59. Информационное общество.
Информационное общество - это новый этап развития человеческой цивилизации, когда доминирующими становятся информационные процессы. Один из первых теоретиков медиакратии канадский культуролог Герберт Маклюэн заявил, что электронные СМИ устанавливают новый мир, парадоксально возвращая его к эпохе древности. Книги и газеты разделяют людей и порождают индивидуализм, а мифы. Некоторые теоретики считают источником фольклора самих журналистов, некоторые - телезрителей, которые творят его в виде набора желаний и образов.Стадии развития человечества:Аграрная – что было до капитализма, рабовлад. Строй, основная ценность – земля, военная сила.Индустриальная -капитализм. Ценность – недвижимость, собственность.Инф. Общество – ценность – информация.Стадиям соответствуют 3 источника власти: личность, собственность, организации – инф. Структуры.3 способа управления людьми: наказание, вознаграждение, убеждение.По мере воздействия на человека условно можно выделить "холодные" и "горячие" средства коммуникации."Холодные" -это те, что оставляют человеку, который участвует в процессе коммуникации возможность самостоятельно оценить ситуацию, оперировать своими знаниями, опытом, идеалами, ценностями. Это средства коммуникации, оставляющие человеку пространство свободы (например, телефон - это средство коммуникации, книги (связи между людьми).
"Горячие" - это те, которые захватывают человека целиком, растворяют его в себе (кино).Очевидно, что СМИ стремятся быть как можно более "горячими", захватывать человека, использовать его в своих целях, направлять его по тому пути, который выгоден тем. кто управляет СМИ. Человек, который жаждет, чтобы его развлекали, а не стремится к процессу мышления, будет заинтересован в "горячих" Смк. Борьба между этими разными СМК и их приверженцами, ведется, в конечном итоге между двумя человеческими ориентациями - на развлечение и на свободу. Современный человек в развитом обществе полностью удовлетворил свои биологические потребности. В современном информационном обществе потребление - это удовлетворение не столько собственных физических потребностей, сколько социальных. В цене потребительских товаров бренд стиль, статус занимают значительную долю, таким образом, даже приобретение товаров повседневного спроса это наполнение своего бытия символическими знаками, это позиционирование человека в культурном, символическом пространстве.
По отношению к информационному обществу эксперты делятся на оптимистов и пессимистов. Оптимисты отмечают огромные новые возможности, которые предоставляет информационное общество и его технологии. Пессимисты акцентируют внимание на том, что новое информационное общество подрывает основы сложившегося в мире порядка и не только не способствует равенству, защите прав человека и демократии, но и подрывает их. Появился даже термин "цифровое неравенство" - то есть различие в возможностях доступа разных людей, народов и классов к информационным ресурсам. Хороший показатель такого неравенства - уровень оснащения компьютерами и подключения к Интернету.
Один из самых интересных исследователей медиакратии - французский социолог Пьер Бурдье. Он утверждает, что СМИ и люди, использующие СМИ как инструментарий в работе, обладают специфической - символической властью, то есть возможностью создавать и навязывать другим свои: представления (что якобы существует в этом мире на самом деле); идеалы (что считать хорошим, что - приемлемым, что - недопустимым);оценки- отношения и оценочные наименования. Главный парадокс современных СМИ заключается в том, что с одной стороны, они становятся все более влиятельными, с другой - все более подпадают под контроль, прежде всего - финансовый.
Еще совсем недавно все было предельно просто - СМИ были рупором общества, его защитником, позиция интеллектуального слоя общества была на стороне СМИ. Сейчас все изменилось СМИ, контролируемые сильнейшими группами интересов, зачастую основанными на власти денег, не столько защищают общество, сколько манипулируют им. Говоря о центральной роли массовой информации в современном мире, нельзя обойти вниманием вопрос о роли PR в СМИ. Простая, лобовая реклама становится все менее выгодной. В постидустриальном обществе продается не товар как таковой, продается бренд и связанный с ним социально -культурный контекст. Продается образ жизни. "Макдональдсе". Независимые прежде дисциплины сближаются, образуя единое целое. Прежде всего, это такие дисциплины, как собственно PR; рекламные технологии; избирательные технологии; маркетинговые технологии; психотехники (среди них наибольшей известностью пользуется комплекс НЛП -нейролингвистическое программирование); новые образовательные технологии.
Миссия инф. Общ-ва – контроль за развитием человечества и управление законами общ. развития.
60. Медиа-политическая система России.Во всех системах СМИ пресса является агентом тех, кто обладает политической и экономической властью. Если в унитарной системе отсутствие независимости является почти абсолютным, то в рыночной системе с появлением множества центров власти плюралистичность присутствует и развивается. Принадлежность СМИ к той или иной государственной или финансово - промышленной группе определяет степень их свободы ровно настолько, насколько позволяют быть свободными их собственники. ПР - специалисту важно понимать следующее - чтобы манипулировать прессой, совершенно необязательно ею владеть. При организации ПР - компании с использованием СМИ нельзя не учитывать направленность политических и экономических интересов того или иного СМИ, его связей с медиа - группами, интересов и политических пристрастий собственника. Условия возникновения медиа-полит. Системы: инф. Превращается в реальную силу; доходы столь велики, что превращают своего владельца в хозяина.Ознакомимся с кратким описанием той медиа - системы, которая сложилась в России к 2002 году. ПЕРВЫЙ и важнейший уровень состоит из электронных и печатных СМИ, формирующих единое информационное пространство России. Как правило, они контролируются политизированным капиталом или находятся в собственности государства. а) информационные агентства - ИТАР - ТАСС, РИА "Новости", Росбизнесконсалтинг. б) Радио - радио России, Радио "Маяк" в) Печатная пресса - "Российская газета", "Парламентская газета" г) ТВ – ОРТ,РТР,НТВ,ТВС,"Культура",ГТРК;"Евроньюс" д) СМИ правительства Москвы - "Московская правда"."Тверская 13", "Вечерняя Москва", радио "Орфей","Радио - Г, Товорит Москва", телевидение (ТВЦ) е) СМИ союзного государства - газета "Союз", радиостанция "Союз", информационное агентство "Союз - инфо". Возможности для работы ПР - технологов со СМИ первого уровня характеризуются как ограниченные, так как эти СМИ осуществляют во многом контролируемые функции формирования общественного мнения в стране. Они призваны просвещать государственных служащих и политиков, ориентированных на восприятие государственных установок" Здесь допускается размещение ПР - материалов, не противоречащих общим установкам государства или сильных окологосударственных группировок. Коммерческий успех на этом уровне рассматривается как второстепенный фактор, на первом месте идеологический фактор. ВТОРОЙ УРОВЕНЬ печатных и электронных СМИ состоит их коммерческих изданий, теле - радиокомпаний всероссийского и межрегионального и регионального охвата. а)информационные агентства - "Интерфакс", "Прайм - ТАСС", б)ТВ - CTC,THT,REN - ТВ.ТВ - З. Дарьял – ТВ в)радио - "Маяк - 24", "Русское Радио", "Эхо Москвы", частотные каналы FM - диапазона. г)печатная пресса - "Коммерсантъ","Эксперт","Комсомольская правда". Коммерческие масс - медиа периодически интегрируются в общую медиа – политическую систему - посредством рекламной и ПР - поддержки политического кандидата или партии. Материальный фактор выдвигается на первый план. Творческой задачей ПР – технологов на этом поле становится создание таких информационных сценариев, которые могут казаться коммерческим масс - медиа привлекательными, в которые они могут втягиваться по собственному желанию, принимая точку зрения одной из сторон. ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ системы - региональные электронные и печатные СМИ. Уникальность этого уровня заключается в том, сто в различных регионах России сформировались существенно различающиеся между собой типы медийных моделей. Различаются они по семи основным параметрам: 1)информационная открытость власти; 2)уровень свободы производства информации; 3)уровень свободы распространения информации; 4)медийная насыщенность региона; 5)развитие регионального медийного и рекламного рынка; 6)уровень медийной конфликтности региона и характер конфликтов; 7)уровень и хапрактерн самоорганизации медийного сообщества. Семь региональных моделей СМИ, отражающих суть взаимоотношений государства и СМИ, рыночный или нерыночный характер последних: 1)Калмыцко-адыгейсксая модель (авторитарный вариант советской медийной модели или "зона безконфликтности") 2)Белгородско - башкортостанская модель (патерналистский вариант советской медийной модели, или "Домострой" - сюда входит Орловская область) 3)Кубанско - татарская медийная модель (модернизированный вариант советской медийной модели, модель управляемой свободы СМИ "Отец народа") 4)Переходная к рыночной медийная модель (треть населения России - Нижегородская, Мурманская облпсти и 30 областей России) 5) Свердловская медийная модель (рыночная - Москва и Санкт - Петербург, Кемеровская и четверть населения) 6) Приморско - тульская модель (рыночная модель с высоким уровнем конфронтации между властью и негосударственными СМИ) 7)Депрессивная модель ("медийная тундра" - крайне низкая медийная насыщенность, низкое качество СМИ, отсутствие признаков медийного и рекламного рынков - Алтай, Коми - Пермякский, Ненецкий, Чукотский автономные округа). ЧЕТВЁРТЫМ уровнем информационной системы можем считать Интернет. Огромный набор коммуникационных каналов, которые могут быть использованы в ПР - целях. Картина информационной системы была бы неполной, если бы мы не упомянули ВНЕСИСТЕМНЫЕ СМИ - русскоязычные радиостанции "Свобода", "Голос Америки", а также работающие на российском рынке зарубежные газетно - издательские корпорации. По источнику финансирования и охвату аудитории их можно отнести к первому уровню поправкой на "Нероссийское происхождение", по профессиональным стандартам - ко 2 уровню - российским коммерческим СМИ.
- 3. Позиционирование. Порождение позитивных контекстов. Возвышение имиджа. Антиреклама. Отстройка от конкурентов. Контрреклама.
- 5. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью. Принципы со. (Области применения пр).
- Функции сбора и анализа информации. Функции распространения информации. Функции поддержания доброжелательных отношений организации, лидера с общественностью
- 8. Требования к личным качествам специалистов по пр.
- 9. Цикл race
- 10. Понятия «целевая аудитория», «ключевая аудитория», «конечный потребитель», «лидеры общественного мнения» в со. Типология групп общественности.
- 11. Содержательные модели пр-деятельности. Пр в системе имк. 4п. Инструменты продвижения
- 14. Оперативные и рабочие документы в со. Рабочие мероприятия в со.
- 15. Предыстоки со. Пр в разные исторические эпохи. Элементы пр в библии. Пр в сша. Со в России.
- 18. Общие правила подготовки рr-текстов.
- 19. Пресс-релиз. Достоинства пресс-релиза. Треб-ия к содержанию.
- 22. Исследовательско-новостные жанры pr- текстов
- 23. Исследовательские жанры pr – текстов.
- 24. Фактологические жанры pr – текстов
- 25. Образно-новостные жанры пр-текстов.
- 26. Комбинированные тексты.
- 27.Медиатексты.
- 28. Смежные pr- тексты.
- 30. Нейминг
- 31. Брендинг
- 32. Сущность и отличительные особенности технологий в связях с общественностью. Формирование технологий со. Технологическая цепочка.
- 33. Внутрикорпоративный пиар.
- 34. Этапы развития политический пр стратегий. Сравнит. Х-ка выборов ссср, России, сша. Избират. Технологии.
- 36. Социальный пр. Благотворительность. Франдрайзинг. Лоббирование.
- 38. Методы атаки в черном пиаре. Метод компромата, плохой похвалы, двойных аудиторий, виртуальных понятий. Защита.
- 39. Элементарные операции со. Присоединение. Изменение отношений.
- 40. Механизмы управления новостной информацией. Приемы конструирования новостной инфы. Продвижение новостей. Спин- доктор. Этапы менеджмента новостей.
- 41. История контент-анализа. Принципы контент-анализа. Сфера применения контент-анализа.
- 42. Классификация маркетинговых исследований. Этапы процесса маркетинговых исследований.
- 43. Социологические и социально-психологические исследования в пр.
- 45. Кеативные технологии. Закон Парето. Нестандартные приемы решения задач. Нлп.
- 46. Информационные войны.
- 47. Определение пр-кампании. Типы пр-кампаний – по планируемости и по сроку действия. Позитивные, негативные и позитивно-негативные пр-кампании. Пр-кампания и пр-акция.
- 48. Кризис и конфликт. Уп-е криз. Сит-ми. Осн. Разделы кризис-мен-та. Криз. План и команда экстренного реагирования.
- 49. Виды пр отделов. Статус корпоративных со. Проф. Требов-я к корпоратив. Пр-спецам.
- 50. Риторический канон как основа пр-текстов.
- 51. Речевая агрессия и способы ее нейтрализации.
- 52. Манипулятивные технологии.
- 53. Социальные роли журналистики.
- 54. 3Арождение журналистики в России.
- 55. Типологии сми
- 56. Жанры журналистского творчества.
- 59. Информационное общество.
- 61. Структура и типология современного радиовещания.
- 62.Специфика организационной структуры и жанрового разнообразия тв современного периода.
- 64.Типологические характеристики информационных агентств.
- 65. Информационно-коммуникативные средства внутриорганизационного характера.
- 66. Корпоративная газета.
- 67. Виды печатных средств организационной коммуникации.
- 68. Интранет как специфический вид внугриорганизационных коммуникаций.
- 69. Основные принципы газетного дизайна
- 70. Печатный процесс и форматы газетной бумаги
- 71. Система жанров фотожурналистики.
- 73. Социальные функции рекламы.
- 75. Структура рекламного рынка.
- 76. Средства распространения рекламы.
- 77. Виды и функции рекламных агентств. Рекламные агентства.
- 79. Виды классификаций рекламы.
- 80. Стилевые принципы рекламного текста. Эмоционально-экспрессивный код
- 81. Социальная и политическая реклама.
- 82. Жанры печатной рекламы.
- 83. Общая характеристика современного состояния государственной пресс-службы.
- 84. Основные цели и задачи пресс-службы.
- 85. Формы взаимодействия со средствами массовой информации.
- 86.Структура пресс-службы как административного элемента. Функции пресс-секретаря. Структура пресс-службы.
- 87. Специфика работы отделов пресс-службы.
- 88. Ресурсное обеспечение работы пресс-службы.
- 90. Организация работы пресс-центра
- 91. Типовая схема структуры пресс-службы руководителя региона.
- 92. Критерии выбора сми для установления связей с общественностью.
- 93. Возникновение массовых коммуникаций в обществе: функциональный подход. Технологические и социальные революции как факторы изменений в средствах и функциях массовой коммуникации.
- 94. Представление о коммуникации как о процессе. И структуре. Одноступ. И двуступ. Лидеры мнений.
- 96. Понятие языка коммуникации. Семиотика языка: синтактика. Семантика, прагматика.
- 97. Психология процесса коммуникации.
- 100. Психол-ие исследования мас.Ком-ции: имидж коммуникатора, психол-ие аспекты изучения аудитории.
- 101. Роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума. Социальные функции мас. Ком-ции.
- 104. Определение и социальные функции коммуникационного менеджмента. Сфера применения коммуникационного менеджмента. Внешние и внутренние коммуникационные организации.
- 106. Коммуникационный менеджмент в промышленном и коммерческом секторе. Отношения с клиентами, конкурентами, инвесторами. Спонсорство.
- 110. Научные проблемы коммуникационного консалтинга и типология коммуникаций в коммуникативном консалтинге.
- 111. Стили коммуникаций в системе консалтинга. Типологии коммуникаций и управление персоналом.
- 112. Структура коммуникационного процесса в системе управления и особенности передачи информации. Средства и каналы коммуникации в управленческом консультировании.
- 114. Пиарология как наука; ее основные характеристики.Предмет и объект пиарологии.
- 115.Компетенция специалиста по связям с общественностью
- 1. Социально-личностные компетенции специалиста по со:
- 2. Общепрофессиональные:
- 116.Творческий потенциал коммуникативного и информационного компонента pr -деятельности
- 117. Публичные коммуникации, публичная сфера, публичный дискурс
- 118.Методы и функции теории pr
- 119.Коммуникативная компетентность pr-cпециалиста
- 120. Ценностный смысл творчества