logo search
gotovye_1-120_gosy

10. Понятия «целевая аудитория», «ключевая аудитория», «конечный потребитель», «лидеры общественного мнения» в со. Типология групп общественности.

ЦА (мишень) (target group) целевая группа реклам. возд-я, наиб. перспектив. группа потребителей, выдел.я на основе социологич. процедур. Понятие аудитория - одно из центральных для СО. ПР-деятельность не направлена на общую публику, он направлена на "тщательно отобранные группы людей, к-рые являются составными частями большой общей» публики". Важно не только чёткое определение своей публики, но и точное определ-е её идеалов, интересов и каналов коммуникации.

В наиболее обобщ. виде выделяют 2 группы обществ-ти. Внешн. обществ-ть - группы людей, непосредств. не связ. с орг-ей: пресса, госуд. органы, работники сферы образования, клиенты, жители ближайшей местности, поставщики. Внутр. обществ-ть - те, кто входит непосредств. в состав орг-и.

Более плодотворной считается типологизация обществ-ти Джерри Гендрикса: 1) Работники СМИ. 2) Обществ-ть собств. орг-и. 3) Местные жители, их СМИ, лидеры групп и руководители местных политич., обществ., делов., религиоз., культур. и др. орг-й. 4) Инвесторы - реальные и потенц., пресса по финанс. вопросам, статистич. служба, сети финансовой и экономич. инфы, страховые информации 5)Государств. органы. 6) Потребители. 7) Обществ-ть групп особ. интересов, их каналы инфы, лидеры, руководители организаций. Дж. Груниг: непублика минимально включена в ситуацию; латентная публика не замечает своей связи с другими людьми и орг-ями в ситуации; сознающая публика понимает, что она зависит от воздействия других в этой ситуации, но не высказывает этого; активная публика включается в коммуникативные и организационные структуры для исправления ситуации.

Существуют разные подходы при определении целевых групп общественности. 1. Географический. Однако данный подход содержит мало полезной информации об особенностях и отличиях внутри данных границ. Он удобен, когда нужно выбрать СМИ, распределить ресурсы для выполнения программы с учётом плотности населения. 2. Демографический. Пол, доход, возраст, семейное положение. Не позволяет понять, почему или каким образом люди включены в проблемную ситуацию. Данные предоставляют возможность сделать первый срез, без дополнительной информации они мало помогают при разработке стратегии и тактики. 3. Психографический. Характеристики психологические и образа жизни сегментируют взрослое население на основе его «психологической зрелости». 4. С учётом скрытой власти. Во внимание принимаются люди, не обязательно находящиеся на вершине власти, однако оказывающие существенное - внешне незаметное экономическое и политическое влияние - влияние на мнения и решения других. Для идентификации таких людей необходимо комбинированное, тщательное и длительное наблюдение, интервьюирование причастных к проблемной ситуации людей, анализ документов, фиксирующих или отслеживающих скрытую власть. 5. С учётом статуса. Официальное положение индивида. Очень часто люди важны благодаря той роли, которую их положение играет в определённых условиях. Занимаемые ими должности делают их важными «игроками», если речь идёт об усилиях по достижению программных задач и целей пиарменов. 6. С учётом репутации. Определение осведомлённых и влиятельных индивидов, исходя из соображений и мнений о них других люден. Лидеры общественного мнения, влиятельные лица. 7. С учётом членства. Членство в профессиональной ассоциации или в группе специального интереса свидетельствует о включённости в определённую ситуацию данной личности. 8. С учётом роли в процессе принятия решения. Наблюдение за процессом принятия решения, уточнение того, кто и какую именно роль играет в процессе.

Главная особенность подхода специалистов по СО к определению целевой общественности заключается в том, чтобы установить, как люди включаются в ситуацию и как ситуация влияет на них. Знание того, что известно людям, как они себя чувствуют и что они делают, в соединении с информацией о том, кто и какое положение занимает, именно и составляет базу для подготовки продуманных программных действий по работе с каждой отдельной целевой группой общественности.