logo search
Ответы ГОС 2013

18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.

1. казённо-официальный характер газет, стандартизованность в отборе и подаче информации (на первом месте - династические новости, затем придворная жизнь, сведения о чинопроизводстве и наградах и после - любопытные известия и культурная информация).

2. недолговечность журналов, их нерегулярность, неспособность обеспечить единство направления, тяготение к моножурналу, т.е. журналу одного лица;

3. в конце века начинаются гонения на журналистов;

4. ограниченность содержания; существование цензурных ограничений.

5. развитие журнальных жанров и непопулярность газет.

6. Разобщенность журналистского общества по проблемам:

- гуманизма (просвещение и крепостничество),

- патриотизма (гражданин - запрещённое слово),

- веры в просветительские идеалы,

- протест против произвола гос власти и помещиков,

- борьба за развитие науки и нац культуры.

Таким образом, именно сатирические журналы закладывают традиции глубочайшего исследовательского журнализма. Потому что сатира была единственным способом приблизить интеллигенцию и верхушку власти к проблемам, стоящим перед российским обществом. Эта традиция с блеском была продолжена Зощенко, Ильфом и Петровым, Аверченко и другими мастерами сатиры в 20 веке.

  1. Публицистика М.Е. Салтыкова - Щедрина. М.Е. Салтыков Щедрин о современной ему прессе.

С-Щ - крупнейшая фигура второй половины 19 века. Выдающийся сатирик, писатель, редактор и публицист. Условно выделяются три периода в творчестве:

1. Рецензии для «Отече­ственных записок» и «Современника» в 1846-1848 гг. и в 1856-1862 гг., сотрудничество с различными изданиями (перерыв - ссылка в Вятку).

2. руководство журналами: с 1862 по 1864 г. соредактор Некрасова в «Современнике», с 1868 по 1884 г. с Некрасовым «Отечественные записки» (после его смерти - официальный редактор журнала).

3. длившийся с 1884 г, (после закрытия «Отечественных записок») до смерти в 1889 г. - время вынужденного сотрудничества в чужих изданиях.

Литературная известность - после ссылки. «Русский вестник», с 1856 - «Губернские очерки». Причина успеха в их злободневности, антикрепостнической направленно­сти, нашедшей отклик в обстановке общественного подъ­ема в стране. Они положили начало целой «обличительной» литературе. Особое место в творчестве С-Щ: сатирические обозрения – циклы очерков, в которых слиты элементы публицистики и художественной прозы.

Публицистика. Самый напряженный и плодотворный пе­риод - во время редакторства в «Отечественных записках» - 1868-1884. 1868-69гг: два цикла: «Признаки времени» и «Письма из провинции». В низх он ставит вопросы: что изменилось в жизни России после реформы 1861г.? Почему общественный подъем 60-х годов не принес ожидаемого результата? Причина: слишком неоднородно было «движение реформаторов». Хотя крепостное право юридически отменено, его пережитки живы – «в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках». «Признаки времени» имеют сатирическую характеристику земской реформы: «собирают налог и делят деньги между собой». Образ пирога, как национального богатства, к которому подходят и закусывают.

В 1872-1876гг: «Дневник провинциала в Петербурге» (1872) и «Благонамеренные речи» (1872-1876). Посвящены дальнейшему развитию капитализма в России и отражению этого процесса в политической жизни страны.

С-Щ одним из первых создал типические образы представителей русской буржуазии 70–80-х годов и либералов. Разоблачение либерализма: одна из главных тем. Еще одна: характеристика прессы. «Дневник провинциала в Петербурге»: издевательская характеристика либерально-буржуазной прессы 70-х годов - печати «пенкоснимателей». «Старейшая российская пенкоснимательница»: «Санкт-Петербургские ведомости» Корша - крупнейшая либеральная газета. Высмеял продажных, трусливых газетных борзописцев, фразеров и болтунов, идеологов и теоретиков хищничества.

“Благонамеренные речи” - цикл, в котором С-Щ показывает всю ложь и лицемерие идеологических основ дворянско-буржуазного государства, фальшь благонамеренных речей адвокатов, которые «забрасывают вас всевозможными «краеугольными камнями», говорят о различных «основах» и тут же «на камни паскудят и на основы плюют».

В 1874 году начинает новый цикл очерков – «В среде умеренности и аккуратности». Здесь злая сатира на либеральную прессу, явно повернувшую в к.70-х к монархизму. Прототип газеты «Чего изволите?» и ее редактора, Молчалина 2 - Суворин, издатель «Нового времени».

Сатирик ввел читателей во все тайны редакционной кухни. Название передовицы - пародия на содержание и характер передовых статей, на бюрократический язык, которым излагались законы. Пустословие возведено здесь в принцип, и только одна мысль беспокоит редактора — как бы при всем либерализме дать каждой фразе такой оборот, чтобы не осталось и тени недоверия к начальству?!

Глава «Тряпичкины-очевидцы» из этого цикла сатирична. Корреспонденты газеты «Краса Демидрона» - Подхалимов I, Подхалимов II и Ящерицын — не поехали на военные действия, а остались в губерниях, и один посылал в газету «фронтовые» корреспонденции. «Краса Демидрона» - измененное название публичного дома в Петербурге, поведение корреспондентов подчеркивает общую черту буржуазной прессы — продажность. Все зависит от издателей - содержателей увеселительных заведений. Скандальная хроника, порнография, социальная демагогия - вот основное содержание газеты «Краса Демидрона» в 80-е годы.

Два цикла: “Современная идиллия” и “Письма к тетеньке”. В «Письмах к тетеньке» (1881-1882) после закрытия «Отечественных записок» разоблачены террористические организации – в первую очередь «Священная дружина». Осуждается российское государство со всеми его институтами.

Очерки “За рубежом”: впечатление от посещения Германии, Франции. Вопрос о путях развития России (увидев европейскую жизнь): какой будет капитализм? Ответ - в диалоге двух мальчиков в фантастическом сне (мальчик в штанах и мальчик без штанов). С-Щ.: штаны - символ буржуазной цивилизации. С-Щ: “ и русский мальчик оденет штаны буржуазной цивилизации, так как в России уже существует капитализм”. С-Щ не может смириться с тем, что капиталистический путь - идеальный для России.

Когда в 1884 “Отечественные записки” были закрыты, С-Щ оказался без привычной трибуны. Либеральные издания боялись пригласить С-Щ, это могли счесть попыткой возродить “ОЗ”. “Русские ведомости” (московская либеральная газета) в конце 1884 опубликовала некоторые произведения С-Щ. После этого - “Вестник Европы” (Пб).

“Пестрые письма” - повествование о “пестрых людях”, то есть о тех, кто в годы реакции сменили свои политические взгляды. Пестрота жизни. Главный общественный тип - “пестрые люди”, у которых “что ни слово, то обман”.

Среди этих натур С-Щ обращается к теме ж-тов: было время, когда С-Щ очень зло относился к ж-там, теперь он уже и не надеется, что можно исправить ж-тов своей сатирой - двойственность в характеристике ж-тов периода реакции.

Основная тематика сатиры Салтыкова-Щедрина:

1. Пореформенное положение классов: крестьянство и помещики.

2. Механизм бюрократической машины государственного управления.

3. Становление капитализма (прежде всего в деревне). Проникновение во все сферы общественной жизни.

4. Нравственно-идеологическая группа проблем. Уровень самосознания народа, способности их к протесту. Разбор идеологии новых либералов. Появились новые интеллигентные профессии: ж-ты, адвокаты и др. - С-Щ подвергает их критике.

5. Пути развития России в связи с народничеством - один из самых главных вопросов для С-Щ. Оценка опыта европейских стран.

Особенности творческой манеры:

- Многожанровость. Очерки - часто пародии, письма, дневник, фельетон, пародия на фельетон, драматическая сцена (диалог), сказка.

- Часто встречаются: гипербола, гротеск, фантастика, ирония, юмор. Громадная сила обобщения.

- Очерки С-Щ населены литературными персонажами - чтобы вызвать определенные ассоциации у читателей и уходить от преследований цензуры.

- Создание образа рассказчика или корреспондента (становится самостоятельным персонажем ряда произведений).

- Двуплановость образа рассказчика (неожиданно С-Щ начинает говорить его устами - это очень легко различить).

Таким образом, Салтыков-Щедрин одним из первых начал разоблачать либерализм, его идеологов, создал типические образы русской буржуазии (Молчалин, Глумов, Ноздрев). Писатель был и остается непревзойденным мастером публицистической сатиры, замечательным художником слова. В своем творчестве он часто прибегал к иносказанию, гиперболе, иронии, фантастике, использовал пародию, юмор. Огромная сила сатирического обобщения, типизации – яркая индивидуальная особенность стиля Салтыкова-Щедрина.

  1. «Энциклопедический» тип журнала в истории русской журналистики 19 века. В.Г.Белинский о журнале «Библиотека для чтения».

Энциклопедический тип журнала

Отличие от западноевропейской ж-ки: значительное распространение толстых журналов.

Самыми общими характеристиками толстого журнала являются:

1)объем (до 300–500 стр);

2)совокупность множества тем, находящихся в сфере его внимания;

3)особый состав номера, совмещающий литературно-художественный сборник, политическую газету и научную энциклопедию.

В России с ее территориями при отсутствии хороших путей сообщения и ограниченном числе книг именно журнал - единственный поставщик и художественной литературы, и сведений о злободневных событиях, и сообщений о достижениях науки. Почти век он господствовал в системе русской журналистики осн. типом периодического издания.

В рамках журнала «обычного русского типа» существовало два основных подтипа:

1.) Литературно-публицистический: некрасовский «Современник», «Отечественные записки»). Акцент на политику, худ.литературу и лит.критику.

2.) Энциклопедический: «Московский телеграф», «Телескоп», «Библиотека для чтения». Акцент на просвещении читателей, публикация достижений науки. Разрывал сословные рамки журналистики. Журнал обо всем и для всех, а не только для узкого круга образованного дворянства. Наиболее полное выражение в издании О. Сенковского «Библиотека для чтения».

«Библиотека для чтения» Смирдина-Сенковского:

"Библиотека для чтения, журнал словесности наук, художеств, новостей и мод" - первый толстый журнал энциклопедического типа, рассчитанный прежде всего на провинциала.

Создавался по европейскому образцу как коммерческое предприятие. Подписная плата на журнал составляла 50 рублей ассигнациями в год. Невысокая подписная цена расширила читательскую аудиторию. К концу 3 лет имел около 7 тыс. подписчиков.

Постоянные отделы: «Русская словесность», «Иностранная словесность», «Науки и художества», «Промышленность и сельское хозяйство», «Критика», «Литературная летопись», «Смесь». Заканчивался номер описанием модных туалетов, прилагались картинки мод.

«Науки и художества»: приоритет естественнонаучным, экономическим статьям иностранных авторов о технических достижениях. Редактор придавал им занимательную форму, исключая теорию и оставляя любопытные факты, полезные сведения.

"Промышленность и сельское хозяйство" - главный отдел журнала. Содержались советы и рекомендации: по уходу за скотом, по использованию новых орудий сельского труда, по изготовлению продуктов питания и т.д.

«Литературная летопись»: Сенковский использовал изобретенную им литературную маску барона Брамбеуса. От его лица он смешил и дурачил публику, развлекая ее анекдотами из жизни литераторов, мистификациями и пародиями на современные произведения.

«Смесь»: разнообразные сведения и любопытные факты из истории, географии, метеорологии, театра; на любой вкус, возраст, образование. От сонников и рецептов лекарств до сенсаций из жизни королей, полководцев.

«Критика»: ряд статей самого разнообразного содержания и почти все - рецензии Сенковского. Он ставил Пушкина ниже поэта Алексея Тимофеева. На титульном листе «Библиотеки для чтения» в 1834 г. печатали список авторов, чьи труды предполагалось помещать. Меньше чем за год от журнала отходят лучшие литературные силы – Пушкин, Жуковский, Крылов, Денис Давыдов, Баратынский, некоторые вообще не печатались. Задача: создать своих «знаменитостей» и этим удержать читателей при журнале.

Русская и иностранная словесность. Отдел «Русская словесность»: В.Одоевский, В.Даль, А.Марлинский. Первые два года печатался Пушкин («Пиковая дама», отрывки из «Медного всадника», «Песни западных славян», сказки). «Иностранная словесность» публиковала Э.Сю, Бальзака. К концу десятилетия состав авторов изменился. Позже в отделе печатались низкопробные вирши доморощенных «знаменитостей», повести и пьесы с занимательными, «захватывающими» сюжетами. Такова же была и переводная беллетристика, причем переводы зачастую сильно отличались от подлинника. В угоду провинциальной публике, любившей счастливые развязки, Сенковский изменил конец романа Бальзака «Отец Горио»: Растиньяк стал миллионером.

Белинский о «Библиотеке для чтения»:

Эту способность редактора «Библиотеки» угадывать интересы своего читателя высоко оценивал Белинский. «Сенковский на эти вещи – гений, он первый начал печатать в журнале романы и драмы», – заявлял критик. "Появление этого журнала -- истинная эпоха в истории русской литературы. До него наша журналистика существовала только для немногих, только для избранных, только для любителей, но не для общества". Рассмотрев все отделы, критик приходит к выводу, что «Библиотека для чтения» – журнал провинциальный: вот причина ее силы». Белинский настаивает на придании журналу единого, строгого направления: «Журнал должен иметь, прежде всего, физиономию, характер, альманашная безличность для него всего хуже». И Белинский хвалит «Библиотеку» за такую физиономию, хотя она и не отвечает требованиям, предъявляемым к серьезному демократическому журналу.

Самым большим недостатком «Библиотеки для чтения» считал то, что она не развивает читателя, а сама идет на поводу у него, «без нужды слишком низко наклоняется, так низко, что в рядах своих читателей не видит никого уж ниже себя». Его возмущают также «предосудительные» средства «Библиотеки» в завоевании читателей – развязный тон, самохвальство, помещение недостоверных сенсаций, реклама доморощенных «знаменитостей».

  В 30 гг. "Библиотека для чтения" пользовалась огромной популярностью. В 1848 г. издание "Библиотеки для чтения" перешло к другому книгопродавцу. Спустя десятилетие читатели, оценив качественный уровень обновленных «Отечественных записок» и «Современника», нашли в них отклик на запросы времени и отхлынули от «Библиотеки для чтения». Таким образом, энциклопедический тип журнала является национальной особенностью русской журналистики 19 века. Именно энциклопед. журнал «Библиотека для чтения» заложила традицию гонораров для журналистов.