logo search
Ответы ГОС 2013

80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.

Выразительность речи - совокупность таких ее качеств, которые обеспечивают полноценное, то есть максимально приближенные к адекватному пониманию передаваемой информации, восприятие речи адресатом. Чаще выразительность понимается как синоним экспрессивности речи, как выразительные средства языка. Слово выражает понятие. В этом же качестве оно используется в научной и официально-деловой речи. В разговорно-бытовой сфере слово, как правило, выражает еще и представление. В контексте художественной речи и в публицистике слова часто выражают не только представления, но и художественные образы. При этом используются единицы всех языковых уровней: от фонетического до синтаксического. В числе таких приёмов – тропы и фигуры.

Троп – перенос наименования, заключающийся в том, что слово, словосочетание, предложение, традиционно называющее один предмет (явление, процесс), используется для обозначения другого, связанного с первым. Механизм действия Т.: совмещение в одном слове или высказывании двух семантических планов: коллективно-языкового, соответствующего «буквальному» значению слова, и ситуативного, относящегося к данному случаю.

К тропам относят метафору, метонимию, синекдоху, сравнение, олицетворение, аллегорию, перифразу, иронию, гиперболу, иронию, эпитет, каламбур. Различие между тропом художественным и публицистическим носит качественный характер: публицистический троп является средством социальной оценки, привлечения внимания адресата, воздействия на него; художественный - раскрытия содержания, дополнительных смысловых оттенков.

Сравнение – основной троп. Выражается сравнительными оборотами, синтаксическими конструкциями, сравнительными степенями прилагательного, наречия, формой творительного падежа существительного. На сравнении базируются почти все остальные тропы. Образ обязательно опирается на сравнение, явное или скрытое. Это сравнение может быть основано на контрасте, сходстве или смежности, степени широты или узости понятий. Примеры: Беда кружится чёрной птицей.

Эпитет – образное художественное определение, может быть выражен только прилагательным или наречием. Примеры: Железный характер. Гитарообразные итальянки.

Метафора – перенос признаков с одного предмета на другой на основе сходства. Как разграничить сравнение и метафору? Метафора – это всегда скрытое сравнение. Всегда выражена сущ и глаг. Примеры: «Нику» потеряли в капусте. Караты счастья.

Синестезия – троп метафорического характера, задействующий несколько чувств сразу. Очень часто используется в заголовках в женских журналах. Пример: Ощутите сияние аромата. Слушай аромат. Невкусный на вид.

Олицетворение – (разновидность метафоры) перенос свойств любого живого существа на неживое. Персонификация – перенос свойств конкретного человека на неживое существо. Пример: Банки сидят на огромной денежной подушке. Юмор дышит в каждой строчке.

Метонимия – перенос свойств с одного предмета на другой, причём эти предметы связаны по смежности, вовлеченности в одну ситуацию. В отличие от нее, метафора не имеет связи в реальной жизни. В метонимии сходство реальное. Пример: Золото – у гуттаперчевых девочек, серебро – у прыгунов. Китай в космосе.

Оксюморон основан на сочетании противоположных по смыслу слов, означающих взаимоисключающие понятия, при этом создается нечто новое по содержанию. Пример: Назад в будущее. Вперед в прошлое. Юная взрослость Земфиры.

Гипербола – непомерное увеличение чего-либо, литота – непомерное уменьшение чего-либо. Гипербола в публицистике используется чаще. Пример: Скоро из Земли выкачают последнюю каплю нефти. Мужчины исчезнут, как динозавры. Бесконечно длинные ресницы. Сегодня ночью глаз не сомкнула.

Эвфемизм – эмоционально нейтральное слово или выражение, вместо грубого или неприличного. Пример: «Афроамериканец» вместо «негр».

Дисфемизм - Грубое слово вместо смягчённого, очень частое явление в современных СМИ. Пример: «Дуба дать» вместо «отойти в мир иной», «Зачем родителям тупая уродка».

Фигуры, в отличие от тропов, основываются на обыгрывании синтаксических конструкций. За счёт обыгрывания формы происходит смысловое выделение. Фигуры отвечают за выразительность текста.

Многоточие – умолчание, основанное на недосказанности, незаконченность некоторой синтаксической конструкции. Многоточия внутри речи характеризуют прерывистость, паузы, речь – живая, реальная. Цель многоточия – привлечение внимания.

Риторический вопрос (реализуется модель Клюева) - вовсе не исключает ответа, ответ может быть весьма неожиданный.

Риторическое восклицание не только выражает эмоции, но и привлекает внимание читателя, делает акцент. Пример: Поймите, мы устали!

Парцелляция – расчленение одной синтаксической структуры на самостоятельные отрезки. В женских журналах часто обыгрывается с помощью скобок. Пример: Товарный состав (преступления). Зал ожидания (твоего романа). Лечу без крыльев. Все болезни.

Анафора – единоначатие. Используется в публицистике часто. Реже используется эпифора – единоокончание. Пример: Мы устали ждать! Мы устали плакать! Мы устали надеяться!

Инверсия – изменение порядка слов. Градация (восходящая и нисходящая) – последовательное усиление или ослабление следующих в тексте друг за другом смыслов. Пример: Сегодня ты украл винтик, завтра украдешь прокатный стан. Время летит: минута, век, эра.

Хиазм – перекрещивание понятий. Пример: Виртуальная реальность или реальная виртуальность. В России две напасти: внизу – власть тьмы, вверху – тьма власти. Ценности культуры и культура ценностей.

Зевгма – в качестве однородных членов предложения используются разнопорядковые. Пример: Я пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием. Весной распускаются почки, болезни и женщины.

Каламбур обыгрывание известных текстов. Цель каламбура – эффект, если игра не приносит эффекта, это не каламбур. Пример: Красавица и хирург. За модное тело платят здоровьем.

Палептон (тавтология, плеоназм) – тавтология – это ошибка, а палептон – обыгрываются разные значения одного и того же слова. Пример: товарищи, среди нас есть товарищи, которые нам давно не товарищи!