logo search
Ответы ГОС 2013

72. Сми в контексте семиотики и структурализма

Структурализм – междисциплинарный подход (зародился во Франции, становится популярным в 60-70 гг. 20 века), в основе которого лежит преимущественно структурная лингвистика (идеи Фердинанда де Соссюра о языке как знаковой системе). Суть подхода – поиск глубинных внутренних структур, детерминирующих реальность (это структуры языка и мышления). Яркие представители – Клод Леви-Стросс (социальная антропология), Луи Альтюссер (социальная теория и философия), Ролан Барт (литературная критика и культурология), Жан Лакан (психоанализ), Мишель Фуко (история идей).

Структурализм оказал влияние на развитие семиологии – науки о свойствах знаков и знаковых систем. В фокусе внимания семиологии – знаки как носители значений; коды или системы, в которые знаки организованы; культура, в рамках которой происходит оперирование знаками и кодами. Семиотика - наука о знаках. Сообщение, которое передается уже закодировано (внешность, речь, мимика). Технические коды: ракурс, освещение, графика. Коды – преобразуют сообщение в целое. Коммуникаторы предпочитают кодировать сообщение, навязывать аудитории предпочтительный смысл. Получатель не обязан принимать сообщение таким, каким оно было ему послано. Они могут сопротивляться идеологическому влиянию. Смыслы могут получиться разными.

Знаки бывают двух типов. Во-первых, это естественные знаки, те явления в природе, вроде изменения цвета листьев, которые представляют нечто другое, например приход осени. Во-вторых, искусственные знаки, элементы, которые были созданы, например флаг, чтобы представлять что-нибудь еще в социальном мире, скажем патриотизм и долг. Эти искусственные знаки эффективны только в том случае, если люди договорились об их значении, т.е. они «интерактивны»: два или более человека должны договориться в дальнейшем реагировать на этот знак относительно постоянным образом. Американский культуролог Джон Фиске рассматривает систему кодов телевидения, которая включает 3 уровня:

1) социальные коды (например, внешность, жесты, речь героев);

2) технические коды (камера, освещение, музыка и т.д.),

3) идеологические коды (например, индивидуализм, материализм и т.д.).

Медиатексты по Дж. Фиске – не просто закодированные коммуникатором сообщения, это еще продукт активности своих читателей (которые атрибутируют тексту определенные смыслы и значения в момент его прочтения). Большинство аудитории постоянно меняет или отклоняет доминирующую идеологию, заложенную в сообщениях СМИ. Т.е. медиатексты имеют множественные варианты прочтения / потребления аудиторией. Фиске также считает, что аудитория способна сопротивляться, выбирая альтернативные стратегии восприятии массовой информации. Медиатексты по Дж. Фиске – это еще продукт активности своих читателей (которые атрибутируют тексту определенные смыслы и значения в момент его прочтения). Текст возникает в процессе чтения и восприятия аудиторией. Чем реалистичнее сообщение, тем ограниченнее смысл, который может сконструировать аудитория. Чем полисемичнее, тем более открыт для получения альтернативных смыслов.

Схожие взгляды у итальянского семиолога и писателя Умберто Эко. Например, в статье «К семиотическому анализу телевизионного сообщения» (1972) он рассматривает коды и субкоды, лежащие в основе телевизионного сообщения: 1) портретный код; 2) лингвистический код; 3) звуковой код. Эко также подчеркивает активную роль аудитории в интерпретации медиа-сообщений.

В анализе повествовательной структуры текстов массовой культуры (например, романов Флеминга о Джеймсе Бонде) Эко исходит из идеи Владимира Проппа (основатель русского формализма) об инвариантной структуре народных сказок. Подход В. Проппа часто используется для выявления мифологических сюжетов в СМИ (особенно при освещении предвыборных кампаний) – некоторые называют это культурно-мифологическим анализом.

Критика структурализма – за формализм, схематизм, антиисторизм, онтологизацию структур, исключение субъекта (важны только структуры).