и внутренние коммуникационные организации.
- 106. Коммуникационный менеджмент в промышленном и коммерческом секторе. Отношения с клиентами, конкурентами, инвесторами. Спонсорство.
- 110. Научные проблемы коммуникационного консалтинга и типология коммуникаций в коммуникативном консалтинге.
- 111. Стили коммуникаций в системе консалтинга. Типологии коммуникаций и управление персоналом.
- 112. Структура коммуникационного процесса в системе управления и особенности передачи информации. Средства и каналы коммуникации в управленческом консультировании.
- 114. Пиарология как наука; ее основные характеристики.Предмет и объект пиарологии.
- 115.Компетенция специалиста по связям с общественностью
- 1. Социально-личностные компетенции специалиста по со:
- 2. Общепрофессиональные:
- 116.Творческий потенциал коммуникативного и информационного компонента pr -деятельности
- 117. Публичные коммуникации, публичная сфера, публичный дискурс
- 118.Методы и функции теории pr
- 119.Коммуникативная компетентность pr-cпециалиста
- 120. Ценностный смысл творчества